Жанр поэмы в творчестве Некрасова. Эволюция тематики и поэтики.



Жанровое своеобразие крестьянских поэм Некрасова

Новым словом в некрасовской поэзии стала поэма "Коробейники" (1861). Не случайно позднее Чернышевский писал в романе "Что делать?", что это произведение "у него в новом роде. Но видно, что это его, Некрасова..." Главным достоинством поэмы оказалась народность, многосторонне раскрывшаяся.

 

Ею определяется уже необычность посвящения "другу-приятелю", костромскому крестьянину Гавриле Яковлевичу Захарову. Но это не только благожелательный жест. Поэма действительно посвящена крестьянину в том смысле, что он рассматривается Некрасовым как вероятный и желательный читатель. Такого еще не было в практике писателя. То, что за фигурой Г. Я. Захарова поэту виделся вообще читательский крестьянский мир, подтверждает предпринятое Некрасовым в серии "Красные книжки" издание "Коробейников", которое предназначалось для народа и распространялось через офеней.

 

Хотя произведение было рассчитано на массового народного читателя, оно не стало от этого менее замечательным как явление литературы. Ни о каком упрощении нет и речи.

 

Сам сюжет поэмы выхвачен из народной жизни, вырос на основе рассказов того же Г. Я. Захарова. Но естественно, содержание ее не сводится к истории коробейников. Не случайно в основу положен сюжет-путешествие, дающий возможность широкого охвата жизни. Прежде всего поэма лирична. Важную роль в ней играет любовь, в которой раскрылись глубины души крестьянки Катеринушки – одного из самых привлекательных женских образов в поэзии Некрасова. Любовь вызвала к жизни могучую песенную стихию. Известно, как глубоко вошла в народную жизнь, стала и по бытованию народной чисто литературная некрасовская "Коробушка", эта, по выражению А. Блока, "великая песня". Но поэма дает и эпические картины русской действительности с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. В ее состав органично входят история о Титушке-ткаче, "Песня убогого странника", пропетая на одной томительной, рыдающей ноте с однообразным нищенским припевом. Поэма как бы непрестанно растет изнутри: центральный сюжет отпочковывает новые и новые эпизоды.

 

"Одной этой поэмы, – писал Ап. Григорьев, – было бы достаточно для того, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, т. е. насколько поэзия его органически связана с жизнию".

 

И крестьянин, и ямщик, и маленький чиновник, и разночинец-бедняк обретали в стихах поэта свой голос. Но нет в некрасовской поэзии голоса, который более хватал бы за душу, чем голос русской женщины. Недаром на похоронах поэта две крестьянки несли венок "От русских женщин"... Даже классический образ Музы под пером Некрасова терял привычную символику, оказываясь "сестрой родной" крестьянки, чаще плачущей, чем поющей.

 

Русская женщина предстала в произведениях Некрасова во всем разнообразии своих судеб. Она оказывается героиней эпических поэм Некрасова, особенно "Мороз, Красный нос" и "Русские женщины".

 

И рассказ о подвиге княгинь-декабристок для поэта вряд ли был бы возможен в 70-е годы, когда была написана поэма "Русские женщины", если бы почти за десять лет до этого он не уяснил себе судьбу русской крестьянки и не поведал о ней в одном из самых совершенных своих произведений – в поэме "Мороз, Красный нос" (1863).

 

На первый взгляд, особенно если иметь в виду лишь сюжет поэмы, внешнюю канву повествования, произведение Некрасова может показаться не слишком масштабным: ведь речь идет об одной крестьянской семье и, по сути, об одном, хотя и драматическом, эпизоде из ее жизни.

 

Однако под пером Некрасова рассказ о жизни крестьянской семьи стал этапом в художественной летописи целого народа. Не случайно современный французский литературовед Шарль Корбэ ставил "Мороз, Красный нос" рядом с гомеровским эпосом как единственное в своем роде эпическое произведение.

 

При кажущейся простоте ситуации "Мороз, Красный нос" – из наиболее сложных произведений у Некрасова, да и вообще в русской литературе.

 

Подлинный размах поэмы для самого автора определился не сразу. Первоначально она была задумана как рассказ о смерти крестьянина; отдельные главки и появились впервые в 1863 году в журнале "Время" под заглавием "Смерть Прокла". Через год, уже в "Современнике", поэма была напечатана полностью с посвящением сестре.

 

В процессе работы складывалось эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня – русская крестьянка.

 

Некрасов нашел могучий образ духа суровой русской природы и воплотил его в своем "Морозе, Красном носе". Вторая часть так и называется, повторяя название всей поэмы, – "Мороз, Красный нос".

 

Сначала кажется, что поэма обращает нас к известной сказке о Морозке, но это не так. В процессе работы поэт убирал все, что образ Мороза обытовляло и мельчило. Некрасов возвращает нас (и возвращался сам уже в процессе работы) к прасюжету народной сказки, к мифу, где выступал могучий и величественный образ духа природы. Мороз в поэме не просто аллегория, выдумка, ибо за ним, как в древнем эпосе, стоит целое народное мироощущение.

 

В середине 60-х годов, в пору спада освободительной борьбы, когда даже многие из революционных деятелей склонны были скептически относиться к возможностям народа, поэма обнаружила глубинную суть его коренных начал, прежде всего труда на земле, определявшего цельность и своеобразие характеров, их нравственную силу, красоту и стойкость.

50.

 

Центральное место в произведениях Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин, его быт, его судьба. И поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова «эпопея» читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями.

У Некрасова этого нет, но именно в этом выражается его талант автора эпопеи. У Некрасова нет войны, но кризисная ситуация тем не менее присутствует. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» отражены переживания народа в момент, по-настоящему критический для него, и это, безусловно, сближает поэму с эпопеей. Более того, мы говорим об этом произведении как о поэме-эпопее. В чем выражается кризисная ситуация для народа в описываемое Некрасовым время? Это время, когда происходит освобождение крестьян, период противоречивый. Некоторые помещики отказываются признавать своих крестьян свободными, как, например, Утятин.

Но не только помещики не признают новых правил: некоторые крестьяне не считают себя свободными, и пример этому «холоп примерный — Яков верный». Перед народом встают тревоги и опасности, справиться с которыми можно, только объединившись. И здесь просматривается еще одна черта эпопеи — народ объединяется для того, чтобы справиться всем вместе с трудностями, которые описываются в поэме с величайшей правдивостью и достоверностью. Все ситуации взяты из жизни, они очень реальны.

Но автор не просто воспроизводит добросовестность как она есть, он вкладывает в это душу. Читателю видны его переживания и страдания за судьбу крестьянина. Некрасов описывает события ярко и красочно, сопереживая и негодуя.

Кроме того, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» встречается множество фольклорных элементов, что говорит о ней как о красочной и близкой к народу эпопее. Фольклорные элементы — это и пословицы, и поговорки, песни, персонажи русских былин, народные приметы, о которых нередко упоминают герои поэмы. Например, такую характеристику дает себе сам крестьянин Яким Нагой: «Он до смерти работает, до полусмерти пьет!..» Еще одной характерной чертой эпопеи, которая присутствует в «Кому на Руси жить хорошо», является многогеройность. Мы не можем сказать, что кто-то из семи мужиков является главным героем, мы также не можем сказать, что эти семь мужиков вместе представляют основных персонажей.

Ведь каждый из рассказывающих свою историю становится главенствующим, читателя захватывают перипетии судьбы рассказчика, а странствующие мужики играют тогда очень второстепенную роль, их вопросы служат предлогом для отражения удивительных, трагичных судеб крестьян. Герой поэмы, как, впрочем, и большинства произведений Некрасова, — это народ, простой народ со всеми трудностями его жизни, страданиями. Но образ народа, вполне раскрытый в поэме, все-таки очень противоречив. Крестьянина обвиняют в пьянстве беспробудном и в других тяжких грехах. Кто же крестьянин? Праведный мученик или грешник?

Мнение Некрасова здесь однозначно, автор полностью оправдывает народ, который после тяжелых мучений пытается забыться в пьянстве и в других грехах. Раскрытие образа народа, достаточно противоречивого образа, — это элемент внутреннего сюжета, что характерно для эпопеи. Интересна также композиция «Кому на Руси жить хорошо» .

Существует немало различных толков и споров о том, где должны стоять главы «Последыш», «Крестьянка». Но главной особенностью композиции поэмы является то, что она соответствует нормам эпопеи. Хотя это, наверное, не особенность, а скорее закономерное следствие общей жанровой направленности поэмы. Таким образом, жанр «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея. И пусть она отличается от «Илиады» или «Одиссеи», но в ней присутствуют все признаки настоящей эпопеи. Некрасов сумел раскрыть их, развить, не отступая от своих принципов, — правдиво и достоверно описывал великий русский народ, воспевал его, желая преобразить печальную действительность.

 

Творческий путь Фета.

Важнейший противник Н. - Афанасий Фет

Их творч. пути шли параллельно, но по своим худ принципам они антиподы, хотя иногда судьба их сближала.

Род. в 1820 г.

Запутанная история рождения, т.к. он сам её затемнял.

В Дармштадте жил рус. помещик, Афанасий Нефоитович Шеншин. Жил в доме местного обывателя Карла Беккера за отсутствием мест в гостинице. У него возник бурный роман с дочерью Карла Шарлоттой Фёт, кот. уже была замужем и имела малолетнюю дочь Каролину. Видимо, она была сумасшедшая (наследств. заболевание). Может, роль сыграло то, что была культурная сеья: читали Шиллера, Новалиса. Бежали вместе оттуда, хотя она уже была беременна вторым ребёнком.

Родился Новосёлки Курской губернии Мценского уезда в ноябре 1840 г. Назвали Афанасием, записали под фамилией Шеншина. Она была замужем за Иоганном Петерем Фётом - законным отцом. Шарлотту окрестили как Елизавету Петровну. Опекуны Каролины пизнали его сыном Фета офиц. Фет не знал об том до 14 лет. Получил домашнее образование. Были плохие домашние учителя, т.к. было не оч. много средств.С раннего детства знал латынь, немецкий. Первые книжки и стихи, которые прочёл, были немецкими. Первые его поэич. опыты - переводы (ему оч. нравилось и хотелось переложить на рус.яз.).

В 14 лет его внезапно отвезли в Веро (Выру) в Лифляндию (Эстонию) в пасион Крюммера - немецкоязычный пансион (оч. далеко!). Только там он узнал, что он больше не Шеншин и не может подписываться этим именем. Должен был подписываться как иностранец Афанасий Фёт. Лишлся дворянства, податства.

Веро - протестансткие, лютерантсткий пансион. Крюммер - известный педагог, принадлежал к направлению генгуттерство (трудовая этика, аксетизм, без излишеств). Оч. мало училось рус. дворян. Кюхельбекер воспитывался там же. Были крупные представители немец. родов (Бенкендорфы, Дубельты, Корфы), кот. презирали наши дворян. рода типа Нарышкиных, но кот. играли важную роль при Николае I.

Постоянно подвергался насмешкам, вопросам по поводу свеого происхождения. Не соатлось никаких друзей после пансиона. Атмосфера там не способствовала поэзии. Даже если и писали, надо было что-то морализаторское, а не романтичное. Нельзя было тратить бумагу на что-то неважное (не на домашку). Поэтому он писал на грифельно доске, но ему не нравилось, и он стирал. Была опасность забыть русский язык. Он, конечно, был обязат, но все говорили на немецком. Каждый день они гуляли 1 час, независимо от погодных условий (1 день базарили на рус., другой - на франц.).

Проучился там 2 года. Думал, что бует посутпать в Дерптский унвер, как и все, но приехал Шеншин и забрал его для учёбы в МУ (Шеншина не волновало, чего хотели дети). Для подготовки его отдали на обучение к Погодину (извест. чувак!!).

Сам Фет говорил, что пансионеры были сборищем тупиц, кормили там плохо. о там (в пансионе Погодина) прошло оч. важное знакомство с иерархом Введенским - выгнанным семинаристом, нигилистом. Он тоже учился в МУ, бросил ,перевёлся в СПб, известен как переводчик (особ, Диккенс). Уменр в 1856 г. Оказал большое влияние на молодую поросль Пыпина, Чернышевского, Благосветова.

Сохранился любопытный документ - договор о том, что если Фет перестанет быть атеистом спустя 20 лет, он пешком пойдёт в Париж. Так до конца жизни он и остался атеистом.

Был свидетелем спора Страхова и Соловьёва. Во время этого спора он встаёт и, обращаясь к иконе Богородицы: “Спасибо тебе, что сделала меня язычником”.

Посутпает в МУ на юр отд, но потом перевёлся на словесное отд. в 1838 г. Провёл там 6 лет, до 1844 г. Дважды оставался на 2-ой год.

2-ая пол.30-х - 1-ая пол. 40-х - ПИК МУ! (Преподавал Грановский и тд). Все обожали этих профессоров. Фету всегда было безразлично.

ЕЩЁ И КОФЕЙНИ ЛЮБИЛ

ГРЕЧЕСКИЙ НЕ ВТЫКАЛ

Универ - лифт для разночинцев, но он не хотел смиряться с таким положением. Когда он хотел перевестись с юр на словестное отд., Погодин: “Таким людям, как Вы, надо держаться за МУ”. Не чувствовал университетский дух.

Пик гегельянства. Но это его не коснулось! С самого начала презирал и критически высказывался. Гегельянство - слишком идеалистическая философия.

 

+ у него оч. рано сформировался принцип. Разошлись 2 сферы:

высших идеалов и практич. жизни. Нельзя их смешивать. Даже в гос. управлении: нельзя путать урожай и торговлю с идеалами свободы, равенства и братства.

А гегельскаяфилософия пронизывает всё одним смыслом, и человеч-во должно к этому стремится. Главное свойство гегльской философии - тотальность.

Ему совершенно не был близок революц. пафос. Ему не надо был свободного общества, основанного на идеалах, он хотел в этом общ-ве занять принадлежащее ему по праву в жизни.

!!Непринятие!!

1) эгалитарного духа

2) гегельской философии

Он не верил, что иск-во должно вступаться в борьбу за эту действительность. Иск-во не равно чистому разуму. Только мышление преодолевает свой материал. характер и поэтому м.б. ?рбитром материального. Поэтому Шеллинг был ближе Ф.

Знакомство с Аполлоном Григорьевым (тоже был незаконорожденым). Поселился в доме Григорьевых. Жили в соседних комнатах. Они - антиподы. Григорьев - блестяще учился, готовился к экзаменам, был вольнослушателем. Но потом жизнь сложилась иначе, и Фет стал более успешным.

В конце обучения у Погодина начинает писать стихи. В универе написал большую тетрадь стихотворений. А Григорьев их переписывал, независимо от того, что Ф его обижал.

1840 г. - 1-ый сборник “Лирический пантеон”. (в этом же году “Мечты и звуки” Некрасова). Сб. Ф. был намного лучше. Он только 1 ст. перепечатал. Нет большого разрыва, оч. похоже и на его зрелое творчество. Рахница ежду Некрасовым (провинциалом) и Фетом (москвичм). Ф., конечно, тоже подражает, но более модным вещам (”Осень” Пушкина, а Н. застрял на “Кавказско пленнике”).

Получил нек-ые похвалы. Переписка с Введенским прекратилась, т.к. хвалебной рецензии в “Библиотеке для чтения”, куда посутпил Введенский, не было, была ужасно ироничная статья. Но неожиданно получил классный фидбэк от “Отеч. записок” (Белинский говорил, что автор статьи “мало похвалил”).

Продолжает писать. С конца 1840-нач.1841. начинает печататься в Москвитянине. Также в “Отеч. записках” пишет. За 2 года ок. 150 ст. (”Я пришёл к тебе”, “На заре ты её не буди”, “Кот оёт, глаза прищуря” написаны ыв этов время без перерыва). Уже тогда начали писать романсы (Варламов - “На заре..”). So, у него был повод не учиться в универе, а заниматься, чем ему нравится. Заводил круг лит. знакомств.

Казалось, что перед ним лит. карьера. Он изввестен, его одобряют, он начинает переводить (Гёте - его кумир - “Герман и Доротея” (в духе пасторали, у этой поэмы оч. мало поклонников).

Но он прнимает необычное решение - посутпить на воен. службу, тк.к чситал лучшим способом вернуть дворянское достоинство. Тёмный момент его биографии.

В 1845 г. - кавалерист в Кирасирском полку. Рассчитывал на то, что быстро пробьётся, т.к. 1-ый офицер. сына давал потомтсвенное дворянство. Но внезапно вышел императорский приказ о том, что нужно ещё лет 15 служить, т.к. нужно было получить более высокий чин. Ноон всгда плохо относился к войнам. Рус-тур. войну (как и Толстой) воспринял плохо. Вся его служба сводилась к парадм, смотрам.

Служил до 1855 г. сначала в Кирасирской, затем в уланском полку.

Не собирался рвать с лит-рой.

1850 г. - 2-й поэтич. сборник. По вине Григорьева выход задержался на 3 года.

Появляется деление на эти разделы: снега ,мелодии, элегии и думы, - которые вызывают у исследователей вопросы. Отбор текстов вроде бы брал на себя Ап. Григорьев. Так насколько деление на циклы важно для Фета? Сам Фет гооврил, что все эти циклы - дело тех ,кто издавал эти сборники, а ему поебать.

М: у него нет циклов в настоящем смысле слова, как у Блока (Снежная маска) или Цветаевой. Он писал ст. как смаодотаточные. Но, мб, ему нравился некоторый порядок + не хотел хронологии (+ это ыбло не модно), т.к. если важны даты, то поэт мыслит из эволюции себя как мыслителя и художника. У него с самого начала установки, что всё - шедевры, а если не шедевр, то не печатаем. Не хотел ,как Байрон, оставлять свой след даже на чём-то несоврешенном.

Сборник упрочил положение Ф, но это не было каким-то прорывом.

В журналах Фет печатает всё, а когда приходит время сборника, о начинает строгий отбор.

Печальная история - отношения с Марией Лазич - во время службы в Кирасирском полку. Единственный случай, когда поэзия слилась с жизнью!! Как будто перешёл какую-то границу, слишком сильно плюбил её. Обычно тупо флиртовал, помня, что он просто бедный офицер. Она была бесприданницей. Она была музыкантшей, читала Жорж Санд. Она не боялась небрачной связи.

Они расстались, и через 1,5 года она в кисейном платье читала книгу, покуривая папироску. Не заметила, как загорелось платье. В доме была только младшая сестра. Спустя 2 дня от ожогов она скончалась. Эта смерть повлияла на взгляд Фета на эти отношения. Потом она воскреснет в его поэзии, но это будет уже не автобиографически. Она мертва, он ей завидует. Это не настоящая Мария Лазич, она как бы хозяйка небытия.

Служба его подходит к концу, а планка ещё отодвигается. В 1856 г. - уходит в отставку. Умиарет Шеншин, он не является его законным наследником. Братья и сёстры Фета смогли его обеспечить, выделили ему его часть наследства. Заканчивал службу он человеком небогатым, но имевшим нек-ые средства, чтоыбы мог не служить.

1853 г. - закомство с Тургеневым (Новосёлы и Спасское - почти соседи). Тургенев выступил как покровитель Фета.

Но странное положение Ф - он снова воспринимается как дебютант, огда Т. вводит его в лит.круг. Боткин, Дружинин и др. любят его стихи, но воспринимают его как начинающего поэта, как бы присваивают себе право его редактировать, помогать ему. Ф. бытрво приобретает репутацию талантливого человека, но при этом глупого, ограниченного (”телячьи мозги”, - Т.), недостаточно ироничного. Они берут на себя издание нового сборника (очищенного, с их .т.зр.). Они обсуждали его стихи, высмеивали, получали интеллектуальное удовольствие. Он был готов к аткой роли в этом обществе, безропотно подчинялся

1856 г. - сборник ст, вышедший в ре-тате коллективного редактирования (оосб Тургенев.) Это просто КАТАСТРОФА, личная трагедия. Этот сборник настолько исправленный, там могли вычёркивать по 8 четверостиший, исправляли выражения, фразы. Беспримерный слцчай, когда поэт такого ранга позволял соглашаться с такими правками. Они думали, что делают более светлым

Шёпот сердца, уст дыханье - Шёпот, робкое дыханье (скорее всего Тургенев)

Но Фет написал в мемуарах, что сборник вышел не столько улучшенным, столько искалеченным.

Он ещё раз все эти стхи перепечатал, оставив так. Он ничего не включил из того, что ни выкинули, и это драма.

(Тютчева меньше правили, и в последнем издании он много вернул к первоначальному виду).

Но сборник значим (не с т.зр. текстов, а с т.зр. историко-литературной судьбы) все написали большие статьи (Дружинин, Боткин, Григорьев), откликнулись. Он попал в точку со своим чистым иск-вом, в отличие от Гончарова.

Фет женится в 1857 г. на Марии Петровне Боткиной - дочери чаеторговца, владельца богатой купеческой фирмы. Их дом до сих пор сущ-ет на Маросейке. Большая семья - Васили и Сергей - её братья. Культурная семья. О была комически некрасивой, шепелявила, не очен образованной была (судя по письмам). ОЧЕНЬ СИЛЬНО отличалась от Марии Лазич. У неё были неплатонические отношения до Фета, и это было проблемой.

Многие говорят, что он женился на деньгах. Но дал ей небольшой приданое - 35 тыс. У него примерно столько же было. +родство с богатой семьёй, которые открывало возможности, но он ими не воспользовался.

Ему просто захотелось жизненной прочности, ясного будущего. Жили душа в душу до смерти. Поселилсиь в Мск, свадьба была в Париже. Поначалу ей было сложно, тк. привыкла к богатой жизни.

“Вне моды” - рассказ об их отнош., где они в виде старосветских помещиков.

Пытался зарабатывать лит-рой.

2-ая пол 1850-х - живёт как литертор, перевёл Шекспира, все оды Горация.

Постепенно сама поэзия перестаёт интересовать публику. Его переводы подвергаются насмешкам. Его выталкивают “Современника”, тк. он оч.рьяно остативает позицию чистого иск-ва. Подвергся насмешкам его перевод Шекспира за чрезмерное следование синтасксису оригинала.

Он перестаёт надется на лит. заработок, начинает искаь что-то другое. Испытывает много гоечи в этой ситации. Думал купить доходный дом, а затем решает купить имение.

В 1860 г. покупает имение Степановака. Он называл это фермой. Основывался на вольнонаёмном труде сразу же, без крепостного труда, ещё до его отмены.

Оказался хорошим помещиком. Хвастался тем, что мог сам собрать часы. Завёл 4-ёхпольное с/х.

Т. - в шоках. (он же был белоручкоой)

Боткин и Толстой не удивлялись.

Быстро встал на ноги, имел хороший доход. Ное му стало не до стихов. Пишет Дружинину клятву, что писать стихи не будет. Друж.: ок, не пишите, но клястся не надо.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!