ЧАСТЬ II : ИДИОФОНЫ (тела с собственной жесткостью в кач-ве вибраторов)



· К 1-й группе идиофонов относятся муз-инструменты с вибраторами простейшей формы – брусками, стержнями, трубками.

ü Колебания прямоугольного бруска мб. поперечные, продольные, крутильные. При ударе по бруску в нём возбуждаются все 3 типа колебаний. Основной вклад в излучение звука вносят поперечные колебания. Для получения тонального звука применяются бруски с подобранным неравномерным профилем.

· Устройство и акустич. х-ки ксилофона .

ü Ксилофон содержит 2 ряда укорачиваемых по длине брусков, с размерами h =20 mm , B =30-35 mm , L =200-400 mm . Бруски изготавливаются из дерева или стеклопластика . В инструменте используются бруски с свободными краями, уложенные на опоры-жгуты или жильные струны, закрепленные на спец. раме. Располож. этих струн подбирается т.о., чтобы они совпадали с узловыми линиями основного тона . Звуки извлекаются деревянными палочками с небольшими деревянными головками . Настройка брусков в соотв. с хроматич. звукорядом осуществляется путем подбора их размера и формы. используются бруски переменной толщины. в современных ксилофонах используются трубчатые резонаторы.

ü Частотн. диапазон = 174( F 3) – 2093Гц( C 7), с учетом обертонов до 6кГц. Диапазон большого ксилофона 130,81Гц (С3) до 4186Гц(С8). Много шумовых компонент в спектре.

ü Динамич. диапазон = 25-30дБ.

ü Переходные процессы : t атаки =3мс; t спада (на 30дБ) = 0,1-0,6с.

ü Х-ка направленности: на СЧ и ВЧ вид восьмерки, т.к. бруски излучают вверх и вниз.

ü Тембр: сухой, острый, щелкающий.

· Устройство и акустич. х-ки маримбы.

ü Устройство схоже с устройством ксилофона, но имеет свои особенности. Ширина брусков 45-65мм. Снизу каждого бруска находятся трубчатые резонаторы. Факторы определяющие акустич. х-ки маримбы: выбор конструкции брусков, подбор размеров, настройка трубок-резонаторов, подбор параметров палочек для звукоизвлечения и выбор места удара. В отл. от ксилофона, выемки у бросков снизу более глубокие. Выбор массы, жесткости и формы палочки также влияет на спектр . При ударе жесткой палочкой сохраняется много высоких обертонов; использование палочек с мягкой головкой приводит к возбуждению только 1-х обертонов, создавая мягкий тембр звучания. Цилиндрич. резонаторы настроены на соотв. фундаментальный тон бруска – f 0. Трубки закрыты у одного конца и открыты у другого. Присоединение резонаторов усиливает громкость звука , подчеркивает фундаментальную частоту, но уменьшает t переходных процессов.

ü Частотн. диапазон: основные частоты концертной маримбы 110Гц(А2)-2093Гц(С7) (4 с половиной октавы); с учетом обертонов до 9кГц; для бас-маримбы диапазон начинается с 65,41Гц(С2).

ü Динамич. диапазон =30-35дБ.

ü Переходные процессы: t атаки 2-3мс, t спада (на 30дБ)=0,75 для низких регистров и 0,2с для высоких.

ü Х-ка направленности: с присоединенными трубками резонаторами дипольность нарушается и х-ка направленности изменяется с частотой, от сферич. к сужающемуся лепестку в вертикальной плоскости.

ü Тембр зависит от выбора палочек: твердые палочки=сухое, резкое звучание: мягкие = своеобразный «зыбкий» тембр.

· Устройство и акустич. х-ки виброфона.

ü Виброфон состоит из глубоко аркированных алюминиевых или стальных брусков, настроенных по равномерно-темперированному ряду. Поскольку у металла время затухания большое, то в иснтрументе используются демпферы, управляемые педалью. Виброфон имеет трубчатые резонаторы как у маримбы. Однако их особенностью является возможность создания эффекта амплитудной модуляции. Для этого используются находящиеся на вершине резонаторов круглые диски (лопасти), кот. вращаются с помощью электромотора открывая/закрывая резонаторы.

ü Частотн. диапазон: для основных тонов 174,6Гц( F 3)-1396,9Гц ( F 6), с учетом обертонов до 9кГц.

ü Динамич. диапазон = 30-35дБ.

ü Переходные процессы: t атаки = 2-3мс; t спада 4-5с (на 30дБ)-регулируется с помощью демпфера.

ü Х-ка направленности – как у маримбы.

ü Тембр-своеобразный, мерцающий, с длительным отзвуком.

· Устройство и акустич. х-ки челесты.

ü Внешний вид напоминает ф-но, только вместо струн челеста имеет металлич. пластинки разной величины. Каждая пластинка лежит на деревянном прямоугольном ящике – резонаторе, кот. усиливает звук за счет своих резонансов. Кроме того, челеста снабжена педалями и демпферами. Для возбуждения звука применяются обтянутые войлоком молоточки, для управления кот. используется клавишный механизм.

ü Частотн. диапазон: основные тоны 261,63Гц(С4)-4186,01Гц(С8).

ü Динамич. диапазон менее 20дБ.

ü Переходные процессы: t атаки = 2мс; t спада = 0,1-0,6с (на 30Дб).

ü Тембр-нежный, чистый, серебристый

· Устройство и акустич. х-ки колокольчиков.

ü Колокольчики – настраеваемый инструмент, в кот. используются тонкие стальные пластинки (25-32шт.) равномерной толщины (6-9мм), шириной 25-32мм, расположенные в 2 ряда на шнуровых опорах в спец. ящике – резонаторе. Пластинки настроены по основному тону. Для удара используются 2 металлич. палочки с круглой головкой.

ü Частотн. диапазон: основные тоны 783,9Гц ( G 5)-4186Гц(С8), с учетом обертонов до 10кГц.

ü Динамич. диапазон = 25-30дБ.

ü Переходные процессы: t атаки = 2мс, t спада 0,1-0,6с (на 30дБ).

ü Х-ка направленности – как у маримбы.

ü Тембр-звонкий, серебристый, напоминает звучание маленьких колокольчиков.

· Устройство и акустич. х-ки трубчатых колоколов.

ü Трубчатые колокола представляют собой набор полых стальных труб разной длинны, диаметром 25-50мм, подвешаных на раме, кот. возбуждаются спец. молоточком, в точке ближе к верхнему концу. Верхняя часть трубок закрыта медной вставкой с выступающим кольцом, с помощью кот. происходит настройка на основной тон. Моды колебаний трубок близки к модам колебаний брусков. Спектр колеб. не периодический. Однако, если настроить некоторые обертоны, трубок (за счет дополнительной массы и за счет вставок) гармонически, то можно услышать «виртуальный» тон, определяемый слухом по некоторой периодичности. Для уменьшения длительности переходных процессов используется педаль, приводящая в действие общий для всех труб демпфер.

ü Частотн. диапазон: 261,3Гц (С4)-698,46Гц( F 5), с учетом обертонов до 10кГц.

ü Динамич. диапазон = 30дБ.

ü Переходные процессы: t атаки = 2мс; t спада = 0,3-0,7с.

ü Тембр-светлый, торжественный, «плывущий».

· Устройство и акустич. х-ки треугольника.

ü Треугольник- стальной стержень, согнутый в форме равностороннего треугольника с одним открытым углом. Он подвешивается с помощью жильной струны за один закрытый угол. По нему ударяют спец. металлич. или деревянной палочкой. Длина одной стороны треугольника 150-250мм. При ударе стальной палочкой возбуждается много собственных частот и они негармоничны, поэтому звучание не имеет определенной высоты тона (ненастраеваемый инструмент).  Тембр зависит от точки удара и жесткости палочки.

ü Частотн. диапазон: основных частот 800-16000Гц.

ü Динамич. диапазон = 30дБ.

ü Переходные процессы: t атаки 3мс; t спада (на 30дБ) 5-10с.

ü Тембр-металлический, звонкий, яркий с длительным отзвуком.

· ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­2-я группа идиофонов включает в себя муз. инструменты с 2-х мерными вибраторами в виде круглых пластин, разной конфигурации, например, тарелки, гонги, кротали, там-тамы и др.

ü Значение резонансных частот определяется не натяжением а их собственной жесткостью.

· Устройство и акустич. х-ки тарелок.

ü Оркестровые тарелки – 2 круглые бронзовые пластины диаметром 250-600мм и толщиной 1,5-2,5мм. Обычно в оркестре используется 2 пары 380/405мм и 460мм в диаметре. Тарелки имеют слегка вогнутый профиль, т.к. их центральную часть делают в виде сферич. сегмента. Колебания возбуждаются ударом: или друг о друга по кольцевой линии или мягкой палочко (получается более мягкий звук);  или металлич. метелочкой (возникает звенящий шелест).

ü Частотн. диапазон 80-16000Гц.

ü Динамич. диапазон = 66дБ.

ü Переходные процессы: t атаки =3мс; t затухания (на 30дБ) от 7 до 5с в диапазоне до 1 кГц и 4с в диапазоне 16кГц.

ü Тембр-блестящий, звучный, звенящий, существенно зависит от способа возбуждения и манеры игры.

· Устройство и акустич. х-ки гонга.

ü Гонг представляет собой круглую пластинку с загнутыми краями. Центр его слегка поднят (иногда имеет центральный купол) . Размеры большие: диаметры 0,5-1м. Изготавливаются обычно из кованной бронзы, что позволяет получить длительные колебания, особенно при ударе вблизи центра.

ü Частотный диапазон: основная энергия в диапазоне от 30Гц до 180Гц.

ü Динамич. диапазон до 60дБ.

ü Переходные процессы: t атаки = 10мс, t затухания до 10с.

ü Тембр-глухой, плывущий.

· 3-я группа идиофонов использующая в кач-ве вибраторов 3-х мерные упругие тела-оболочки вращения, включает в себя большую и разнообразную семью колоколов.

· Устройство и акустич. х-ки карильона и церковных колоколов.

ü Карильон-инструмент состоящий из 23 или более колоколов, настроенных по хроматич. ряду на диапазон от 2-х октав более, на кот. исполнение музыки осуществляется с помощью клавиатуры. Обычно колокола закреплены неподвижно, в них ударяют закрепленные внутри языки, кот. соединены с помощью проволочной трансмиссии с 2 рядами ручной и 2 рядами ножной клавиатуры.

ü У колоколов в кач-ве вибратора используются симметричные оболочки вращения переменной толщины и сложной формы профиля. Каждая часть имеет спец. название: губа, вал, тулово, плечо, корона, и др. Колокол имеет утолщенную верхнюю часть, где подвешивается тяжелый язык, кот. при раскачивании бьет по его нижней части. Существуют и другие способы возбуждения колоколов  (например когда язык закреплен неподвижно, а раскачивается тело колокола). Особую роль в тембре играет выбор размеров языка, его формы, жесткости, места удара и силы удара. Языки церковных колоколов делаются из литого железа, для карильонов – из стали.

ü 1-е 8 форм колебаний для настроенных по голандской системе колоколов: 1-й обертон «гудящий» имеет форму колеб. с 2 узловыми диаметрами и отношением частоты к частоте фундаментального тона 0,5; 2-й имеет форму колеб с 2 узловыми диаметрами и 1 узловой окружностью расположенной на 0,3 высоты от нижней кромки колокола, этот тон называется «фундаментальным» = 1; 3-й имеет форму колеб. с 3 узловыми диаметрами и 1 узловой окружностью на 0,54 высоты, отношен. его частоты к частоте фундаментального тона = 1,2=минорная терция; 4-й тон узловая окружность на 0,19 высоты, имеет отнош. частот = 1,5 = квинта; затем следует мода колебаний с числом узловых диамеров и окружностей=1 и отнош. частот = 2т.е. октава; и т.д.

ü Частотн. диапазон зависит от размеров и назначения колокола. Частота увеличивается пропорционально уменьшению веса. Основная энергия самого большого колокола сосредоточена в диапазоне 60-600Гц, для колоколов меньших размеров 100-1500Гц.

ü Динамич. диапазон до 90дБ.

ü Переходные процессы: t атаки 10-40мс; t спада для низких обертонов = 52-16с, для высших обертонов =8-2с.

ü Х-ка направленности имеет вид квадруполя.

ü Тембр: в момент удара – шумовой с металлич. оттенком, через несколько сек. после удара –печальный плывущий звук (минорное трезвучие).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!