Глава 5. Механизм голосообразования (фонация, форманты, артикуляция).



Из консультации. Уметь давать четкие определения, что такое фонация, форманты, артикуляция. Знать, что такое фонема (простейшая единица речи А-это фонема, Я не фонема т.к. состоит из 2-х слогов т.е. Я –дефтонг). Фонация – процесс образования звуков речи с помощью колебания голосовых связок . Голосовые связки схожи со струнами и частота их колебаний зависит в 1-ю очередь от натяжения, а также от длины и массы. Основной тон определяется длинной и массой связок (у мужчин как правило 110Гц и т.д. знать и у женщин). Изменение высоты тона зависит от натяжения связок. Минимальное устройство голосового аппарата: вибратор – голосовые связки; генератор – сжатый воздух в легких, резонатор – носовая и ротовая полость (труба как у духовых инструментов). Форманты – резонансы этой трубы и на резонансах голосового тракта отдельные гармоники усиливаются. Артикуляция – изменение формы резонатора (например за счет сдвигания языка (и не только)). Рисовать рисунок изменения спектра за счет резонатора. Знать что такое высокая певческая форманта (это 3-я форманта в районе 2-3кГц используется для придания голосу полётности, звонкости а также усиление звука в этой области частот (за счет максимальной чувствительности слуха в этой области) дает возможность певцу выделиться на фоне оркестра.

· Речевой сигнал –средство передачи вербальной (словесной) и невербальной (эмоциональной) информации. Для быстрой передачи информации, с эволюцией был отобран особый закодированный и структурированный акустич. сигнал.

· Процесс образования и восприятия речевых сигналов включает в себя:

ü создание речи –формулировка сообщения, кодирование, нейромускульные действия, движения элементов голосового тракта и зв. источника (создание акустич. сигнала), излучение акустич. сигнала;

ü восприятие речи.

· Для создания такого спец. акустич. сигнала используется «голосовой аппарат», совмещенный с физиологич. аппаратом, предназначенным для дыхания и приёма пищи.

· Подобно духовому муз. инструменту голосовой аппарат состоит из следующих частей:

ü генератора – дыхательн. системы, состоящей из воздушного резервуара (легких), где запасается энергия избыточного давления, мускульной системы и выводного канала (трахеи) со спец. аппаратом (гортанью), где воздушная струя прерывается и модулируется (как нипель);

ü вибраторов – голосовых связок, воздушных турбулентных струй (создающих «краевые тоны», импульсных источников (взрывов);

ü резонаторов – разветвленных и перестраиваемых резонаторов (глотки, ротовой, носовой полости и др.) называемых артикуляционной системой.

· Генерация энергии - происходит в легких, кот. представляют своеобразные меха, создающие поток воздуха при вдохе и выдохе за счет разницы атмосферного и внутрилегочного давления. Увеличение грудной клетки (за счет межреберных и верхнебрюшных мышц) растягивает легкие, внутрилегочное давление падает и в легкие устремляется воздух. Т.о. вдох – активный процесс (требует затрат энергии), выдох пассивный. При обычном дыхании этот процесс происходит около 17 раз/мин и управление им при дыхании и речи производится бессознательно; при пении процесс постановки дыхания сознательный и требует обучения.

Объем воздуха, кот. мб. использован при речи и пении = 2-3л, за счет этого в легких создается доп. давление: при речи =0,2-1кПа; при пении до 2-3кПа. При этом зв. давление при речи мб. 74-94дБ = 0,1-1Па. След. у голосового аппарата низкий КПД (около 0,1% при речи).

· Вибрация голосовых связок и создание подглоточного избыточного давления, происходит в гортани (за счет чего обеспеч. модуляция воздушного потока). Гортань ( larynx ) –клапан, кот. находится на конце трахеи(трубки, по кот. воздух поднимается из легких). Гортань состоит из хрящей и мышц, спереди ее охватывает щитовидный хрящ, сзади – перстневидный хрящ , на кот. находятся 2 подвижных черпаловидных хряща. Сверху гортани расположен хрящ-надгортанник-клапан, кот. опускается при глотании и закрывает гортань. Все хрящи соединены мышцами (с возрастом их подвижность уменьшается). Внутри гортани есть мышечная перегородка, прикрепленная основанием к нижнему краю перстневидного хряща. На верхнем ее крае находятся 2 складки, образующие щель. Они прикреплены к переднему щитовидному хрящу и протянуты к задним черпаловидным хрящам, образуя V -образную голосовую щель, кот. при дыхании открыта. Эти складки называются голосовыми связками. Голосовая щель в открытом состоянии = примерно 20мм в длину и 10 в ширину. Голосовые связки – основные (но не единственные) источники голосообразования (вибратор).ГС состоят из 3 слоев: верхний – кожа, средний – упругие волокна и плотная соединит. ткань, внутренний – вокальные мускулы. Над истинными ГС находятся ложные, кот. выделяют слизистый секрет, кот. смазывает истинные связки и предохран. их от  повреждения при трении. Между ними находятся небольшие полости, кот позволяют беспрепятственно двигаться истинным ГС и играют роль акустич. фильтров, уменьшая уровень высоких гармоник (скрипучесть голоса) . При движении черпаловидных хрящей ГС сдвигаются и раздвигаются, открывая проход воздуху. При поворотащ щитовидного и перстневидного хрящей они могут растягиваться и сжиматься, при активации вокальных мышц – расслабляться и напрягаться. Процесс образования звуков речи (гласных и звонких согласных) определяется колебаниями связок, что приводит к модуляции потока воздуха, выдыхаемого из легких. Этот процесс называется фонацией.

ü Процесс фонации. Перед началом речи ГС сведены черпаловидными хрящами, что приводит к запиранию потока воздуха и возникновению избыточн. давления (происходит «предфонационная настройка»). Воздух из легких накапливается в подсвязочном пространстве и начинает давить на ГС; когда избыточное давление повышается до определенной величины, связки размыкаются и воздух идет в голосовую щель; в момент мкс. открытия щели скорость потока воздуха становится максимальной, давление внутри щели падает по закону Бернулли. Скорость протекания воздуха неодинакова, в самой узкой части голосовой щели она максимальна. Внутри голосовой щели образуется зона пониженного давления, поэтому более высокое окружающее давление , а также собственная упругость вновь смыкают связки. Процесс аналогичен возбуждению колебаний тростей в деревянных духовых инструментов. Т.о. обеспечивается нормальный режим колебаний ГС (они смыкаются/размыкаются).

 Основная частота колебаний связок определяет высоту голоса. У мужских голосов при речи частота в среднем = 110Гц, у женских =220Гц, у детских =300Гц. Амплитуда колеб. связок определяет громкость речи.

Колебания ГС создают периодич. сигнал=гармонический спектр с крутизной убывания около 2дБ/окт (при нормальной фонации). Способы смыкания ГС разные: если связки смыкаются не полностью, то скорость потока не падает до 0 форма импульсов почти симметричная, в голосе слышен шум (придыхательный голос, шепот); если же ГС смыкаются слишком сильно, форма импульсов становится несимметричной, голос делается зажатым. Фундаментал. частота колеб. ГС, форма голосовых импульсов, их амплитуда, спектральный состав и форма огибающей их спектра играют важную роль при слуховом восприятии речи. В обычной речи фундаментальная частота меняется в пределах менее 1окт., при пении –более 2-х окт. Фундаметальн. частота – число колебаний ГС в сек. зависит от их длины, массы и натяжения. Приближенно эту связь можно представить как: Т.о., чем длиннее и тяжелее связки (от рождения),  тем ниже основной тон голоса, чем короче и тоньше, тем основная частота голоса выше. Тип голоса соотносится с длинной связок так: у басов =25мм, у теноров=19-22мм, у сопрано 15-18мм. Масса зависит от длины, толщины и плотности связок, кот. могут меняться в процессе натяжения.  Натяжение используется для повыш. высоты голоса и может осуществляться за счет напряжения внутренних вокальных мускулов (в основном при речи)  и поворота основных хрящей (щитовидного и перстневидного) относит. друг друга (в основном при пении).

   Т.о. при образовании звуков речи с помощью процесса фонации формируется зв. сигнал S ( t ), кот. затем трансформируется в голосовом тракте, где он превращается из «исходного материалла» в послед. речевых акустич. сигналов.

· Функцию резонатора выполняет вокальный тракт: он усиливает и фильтрует входной сигнал (как трубы дух. инструментов). Тракт состоит из 3 основных резонансных полостей: глотки, ротовой полости, носовой полости.

Отличия такой системы от труб муз инструментов:

-сложная геометрич. форма: вокальный тракт-труба переменного сечения с подключением параллельной трубы (носовой полости кот. может подключаться при опускании заднего мягко язычка);

- возможность быстрой перестройки формы труб, площади поперечного сечения, плотности и жесткости стенок за счет изменения положения языка, мягкого язычка, губ, зубов, расширения глотки, опускания гортани и др.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1038; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!