Угол макс. подавления – то направление, откуда микрофон звук не принимает:



-Круг-нет.

-Восьмерка=90град.

-Кардиоида = 180град.(сзади)

-Суперкардиоида =126град.

-Гиперкардиоида = 110град.

3) Отнош. фронт-тыл:

-Круг=0

-Восьмерка = 0

-Кардиоида=бесконечность.

-Суперкардиоида=12дБ

-Гиперкардиоида=6дБ

4)Чувствительн. к окружающим шумам:

-Круг=100%

-Восьмерка=33%

-Кардиоида=33%

-Суперкардиоида=27%

-Гиперкардиоида=25%

Коэффициент расстояния:

-Круг=1

-Кардиоида=1,7

-Суперкардиоида=1,9

-Гиперкардиоида=2

-Восьмерка=(?)

Глава 8. Волновая, статистическая, геометрическая теория расчета звукового поля.

Из консультации. Статистическая теория требует, чтобы поле было диффузным (соотв. однородным и изотропным). Диффузное поле бывает на удалении от сцены. В диффузном поле можно пользоваться формулами Сэбина и Эйринга для рассчета времени реверберации (t в течении кот. уровень зв. давления падает на 60дБ). Знать t реверберации для разных залов (для симфонич. музыки = 2с, для речи 0,4-0,6с; для камерной музыки 1с). Если реверберации будет много речь будет неразборчивая, а музыка гулкая, если мало – музыка будет сухой. Волновая теория рассматривает объём помещения как трубу муз инструмента, в кот. могут возникать волны –осевые, тангенциальные, косые. Дать определение стоячей волны – сложение падающей и отраженной волны. Соотв. в помещении могут возникать узлы и разреженности. С помощью численных методов можно рассчитать спектр помещения . Если помещение большое, то 1-е собственные частоты находятся в НЧ области и они не попадают в диапазон полезной зв. информации, если же помещение маленькое, то резонансы попадают в диапазон полезной зв. информации и это приводит к окрашиванию звука в помещении, помещение начинает работать как EQ. Соотв, помещение для записи стерео должно быть объёмом не меньше 200м.кубич., а при записи surround=300. Геометрич. теория основана на расчете поведения отдельных зв. лучей по аналогии с оптической оптикой и ее законами (угол пад=углу отраж и др). С помощью геометрич. теории можно рассчитать пути прохождения лучей, сколько лучей проходит за определенный отрезок времени, определить откуда приходят эти лучи, где площадки 1-х отражений, где более поздние отражения и соотв. построить модель распределения зв. лучей в помещении (что используется в современных программах рассчета

· В наст. время при расчете структуры зв. полей в помещениях используются 3 разных подхода, основанных  на статистической, геометрической и волновой теориях.

1) Статистическая теория Применение статистической теории возможно при соблюдении следующих условий:

- средние по времени значения плотности зв. энергии во всех точках помещения равны (однородность);

- направления прихода потоков энергии в каждой точке поля равновероятны и средние значения энергии по различным направлениям одинаковы (изотропность).

Однородное и изотропное зв. поле в помещении называется диффузным.

ü В реальных условиях поле в помещении можно приближенно считать диффузным, только если энергия отраженных волн превышает энергию прямых волн. Для этого в помещении должны быть хорошо отражающие поверхности различных форм и размеров, обеспечивающие приход в каждую точку поля большого кол-ва отраженных звуков с различных направлений пространства (пример такого помещения – реверберационная камера для проведения измерений).  

ü Статистический метод является приближенным, он применим только в ограниченной области частот и для определенных зон в помещении (например, его нельзя применять для анализа зв. поля вблизи сцены или вблизи сильно заглуш. поверхностей). Он не позволяет учесть распределение в пространстве амплитуд и фаз сигнала, т.к. дает только среднеэнергетические значения различных х-к зв. поля. Однако статистич. теория при определенных условиях позволяет дать общее физическое представление о процессах формирования зв. поля в помещении и выполнить простой расчет некоторых его х-к. В наст. время методы статистич. теории широко применяются для оценки параметров зв. поля в студиях, концертных залах и др. помещениях.

ü Основные параметры, кот. мб. определены с помощью статистич. теории:

Ø Среднее время и средняя длина свободного пробега зв. волны. В дифф. поле каждая зв. волна претерпевает многократные отражения от поверхностей помещения и можно ввести такое понятие как

-среднее время между 2-мя отражениями звука  Оно мб. статистич. определено как:

отсюда можно определить

-среднее число отражений в единицу времени:

-Также это позволяет определить среднюю длину свободного пробега:

Эти соотнош. вначале были получены для помещений прямоугольной формы (с линейными размерами, близкими к золотому сечению). Например, когда длина L , ширина В, высота Н связаны отношением L /В=В/Н при L =В+Н, эти соотнош. примерно сохраняются и для помещений более сложных форм.

Ø Средний коэффициент поглощения. Коэффициент поглощения - отношение поглощенной энергии к энергии, падающей на данную поверхность т.е. коэффициент поглощения зависит от угла падения на поверхность а(альфа) = Епогл/Епад.

В диффузном поле предполагается, что количество отражений в единицу времени велико и направления падения звуковой волны на стену равновероятны, поэтому можно ввести понятие средний коэффициент поглощения. Если в помещении имеется несколько различных поверхностей Si (оштукатуренные стены, ковры, деревянные полы и др), каждая со своим коэффициентом поглощения а(альфа) i , а также некоторое количество предметов Ni (кресел, инструментов, людей и др) у которых свои коэффициенты поглощения а(альфа) n , то можно определить общее поглощение в помещении, как : А = а(альфа)1 S 1 + a (альфа)2 S 2 + a (альфа)3 S 3….+ a (альфа) niNi . Отсюда средний коэффициент поглощения в помещении может быть определен как: а(альфа)ср=А/ S .

Коэффициент поглощения измеряется в особых единицах – Сэбинах (Сб). Коэффициент поглощения равный 1 Сэбину соответствует поглощению звука открытым окном, площадью 1 квадратный метр.

Ø Время реверберации. Среднее время свободного пробега и средний коэфф. поглощения дают возможность просто описать процессы установления, нарастания и спада энергии в помещении, в кот работает источник звука. Когда источник звука выключается, начинается процесс уменьшения плотности энергии в помещении, т.е. процесс спада, который называется реверберацией.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!