ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ СЛУХОВЫЕ ПОРОГИ



· Дифференциальные пороги - – определяются способностью обнаруживать небольшие различия между похожими звуками (обозначаются как JND – JustNoticebleDifference – едва заметная разница). Дифф. пороги определяют разрешающую способность слух. системы по интенсивности (амплитуде), по частоте и по длительности звука.

· Амплитудные дифференциальные пороги – рассказать про эксперементы на 2-х синусоидальных сигналах. В 1-й группе экспериментов 2 синусоидальных сигнала одинаковой частоты, но разных по громкости. Разница в уровнях кот. замечали 75% слушателей принимались за амплитудный дифференциальный слуховой порог. Эти измерения, повторенные для разных частот и разных уровней зв. сигнала позволили получить зависимости дифф порогов слышимости JND от частоты и общей интенсивности зв. сигнала.

ü Про частотную зависимость. Эти пороги существенно зависят от частоты сигнала (наименьшие значение на СЧ 500-4000Гц), на НЧ и ВЧ они возрастают( JND 1000Гц=0,8 дБ, а для частоты 200Гц=1,3дБ при общ. уровне 60дБ)

ü и про зависимость от общего уровня сигналачем громче сигнал, тем меньшую разницу между сигналами можно услышать (1000Гц при 40дБ разница = 1,25дБ; при 80дБ = 0,6).

ü 2 вид экспериментов – амплитудно-модулированный сигнал – заметность амплитудной модуляции (при каком уровне). Таблица в ФОНах зависимости от частоты, зависимость разницы от громкости.

ü Результаты экспериментов в общем, от обоих способов (уровни от 40 до 80дБ на средних частотах, пороги оказались равны от 0,5 до 1 дБ).

ü Зависимость порогов сложных сигналов от вида муз. программ. Динамический диапазон слуха 120дБ. Огромное кол-во градаций слуха и малое в музыке, следовательно, у каждого музыканта свое восприятие и трактовка (например, f и p ).

· Частотные дифференциальные пороги. Рассказать про эксперимент: 2 синусоидальных сигнала, меняется частота одного из них, пока испытуемый не слышит изменения звуковысотности, следовательно, эксперимент проводится на разных уровнях и частотах, следовательно, установлена зависимость от этого.(Зависимость от JND от частоты, уровня громкости и длительности зв. сигналов).

ü 2-й эксперимент по частотной модуляции.

ü Результаты экспериментов – зависимость от частоты и интенсивности сигнала. Усредненные результаты зависимости частотных порогов от частоты (в диапазоне до 1кГц порог=2-3Гц; от 1 до 10кГц пороги сохраняются равными формуле (дробь Вебера)   пример: на частоте 10кГц

ü Чем меньше интенсивность, тем выше пороги и труднее отличить звук по частоте.

ü Представление порога  в виде муз. интервалов. Он составляет до 1 кГц = 5 центов.

ü Способность различать звуки по высоте определяет их различия по частоте. Человек различает 650 градаций по частоте, на ф-но 88 клавиш.

· Временные дифференциальные пороги (определение) - способность слуховой системы различать малые изменения во временной структуре сигнала. Сказать, что исследования в этом ведутся по нескольким направлениям:

ü Анализ минимального времени, в течении которого слух способен различать 2 сигнала. Измерения на тональных посылках показали, что дифф. порог в оценке времени идущих друг за другом сигналов = 2мс ( не сильно зависит от частоты и интенсивности).

Ø Для определения, какой сигнал приходит 1-м = 20мс.

Ø Для распознавания звуков речи 35мс.

Ø Для определения высоты тона (для НЧ = 60мс, для ВЧ приблиз. 15 мс).

ü Анализ дифф. чувствительности к изменению длительности сигнала.

Ø Испытуемым предлагается 2 сигнала. Один = t мс, а другой больше. Сигналы подаются в случайном порядке. Испытуемый указывает интервал с наибольшей длительностью сигнала. 75% случаев принимается за JND .

Ø Вывод: чем короче сигналы, тем меньшее различие по времени между ними слух может услышать. Следовательно, дифф. временная чувствительность не представляет собой константу, а изменяется по мере изменения длительности.

Примеры: ;  0,1 при 50-500мс.

Ø При этом результаты сильно не зависят от ширины полосы и интенсивности.

ü Исследования чувствит. слуха к изменению атаки испада.

Ø Атака и спад помимо прочего характерны для муз. инструментов. Изменение их времени меняет тембр.

Ø Исследования выполнены для разных типов сигналов. Исследования на тональных синусоидальных сигналах показали, что для t атаки и спада, дифф. временной порог на частотах ниже 1000Гц

Ø Изменения атаки и спада меньше этих пределов, незаметны на слух.

Ø Для сложных муз. сигналов эти пороги могут отличаться в большую сторону из-за маскировки другими звуками.

ü Дифференциальная слуховая чувствительность к фазовым искажениям.

Ø Фазовые соотношения сильно меняют временную структуру сигнала. Долгое время считалось, что слух к ним не чувствителен.

Ø Исследования последних лет показали, что это не так. Изменения фазовых соотношений влияют на изменение тембра, определение звуковысотности.

Ø Блауэрт – слух наиболее чувствителен к скорости изменения фазы  

Ø В его же исследованиях были установлены пороги изменения фазовых соотношений. Для частоты 2000Гц минимальное значение 1 мс.

Ø Эти данные учитываются при проектировании аппаратуры, где фазовые искажения должны быть ниже порогов слуха.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!