ЧАСТЬ III : СТРУННЫЕ УДАРНЫЕ (КЛАВИШНЫЕ) ИНСТРУМЕНТЫ (ФОРТЕПИАНО)



· Ф-но – струнный ударный инструмент с сложным клавишно-молоточковым механизмом для возбуждения струн. По типу вибратора принадлежит к группе струнных, а по способу генерации к группе ударных + как орган к группе клавишных.

· Процесс звукообразования (ф- но): Механ. энергия при ударе пальцами по клавише ( механизм генерации) преобразуется с помощью системы рычагов (клавишного механизма) в движение молоточка, ударяющего по струнам (вибраторам) передавая им энергию возбуждающую в них колебания (при этом молоточек отлетает назад, а при отпускании клавиши, клавишный механизм опускает на струну демпфер и колебания струн быстро затухают). Звук от струн усиливается декой (резонатор). Колебания струн через подставки (штеги) передаются деке, в кот. тоже возбуждаются колебания. Помимо усиления звука дека модифицирует его спектр, за счет своих резонансов.

Особенность механизма звукоизвлечения: перед ударом по струне молоточек отрывается от разгоняющего механизма и «свободно летит» по инерции до струны, т.е. исполнитель запускает механизм, но не управляет им после нажатия клавиши (он может управлять силой и скоростью удара только в момент нажатия, следовательно тембр ф-но сильно зависит от физико-механических параметров элементов конструкции.

· Устройство и акустич. х-ки (ф-но):

 

ü Конструкция ф-но включает в себя клавишный механизм с клавишами (как правило 88шт); корпус изогнутой формы, резонансную деку, лежащую под струнами и рамой и вклеенную краями в корпус инструмента; на ней находятся массивные бруски изогнутой формы – штеги, через кот. передается энергия колебания струн ; массивную чугунную раму, укрепленную на футоре в корпусе инструмента и скрепленную в передней части с массивной многослойной доской – вербельбанком. В передней части рамы находятся порожки или особые винты с просверленными головками (аграфы) для ограничения длины звучащих струн. В задней части рамы вбиты стальные колышки («задние штифты»), за кот. закрепляются струны. Струны натянуты на массивную раму. В большом конц. рояле 240-250 струн, в малом и в пианино 220-230. В ф-но используются демпферы для глушения струн и 2 или 3 педали: правая поднимает все демпферы освобождая струны, левая сдвигает клавиатурную раму вправо, так, что молоточки начинают ударять не по всем струнам хора. Также у рояля есть открывающаяся крышка, делающая его звучания направленным на ВЧ и СЧ.

ü Частотный диапазон = 27,5Гц(А0)-4186Гц (С8) (для основных тонов); в низких регистрах общ диапазон = 3кГц ; в верхних до 10кГц и выше. – Спектральный состав различается в разных диапазонах: ниже 100-250Гц в спектре много обертонов и амплитуда основной частоты ниже амплитуд 1-х обертонов, в более высоких регистрах уменьшается кол-во слышимых обертонов и амплитуда основной частоты доминирует=тембр меняется. – Формантные области 500-2000Гц. – Шумовые компоненты в спектре, особенно в области 200-500Гц для низких регистров и 2кГц для высоких.

ü Динамич. диапазон = 45-50дБ. Изменение громкости влияет на спектральный состав и на тембр.

ü Переходные процессы. Преобладают в основном нестационарные атака и спад. – t атаки в нижних регистрах = 20-30мс, в верхних = 10-15мс. – t спада (без демпферов) до 10с (в течении кот. уровень уменьшается на 60дБ). Высокие обертоны затухают быстрее.

ü Х-ка направленности. Выше 500Гц сказывается экранирующее влияние крышки рояля. При открытой крышке макс. уровень излучения сосредоточен в углах между 15 и 35 град. в вертикал. плоскости, для высоких регистров угол уменьшается. Разница в уровнях при открытой и закрытой крышке = 5-10дб.

ü Тембр многообразен. Имеет особенности, связанные с нестационарным характером звука, зависимостью спектрального состава от уровня громкости и высоты тона, наличием шумовых компонентов + негармоничностью обертонов в спектре.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 707; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!