Глава 1. Принципы построения, механизмы звукообразования и акустические параметры духовых инструментов.



СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. РАЗДЕЛ АКУСТИКА

1. Принципы построения, механизмы звукообразования и акустические параметры духовых инструментов.

2.  Принципы построения, механизмы звукообразования и акустические параметры струнных инструментов.

3. Принципы построения, механизмы звукообразования и акустические параметры ударных инструментов.

4. Бинауральный слух. Принципы локализации звука.

5. Механизм голосообразования (фонация, форманты, артикуляция).

6. Основные параметры микрофонов. Методы измерения.

7. Классификация микрофонов по характеристикам направленности и принципам преобразования.

8. Волновая, статистическая, геометрическая теория расчета звукового поля.

 

9. Характеристика свойств слуховой системы (принципы обработки, пороги слуха).

 

10.  Механизмы определения высоты тона (простого и сложного звука) и громкости (фон, сон).

 

11. Звуковые явления (распространение, отражения, дифракция, интерференция).

12. Объективные и субъективные параметры оценки звуковых полей в помещении (требования к театрально-концертным залам).

 

13. Характеристика основных акустических параметров студий и контрольных комнат.

 

14. Конструкция и акустические параметры акустических систем (громкоговорители, корпуса, фильтры).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. РАЗДЕЛ ЗВУКОРЕЖИССУРА

1. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения хора (микрофонный прием, особенности микширования).

 

2. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения симфонических оркестров (микрофонный прием, особенности микширования).

 

3. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения духовых оркестров (микрофонный прием, особенности микширования).

 

4. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения джазовых оркестров (микрофонный прием, особенности микширования).

 

5. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения струнных оркестров (микрофонный прием, особенности микширования).

 

6. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения струнных камерных составов (микрофонный прием, особенности микширования).

 

7. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения медных духовых камерных составов (микрофонный прием, особенности микширования).

 

8. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения деревянных духовых камерных составов (микрофонный прием, особенности микширования).

 

9. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения рояля, рояля с солистом (микрофонный прием, особенности микширования).

 

10. Традиционные способы микрофонной расстановки для фонографического изложения оркестров народных инструментов (микрофонный прием, особенности микширования).

 

11. Способы микрофонного приема для фонографического изложения солистов-вокалистов в различных музыкальных стилях и жанрах. 

 

12. Способы микрофонного приема для фонографического изложения ударной установки в различных музыкальных стилях и жанрах.

 

13. Основные задачи художественного монтажа фонограммы. Содержание понятия прямого и неразрушающего монтажа. Основные монтажные операции.

 

14. Устройства динамической коррекции звуковых сигналов. Приборы, их параметры и принцип работы. 

 

15. Способы электрической коррекции спектра звукового сигнала. Приборы, их параметры и принцип работы, влияние на тембр звучания.

 

16. Пространственно-временная коррекция звукового сигнала. Приборы, их параметры и принцип работы. Принцип работы и использование CHORUS, FASING, FLANGER.

 

17. Стереофонические системы звукозаписи (совмещенные и раздельные). Характеристики, достоинства и недостатки использования в звукорежиссерской практике.

 

18. Безмикрофонная запись электромузыкальных инструментов, запись адаптеризованных инструментов. Компьютерная запись музыки. MIDI-интерфейс электромузыкальных инструментов.

 

19. Технология записи акустической гитары, электрической гитары, бас-гитары.

 

20. Программные изменения тональной высоты в цифровых устройствах для искусственной обработки звука. Их служебное и художественное использование. Вокодеры. Создание искусственных спектральных формант.

 

21. Технология концертной звукозаписи: звукозапись в условиях звукоусиления, звукозапись акустических составов без звукоусиления.

 

22. Аналоговые и цифровые технологии с использованием ленточного носителя, цифровые технологии на базе дисковых носителей. Сравнительные характеристики аналоговых и цифровых способов звукозаписи.

 

23. Субъективный анализ качества записи. Параметры оценки. Объективный контроль качества записи.

 

24. Структура типового микшерного пульта и назначение основных входящих в его структуру функциональных частей. Принципы совместной работы микшерного пульта с внешними электроакустическими приборами.

 

25. Технология подготовки и проведения концертных программ. Звукотехническое оборудование концертных залов. Понятие технического райдера. FOH и мониторные консоли.

 

26. Основные показатели и характеристики звукотехнической аппаратуры и сигнальных процессоров. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Коэффициент усиления.

 

27. Основные принципы согласования различных звукотехнических устройств при их взаимной коммутации современной студии звукозаписи. Виды межблочных соединений.

 

28. Основные понятия цифрового звука. Понятие и возможности цифровой рабочей станции (Digital Audio Workstation).

 

29. Звукозапись рок-коллектива в студийных условиях. Технология записи, особенности сведения материала.

 

30. Звукозапись джазового состава (рояль, ударная установка, контрабас, вокал). Выбор технологии записи, микрофонов и студии.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА». КОНСПЕКТ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

РАЗДЕЛ «АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ».

Глава 1. Принципы построения, механизмы звукообразования и акустические параметры духовых инструментов.

ЧАСТЬ I . ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ

С консультации. Написать, что является генератором, вибратором, резонатором. Для лабиальных инструментов написать формулу краевого тона. Написать формулу для определения резонансов трубы (открытой/закрытой). Дать краткую х-ку инструментов в общем (в подробностях достаточно указать частотный и динамич. диапазон). Главное понимать принцип звукообразования. Рисовать рисунок закрытой/открытой трубы с волной и узлами.  Знать разницу между открытой и закрытой трубой. Знать почему у инструментов с закрытой трубой только нечетные гармоники. Упомянуть, что в деревянных инструментах можно повысить высоту тона(за счет закрытия отверстий – укорачивания трубы), а в медных можно только понижать (т.к. вентили только удлиняют трубу, а укоротить невозможно). Знать что во всех духовых инструментах только нечетные гармоники у одного кларнета, у остальных есть и четные и нечетные. В медных знать что такое сурдина и зачем она нужна. В медных нужно кратко сказать: что это сочетание труб разной формы; раструб усиливает звук и формирует х-ку направленности; наличие вентилей удлиняет трубу, а соотв. понижает высоту на полтона; что мундштук имеет форму чашки с трубкой и накладывает своё влияние на спектр за счет собственных резонансов. В целом спектр получается негармонический, но из-за присоединения раструба и мундштука ВЧ понижаются, а НЧ повышаются и спектр становится практически гармоническим кроме нижнего тона. Поэтому у медных духовых слышен виртуальный тон.

· Деревянные духовые делятся на лабиальные (флейты, трубы органа) и тростевые (кларнеты, фаготы, гобои, саксофоны).

ü Вибратор у лабиальных – «краевой тон» (тон, появляющийся при разбивании воздушного потока о край специальной щели – лабиума, чем больше скорость вдувания, тем выше будет краевой тон).  Частота краевого тона мб. определена по формуле  где Vc – скорость струи, В – расстояние от места выхода струи (губы музыканта или щель в трубе органа) до твердого края отверстия.

ü У флейты и лабиальных труб органы используются цилиндрич. (или слегка конические) трубы, открытые с обоих концов или закрытые с одного конца. Основная собственная частота связана с длиной трубы соотношением:  

ü Вибратор у тростевых – колеблющаяся тростниковая пластинка (или две).

Сравнение формы стоячих волн и значений собственных частот для открытых и закрытых цилиндрич. труб: если у открытой цилиндрич. трубы на 1-й собственной частоте вдоль длины трубы устанавливается половина волны, то у трубы закрытой с одного конца на первой частоте устанавливается только четверть длины волны, т.к. на одном на одном закрытом конце давление всегда должно быть максимально, а на другом открытом всегда = 0, (скорость наоборот) т.е. 1-я собственная частота =

У инструментов с закрытой цилиндрической трубой (например кларнет) в спектре присутствуют только нечетные гармоники, т.к на более высоких собственных частотах устанавливаются формы колебаний соотв.  т.е. их частоты находятся в соотнош. .

ü Звучащее тело у всех духовых (деревянных и медных) - звучащий столб (воздушный) в трубе инструмента. По мере перекрывания клапанов/отверстий длина волны воздушного столба меняется, соотв. меняется и высота тона. У деревянных духовых звук излучается всем телом инструмента (не только раструбом).

ü (Параметры в общем). Всем деревянным духовым свойственно следующее:

-инструменты как правило тихие, с богатым тембром;

-быстрая атака и быстрое затухание (из-за малой инерционности воздуха) исключение составляют инструменты басового регистра;

-обилие ВЧ шумовых составляющих (из-за турбулентных завихрений воздушного потока);

-аэродинамическая составляющая в спектре сигнала;

-всем духовым свойственен натуральный звукоряд;

ü Также каждый инструмент этого семейства обладает индивидуальными особенностями.

ü Эффект Бернулли заключается в том, что при возрастании скорости струи воздуха V , продуваемой через канал в его узком сечении, давление р в нем падает, а при снижении скорости возрастает. Общее уравнение Бернулли

 

· Устройство и акустич. х-ки флейты:

ü Устройство. Современная поперечная флейта состоит из головной части (головка,1) с амбушюрным отверстием (2) и пробкой (3); основная часть (среднее колено, 4) с большинством рабочих отверстий и клапанов (5); конечная часть (нижнее колено, 6) с отверстиями и клапанами для правой руки (7). Соединение головной и основной частей – подвижное, для подстройки инструмента. Общая длина 605-616,5мм. Диаметр трубки у закрытого конца около 16,6 мм., у открытого до 19мм. Постепенное расширение сделано для небольшого подъёма 2-й гармоники, т.к. наличие амбушюрного отверстия ее занижает. Пробка с винтом (3) у закрытого конца установлена для подбора длины узкой полости между отверстием и пробкой.

ü Частотный диапазон большой концертной флейты:

-для основных тонов = 246,94Гц (В3) – 2489,02Гц ( E бемоль7)

-с учетом обертонов до 6кГц;

-для флейты пикколо основной диапазон 587,3 Гц-4186Гц;

-формантная область 800Гц;

-присутствуют шумовые компоненты (из-за турбулентного шума) с проявляющимися тональными компонентами.

ü Динамич. диапазон:

-на НЧ 25дБ; на ВЧ 10дБ.

ü Переходные процессы:

- t атаки уменьшается с повышением тона от 100мс. до 30мс.

ü КПД меньше 1%.

ü Х-ка направленности:

-до ВЧ достаточно широкая; есть довольно значительное излучение от амбушурного отверстия и открытых боков отверстий излучающих с 2кГц.

ü Тембр:

-в среднем регистре-чистый, светлый, прозрачный;

-в высоком регистре – резкие, свистящие звуки.

· Устройство и акустич. х-ки кларнета:

ü Кларнет состоит из мундштука с тростью, короткой части – «бочонка» для подстройки, 2-х частей цилиндрич. ствола с системой отверстий и раструба;Труба кларнета цилиндрич.

- длина кларнета in B = 741, 5 мм;

-длина раструба = 108мм, диаметр изменяется от 22 до 58мм;

- мундштук состоит из вибрирующей части – трости толщиной около 0,1 мм, находящейся на расстоянии 1мм до верхней части мундштука и сдвигаемой губами до расстояния 0,5мм;

- у кларнета от 21 до 23 голосовых отверстий 3-х типов: без клапанов (для получения диатонич. звукоряда), с открывающимися клапанами (для получения альтерированных тонов), с закрывающимися клапанами.  

ü Частотный диапазон:

-сопрановый кларнет in B 146,8Гц ( D 3)-1864,7Гц (Вбемоль6) (кларнет in A на полтона ниже);

-бас-кларнет in B 58,27Гц(В1)-698,46Гц( F 5);

-кларнет пикколо in Es 196Гц ( G 3) – 2093Гц (С7);

-с учетом обертонов и на больших громкостях до 12кГц;

-формантные области: 1500-1700Гц и 3700-4300Гц.

ü Динамич. диапазон:

-на НЧ 35дБ; на СЧ 50дБ; на ВЧ 25дБ.

ü Переходные процессы:

- t атаки = 15-20мс., при острой атаке до 50.

ü Х-ка направленности:

-на НЧ имеет круговую форму; выше 1000Гц излучение в основном из отверстий; выше 3000Гц направленность узким лепестком снизу (звук поступает к слушателям за счет отраж. от пола, если он отражающий).

ü Тембр:

-в нижних регистрах-глуховатый, гулкий;

-в средних регистрах – чистый (сопрановый);

-в высоких-резкий (свистящий).

· Устройство и акустич. х-ки гобоя:

ü Гобой состоит из 2-ной трости, конической трубы и раструба. Трость вставляется в отверстие в верхней части инструмента; Труба коническая.

- длина гобоя 620-640мм;

- диаметр конуса меняется от 5 до 17мм;

- диаметр раструба 37 мм.

- трость гобоя представляет собой 2 тростниковые пластинки, сложенные так, чтобы в середине была щель. Пластинки нитками крепятся к латунной трубке, на нее надевается цилиндр из пробки, кот. вставляется в внутренний канал гобоя;

-размеры пластинок: средняя длина 35мм, ширина 7мм, толщина рабочей части до 0,05мм, части кот. крепится к трубке до 0,3мм.

ü Частотн. диапазон:

-233,1 ( B бемоль3) – 1567,98Гц (G6) ;

-с учетом обертонов и на громких звуках до 12 кГц;

-макс. энергия в 500-1500Гц;

-формантные области 1400,3000 и 4500Гц;

ü Динамич. диапазон: для НЧ 20дБ; для СЧ 30дБ; для ВЧ 25дБ.

ü Переходные процессы:

- t атаки для нижних нот 40мс. и для высоких 10-20мс.,

- t установления при мягкой атаке в нижнем регистре до 100мс., в верхнем до 40мс.

ü Х-ка направленности: На СЧ сильное излучение через боковые отверстия; выше 4кГц излучение направленно вниз.

ü Тембр:

-в низком регистре – грубоватый, носовой;

-в среднем – чистый, приятный (похожий на флейту);

-в высоком – светлый, резкий.

· Устройство и акустич. х-ки фагота:

ü Фагот состоит из 2-ной трости, насаженной на изогнутую трубку «эс», вставленную в малое колено, соединенное с U -образным коленом и большим коленом с раструбом;

- длина трубы фагота = 2,45м, в свернутом виде 1,2м;

- диаметр раструба 60мм;

- форма труб – цилиндрически-коническая;

- трость схожа по устройству с тростью гобоя но имеет другие размеры;

- средняя длина трости = 54мм, ширина 15мм.

ü Частотн. диапазон = 58,37 (Вбемоль1) -698,46Гц ( F 5);

-для контрафагота от 29,14 (Вбемоль0) до 246,9Гц (Н3);

-с учетом обертонов и на громких уровнях до 7 кГц;

-формантные области: 440-500Гц, 1220-1280Гц и 3000Гц.

ü Динамич. диапазон в среднем 33дБ.

ü Переходные процессы: t атаки 30-40мс.

ü Х-ка направленности: в отличии от кларнета и гобоя на ВЧ выше 2кГц излучение направлено вверх.

ü Тембр: - в низком регистре – резкий, трескучий;

- в среднем – мягкий, певучий (органного характера);

-в высоком – напряженный, сдавленный.

· Устройство и акустич. х-ки саксофона:

ü Саксофон состоит из мундштука, подмундштучной трубки, конической трубы, нижней изогнутой трубки (сапожок) и раструба;

- длина сопрано-саксофона 690мм;

- диаметр раструба 90-100мм;

- мундштук схож в конструкции с мундштуком кларнета, но размеры трости больше, например, для альт-саксофона длина=35-36мм, ширина 15,5-16мм, толщина 0,12-0,18мм;

- у саксофона 17-25 боковых отверстий и 2 регистровых отверстия, соединенных автоматическим рычажным механизмом.

ü Частотн. диапазон:

-сопрано-саксофон 207,7 (Абемоль3) – 1319Гц (Е6);

-альт-саксофон 138,6Гц ( D бемоль3) – 830,6Гц (А5);

-баритон на октаву ниже альта;

-тенор на октаву ниже сопрано;

-с учетом обертонов до 10кГц.

ü Динамич. диапазон: на НЧ от 40дБ; на ВЧ до 20дБ.

ü Переходные процессы:

-t атаки 20-30мс.

ü Х-ка направленности: ширина направленности равномерно уменьшается с повышением частоты.

ü Тембр:

-в нижнем регистре-плотный, густой;

-в среднем-мягкий, светлый;

-в верхнем-напряженный, пронзительный.

ЧАСТЬ II . МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ

· Основные амбушюрные (медные) духовые инструменты используемые в современном симфоническом оркестре: труба, тромбон, валторна, туба и др. (+видовые и т.п.).

ü Инструменты состоят из воронкообразных мундштуков и свернутых труб, различной длины, узких у места вдувания и постепенно расширяющихся к раструбу. Зависимость отнош. диаметров чашек и 1-х резонансных частот в трубах инструментов:

1) Механизм звукообразования:

ü В кач-ве генератора используется энергия сжатого воздуха, созданная за счет мускульных усилий музыканта.

ü Роль вибраторов выполняют колеблющиеся особым образом губы; Образовавшиеся колебания получают окраску внутри чашечки мундштука (благодаря ее резонансу) и проходят дальше до устья и канала мундштука, соединенного с трубой инструмента.

ü В кач-ве резонаторов используются столбы воздуха в удлиненных трубах инструментов (как и у всего семейства духовых). Медные духовые в отличии от деревянных излучают больше часть полезного сигнала из раструба (нужно учитывать при микрофонном приёме).

ü Для регулировки громкости исполнитель должен контролировать давление вдувания.

ü Медные духовые дают при передувании полный ряд гармоник и имеют длину канала = половине длины волны их основного тона.

ü Повышение тона осуществляется передуванием (увеличением скорости потока воздуха) , понижение – системой вентилей или кулисой (тромбон).

2) Сурдина – вставка из дерева или легкого металла в раструб для изменения тембра. Имеют коническую, куполообразную или сложную форму. Иногда роль сурдины выполняет вставленная в раструб рука, например при игре на валторне. Сурдина работает как ВЧ фильтр (т.е. пропускает хорошо только ВЧ), также расширяет х-ку направленности в ВЧ области спектра. Конусная сурдина пропускает частоты выше 1800Гц, чашечная работает как полосовой фильтр с полосой 800-1200Гц, сурдина сложной формы (т.н. сурдина Хармана) выше 1500-2000Гц.

3) Акустические параметры. Медным, как и деревянным, свойственны быстрые переходные процессы , связанные с малой инерционностью воздуха, наличие аеродинамич. составляющей, богатство тембра + широкий динамич. диапазон.

· Устройство и акустич. х-ки трубы:

ü У трубы узкий канал согнут в 1 оборот и заканчивается небольшим раструбом;

- общая длина около 140см, диаметр раструба=11см;

- труба снабжена помповым трехвентильным механизмом.

ü Частотный диапазон (трубы in B ) – основные тоны 164,8Гц (Е3) – 1046,5Гц(С6); с учетом обертонов до 8 кГц; формантные области 1200-1400Гц и 2500Гц.

ü Динамич. диапазон: в низком регистре 35дБ; в высоком = 15Дб. Один из самых громких инструментов оркестра.

ü Переходные процессы: t атаки в низких регистрах = 25-30мс, в верхних 20мс. При «мягкой» атаке t переходных процессов можед достигать 150-180мс. в нижнем и среднем регистре.

ü Х-ка направленности –значительная часть звука излучается через раструб, ширина излучения плавно сужается к ВЧ.

ü Тембр: - в среднем регистре: сильный, блестящий; в верхнем – резкий, пронзительный.

· Устройство и акустич. х-ки тромбона:

ü Тромбон состоит из изогнутой цилиндрической трубки, раздвижной в средней части, заканчивающейся широким раструбом. В ее верхний конец вставлен полусферический мундштук;

- общая длина 275-300см;

- диаметр раструба 18см;

- изменение высоты звучания достигается за счет выдвигания кулисы , при полностью выдвинутой кулисе (1-я позиция) за счет передувания образуются только звуки натурального ряда. За счет смещения кулисы можно получить звуки хроматического ряда.

ü Частотный диапазон: основные тоны 41,2Гц (Е1)-587,3Гц ( D 3); с учетом обертонов до 5кГц; главная форманта на 500Гц.

ü Динамич. диапазон: в среднем = 37дБ.

ü Переходные процессы: t атаки в нижних регистрах = 40мс; в верхних=20мс.

ü Х-ка направленности: имеет сужающийся к ВЧ главный лепесток, направленный вверх.

ü Тембр: в нижнем регистре – мощный, суровый; в среднем регистре – очень яркий, четкий, блестящий.

· Устройство и акустич. х-ки тромбона:

ü Валторна имеет длинную (375см) узкоканальную цилиндрическую трубу, свернутую спиралеобразно и заканчивающуюся широким раструбом (диаметром 32см);

- снабжена механизмом с 4 или 5 вентилями;

- инструмент имеет глубокий, узкий воронкообразный мундштук.

ü Частотный диапазон (валторна in F ): основные тоны 48Гц ( G 1) – 698,46Гц ( F 5); диапазон с учетом обертонов – до 5кГц; основная форманта в области 340Гц, менее выраженные: 750Гц, 1220Гц и 2000Гц.

ü Динамич. диапазон – на НЧ = 40дБ, на ВЧ = 25дБ.

ü Переходные процессы: t атаки в нижнем регистре=40-80мс., в верхнем 20-30мс.

ü Х-ка направленности: главный лепесток направленности сужается к ВЧ и имеет некоторый поворот относит. оси.

ü Тембр: ровный, мягкий, певучий, хорошо сливающийся с струнными и деревянными духовыми.

· Устройство и акустич. х-ки тубы:

ü Туба имеет длинную свернутую в несколько раз трубу с большим раструбом;

-длина трубы 536см;

- диаметр раструба 35-60см;

- снабжена 3, иногда 4 поворотными вентильными механизмами.

ü Частотный диапазон (для контрабасовой тубы in B ): диапазон основных частот 30,87Гц (В0) – 349,2Гц ( F 4); полный диапазон до 2кГц; формантная область 210-250Гц.

ü Динамич. диапазон: в среднем = 20дБ.

ü Переходные процессы: t атаки для низких нот = 60мс., для средних 40 мс., для высоких 25мс.,  соотв. в отличии от других медных духовых более короткая атака (мало обертонов в спектре).

ü Х-ка направленности: главный лепесток направлен вверх от раструба и плавно сужается к ВЧ.

ü Тембр – суровый, массивный, глубокий.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!