Глава 2. Принципы построения, механизмы звукообразования и акустические параметры струнных инструментов.



Из консультации. Писать принципиальные сведенья о смычковых и щипковых (в чем их суть и отличия). Упомянуть, что спектральный состав скрипки зависит от места приложения смычка и силы прижима (в общем от чего зависит звукообразование).

· Струнные муз. инструменты классифицируются по способу возбуждения (генерации) звука:

ü Смычковые – скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также народные инструменты (кеманча, басоля, саранги и др.);

ü Щипковые – гитары, арфы, мандолины, клависины, также народные инструменты: балалайки, домры, гусли, бандуры и др;

ü Ударные (клавишные)-фортепиано.

· Основные элементы струнных инструментов (для извлечения звука):

ü Генератор-возбудитель колебаний, с помощью кот. мышечная энергия исполнителя передается через движение смычка, щипок, или удар молоточком;

ü Вибратор – натянутые колеблющиеся струны инструментов;

ü Резонатор- усилитель колебаний, например, плоская дека инструмента (рояль), или корпус с воздушным объемом в нем (гитара, скрипка, арфа и др.).

ЧАСТЬ I : СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ

· Возможные способы звукоизвлечения в струнных смычковых (например в скрипке): за счет движения смычка по струне; за счет щипка струны ( Pizzicato ) за счет удара по струнам тростью смычка ( con legno ).    

Струна – слабый излучатель звука из-за малой площади, поэтому для усиления звука используются резонаторы – корпус и воздушный объем внутри него.

· Последовательность процесса возбуждения и передачи звука (если в бланке мало места, достаточно нарисовать табличку):

колебания струны, возбужденные при движении смычка приводят к появлению переменной поперечной силы, действующей на подставку, которая вызывает возникновение вынужденных колебаний в ней (подставка имеет свои резонансные частоты и усиливает колебания в области 2-3кГц). От подставки колебания передаются корпусу, при этом с помощью душки и пружины, возбуждаются вибрации в верхней и нижней деке, кот. тоже имеют свои резонансные частоты, подчеркивая некоторые области в спектре. Также возбуждается воздушный объем внутри корпуса, кот. тоже имеет свои резонансные частоты. Этот сложный звукообразующий процесс определяет тембр, громкость, звуковысотные соотношения и др. х-ки инструмента.

· Устройство и акустич. х-ки скрипки:

 

ü Скрипка состоит из корпуса, шейки с головкой, подставки, струнодержателя, колков, грифа, верхнего порожка. Корпус состоит из рамки, и приклеенных к ней верхней и нижней дек. На верхней деке находятся фигурные звукоизлучающие отверстия – эфы. Кроме того в корпусе есть еще 2 важных элемента-душка и пружина. Смычок состоит из трости, пучка волос и колодки.

ü Частотный диапазон=196Гц ( G 3) – 3520Гц (А7) (в сольных партиях до 3951Гц (В7), с учетом обертонов 6кГц для нижних тонов и около 10кГц для верхних).

-спектр насыщен гармониками с вариациями по амплитуде, в т.ч. и в зависимости от регистра.

- формантные области: 400Гц (для низких нот), и 800-1200Гц. Высокие формантные области 2000-2600Гц и 3000-4000Гц (влияют на яркость звука).

 -состав спектра зависит от места приложения смычка: ближе к подставке=больше обертонов. В спектре также имеются шумовые компоненты от движения смычка.

ü Динамический диапазон=30-35дБ.

- нет сильной зависимости состава спектра от уровня громкости (как например у духовых).

ü Переходные процессы:

- t атаки для низких тонов = 60мс., для средних = 40-50мс., для высоких = 30мс.

- t установления при мягкой атаке = 200-300мс. Высшие гармоники устанавливаются быстрее, чем нижние, что влияет на восприятие тембра инструмента.

ü Х-ка направленности. Угол излучения звука у скрипок частотно зависим. На НЧ до 700Гц излучение происходит от верхней, нижней деки и от воздушного объема через эфы. На ВЧ излучение в основном от верхней деки (на ВЧ уменьшается передача вибрации на нижнюю деку).

ü Тембр у скрипки: в верхних регистрах – светлый, серебристый; в средних – мягкий, нежный; в нижних – певучий, густой.

ЧАСТЬ II : СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ (струны возбуждаются щипком).

Щипок осуществляется пальцами (гитара, арфа и т.д.); плектром/медиатором (мандолина, домра и т.д.); с помощью щипкового механизма (клавесин).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 919; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!