Основы научно - психологического знания 15 страница



С вступлением нашей страны на демократический путь раз­вития наметились определенный пересмотр и коррекция сло­жившихся в педагогике представлений об основных факторах Целенаправленного формирования личности. Ярые критики «антидемократизма» формирования часто критикуют и педаго-


198


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


гическую теорию коллектива, опирающуюся в значительной степени на опыт А.С. Макаренко1. При этом нередко использу­ются «грязные технологии», почерпнутые, вероятно, из дурных примеров политической жизни: А.С. Макаренко приписываются утверждения, которых он не делал, чтобы легче их «опровергать». Критики умалчивают, что он не создавал общей теории воспитания, применимой везде, а занимался перевоспи­танием беспризорных детей и малолетних правонарушителей. То, что его общие идеи о роли коллектива были расценены пе­дагогической общественностью как применимые и в других дет­ских и взрослых коллективах, — не его вина.

Кроме того, предметом его творческих поисков был только коллектив, а не все проблемы воспитания, лишь одна группа закономерностей, нашедшая отражение только в одном педаго­гическом принципе — воспитание в коллективе и через коллектив. У него нет теоретических обоснований того, что коллектив — все, а личность — ничто. Он рассматривал этот вопрос в единстве, как организацию жизни коллектива ради воспитания личности, как обязательный путь в ряду других. Главным интересом его были не вопросы идеологии и содержания воспитания, а техно­логия, методика воспитания в коллективе. Конечно, у него бы­ли какие-то промахи, обусловленные временем, когда он жил и творил, а также преувеличения, свойственные почти каждому увлеченному своей проблемой исследователю.

С позиций сегодняшнего дня, зарядившись высокомерием и конъюнктурной установкой «разнести», можно уверенно крити­ковать и Аристотеля, Демокрита, Ломоносова, Гегеля, Менде­леева, Павлова и других великих ученых за то, что они что-то в свое время не учли, не поняли, недооценили, переоценили, что-то не так сказали. Верно говорят, что можно так надергать цита-

1 Вот мнение одного из современных авторов: Макаренко «...страшен тем. что та­лантлив. Тем. что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на которых оно направлено. Макаренко соз­дан набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа — завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоничное развитие, сострадание — буржуазные кате­гории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марте топал к начертанным победам! Макаренкошцина исчерпала себя!»


в.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике


199


ты из Евангелия, что и святой покажется сатаной. Людей пра­вильно оценивать не по тому, что они не сделали, а по тому, 'что сделали. Значимость людей определяется тем, что в свое, давно прошедшее, время при значительно более низком, чем сейчас, уровне науки и богатства знаний, они возвысились над временем, опередили его, ускорили его бег, а часть их идей не потеряла своего значения поныне.

Не тенденциозность, не нигилизм, а разумная, взвешенная оценка педагогического наследия, в том числе и работ А.С. Макаренко, нужны сейчас. Надо не начинать все с начала, не следовать исторически не оправдавшему себя лозунгу «мы все разрушим, а затем...», но продолжать, творчески используя race лучшее из прошлого. Тем более, что педагогическая теория (коллектива в том виде, в каком она вошла в современность, это уже результат труда многих педагогов.

Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании лично­сти. Никто не в силах отменить закономерное педагогическое влияние других людей, социальной среды на человека. Жить среди людей и не зависеть от них невозможно, как бы это ни нравилось кому-то. Доказательством этому служат не только положения самой педагогики, но и данные психологии, соци-|альной психологии, социологии и весь опыт жизни людей. По­пытки некоторых «новаторов» изобразить дело так, что свобод­ное развитие личности — это развитие, которое зависит только ют самой личности и больше ни от кого, — не более чем анти­научная фантазия, конъюнктурное подлаживание под модные политические идеи, рецидив политизации педагогики, имею­щие, к счастью, как болезнь роста, преходящее значение.

Некоторые критики теории коллектива не приемлют коллек­тивизм как качество современной личности, понимая его как [нечто противоположное индивидуальности. В действительности рут допускается путаница (если не сознательное искажение). Коллективизм — это умение человека понимать интересы дру­гих людей, согласовывать с ними свои, действовать, не нанося им ущерба, уважать их права и свободы. Противоположное ему качество — не индивидуальность, а индивидуализм - - забота только о себе, пренебрежение к интересам, правам и свободам


200


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


другого человека. Свобода, понимаемая как игнорирование ра­зума, как сплошное удовольствие и «расслабление» неизвестно после каких трудов, как удовлетворение низменных страстей, как жизнь сегодняшним днем без перспективы — иллюзорная свобода. О какой свободе и индивидуальности может идти речь, например, в буйствах фанатов футбольной команды, вольностях новомодных течений в одежде и прическе, которые ничем иным, как вызовом и пренебрежением мнением других, не яв­ляются, в привязанности любителей оглушающих и душеопус-тошающих звуков металлического рока или жизни наркоманов? Каждый из них, думая, что он свободен, в действительности лишен свободы начисто. Он вовлечен в поток страстей опреде­ленной группы и безвольно увлекаем им. Он в полном психо­логическом и поведенческом плену и не смеет разорвать его пут из-за страха быть осмеянным, униженным, а то и подвергнутым физической расправе. Вот несколько мнений выдающихся и бесспорно умных людей:

М.М. Пришвин: Индивидуализм есть подчеркнутая слабость. Тацит: Лишь глупцы называют своеволие свободой. Квинтилиан: Свобода и распущенность — понятие одно другому совершенно противоположные. Клаудиус: Свобода заключается в праве делать все, что не вр е-дит другим Ф.Н. Глинка: Кто истинно свободен? — Тот, кто не раболепствует собственным страстям.

Выше уже отмечено, что успех в любом деле все больше за­висит от умения человека учитывать и использовать связи и за­висимости, от умелого партнерства и сотрудничества. Воспитать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, пони­мающего свободу как своеволие, вседозволенность, наплева­тельское отношение к другим, поведение — как порывы, дви­жимые только желаниями, — значит направить вектор педаго­гики противоположно вектору развития человечества и всех сфер современного общества, смотреть назад, а не вперед, не идти в ногу с исторической необходимостью и неизбежностью. Формирование коллективизма кроме того в наибольшей степени соответствует традиционной российской педагогике и нацио-


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике


201


нальному менталитету. Если для французов идеальна формула «свобода — равенство — братство», то для россиян, вероятно, более приемлема другая — «братство — равенство — свобода». Педагогический потен- При формировании личности одним из циал коллектива и обязательных условий успеха бесспорно пути его реализации выступает создание педагогически благо­приятной микросреды ее жизни и деятель­ности. Это трансформируется в задачу целенаправленной рабо­ты с первичным коллективом, в котором личность чаше и дольше всего находится, в превращение его в формирующий (чаще по тра­диции говорят — воспитывающий) коллектив. Таковым являет­ся только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью — учебой, профессио­нальным трудом, благотворительностью, общественной актив­ностью1 и пр., — сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллектив­ной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимо­помощью, товарищеской требовательностью.

Суть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не «на готовенькое», не помещаться в уже кем-то созданный идеальный коллектив, а включаться в заинтересованное движение по утверждению циви-

1 В этом кет «возврата к прошлому». Напротив, демократия — власть парода. Она предполагает не только участие народа в работе государственных структур, но и в различных, создаваемых по инициативе самих граждан общественных формированиях, имеющих предназначение влиять на работу государственных органов, их работников, по необходимости указывать им на их недоработки и совершаемые ошибки, содействовать совершенствованию их деятельности, са­мостоятельно изучать и решать тс или иные проблемы жизни людей, заниматься делами, которые не входят в сферу государственного регулирования. Подлинно демократическое общество — это обязательно гражданское общество, где обще­ственная активность если не всех, то большинства граждан — норма жизни, ее повседневность. Важный признак движения страны к гражданскому обществу — сужение сферы государственного регулирования и передача все большего числа вопросов жизни и деятельности граждан под их собственное управление (самоуправление), в компетенцию общественных формирований. Эта одна из важных стратегических линий целенаправленного общественного развития еще мало у пас осознана и еще меньше практически воплощается в работе с моло­дежью, в трудовых коллективах. Исправление положения здесь — задача огром­ного педагогическою значения.


202


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


лизованных норм в жизни и деятельности своего коллектива и с помощью его — и в окружающей мезосреде. Участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе — не навязываемая ка­ждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельно­сти, чувства собственного достоинства, а напротив — его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, при­знают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход — уйти из такого коллектива. Чтобы это не случилось, человек вынужден проявлять активность в утвер­ждении в жизни коллектива цивилизованных норм.

А.С. Макаренко принадлежит замечательная по выразитель­ности и верности мысль: настоящая педагогика — это та, кото­рая повторяет педагогику всего общества. Гуманное, демократи­ческое, гражданское общество — это общество активных лично­стей, не равнодушных к происходящему вокруг, гуманно отно­сящихся к другим, не ожидающих указаний сверху, а самостоя­тельно и инициативно, лично и в составе неформальных групп принимающих меры по утверждению в окружении всего луч­шего и устранению неблагоприятного. Очевидно, что педагоги­ческая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в кото­ром все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан та­кого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспе­чение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Человек при этом включает себя в систему социально-педагогических и психологических взаимосвязей, влияний и воздействий, которые (и это самое важное!) обеспечивают его личностный рост в соот­ ветствии с требованиями современной жизни, реализацию его воз­можностей, самоутверждение в непосредственном окружении, по­вышение эффективности осуществляемой лично им деятельности (учебы, труда и др.). Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизован­ного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объе-


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике


203


динениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, пра­ вовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благо­приятствующая развитию личности.

Задача педагога-организатора — использовать сполна эту педа­гогическую возможность, показывать личную и коллективную необ­ходимость активности, побуждать к ней, поддерживать и поощрять ее проявления, проводить индивидуальную работу в ходе ее.

Другая часть педагогического потенциала коллектива его положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Его влияние законо­мерно, социально-педагогично, охватывает всех членов коллек­тива, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Это «социальный кислород», нужный и полезный каждому. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуа­лизированным, быть инициативной товарищеской реакцией других коллег по коллективу, органов самодеятельного управле­ния и руководителя,в виде коллективного одобрения, поощре­ния, постановки в пример или, напротив, — осуждения, крити-|ки, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие.

В педагогике достаточно отработана и Педагогические

           многократно проверена система работы с

основы работы

с коллективом   ученическим коллективом. Производст-

венной, юридической, военной и другими отраслями педагогики разработаны специальные технологии. Общими в них выступают следующие рекомендации.

Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководите­ля. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. Убежденность, вера в лучшее, увлечен­ность, страстность, энергичность, оптимизм, воля, самоотдача, честность, справедливость, уважительность, открытость, общи­тельность, искренность, доступность, организованность — не­пременные качества того, кто хочет и способен руководить кол­лективом. Неизменное проявление этих характеристик в стиле повседневной работы — обязательная предпосылка авторитета и исходное условие успеха (подробнее о руководителе см. гл. 9).


204


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


Сплочение коллектива, понимание его членами необходимо­сти жить, относиться, действовать должным образом может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллектив­ ной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с по­требностями и интересами каждого (под влиянием которых дан­ный человек и вошел в состав коллектива), признания необхо­димости действовать сообща, уяснения ответственной зависимо­сти друг от друга и коллектива. Это достигается проведением специальных занятий, повседневными разъяснениями, помо­щью, вывешиванием наглядных графических схем, нормативных документов, составлением памяток, но, главное, убеждением на опыте, на фактах, свидетельствующих, что слаженная целена­правленная работа ведет к общему и личному успеху, а нарушения единства, координации, невыполнение своих обязанностей — к неприятностям для всех и самого «единоличника».

Сплочение происходит все успешнее по мере последователь­ного включения в поток консолидированных усилий все большего числа членов коллектива:

• на первом этапе руководитель коллектива разъясняет, по­казывает, призывает, требует, но нередко его реально поддержи­вает только небольшая часть членов коллектива;

• на втором этапе в движение по поиску путей совершенст­вования жизни и деятельности коллектива, поддержке руководи­теля подключается все возрастающая часть членов коллектива;

• па третьем этапе в организуемые руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все;

• на четвертом этапе каждый член коллектива предъявляет должные требования к себе, согласующиеся с требованиями и нормами жизни коллектива, самостоятельно развивает актив­ность, осуществляет помощь другим, предъявляет товарищескую взыскательность к нерадивым.

Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряет­ся созданием актива — первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наблюдая за действиями и поведением членов кол­лектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных, по­нимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требо­вания. Он усиливает индивидуальную работу с ними, советует­ся, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике


205


отдельные направления работы в коллективе, зарождая таким образом систему самоуправления коллективом. Руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных про­блем улучшения жизни и деятельности коллектива. Проявляется забота о расширении актива, включении в его состав и других членов, у которых (по итогам продолжаемых руководителем на­блюдений) произошел перелом к лучшему. Недопустима спешка с расширением актива. Коллектив лучше, чем кто-либо, знает действительную цену каждому, и включение двуличного или недостойного человека лишь усложняет создание подлинного коллектива.

Создается демократическая структура самоуправления в кол­ лективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и общественным тенденциям, потребности формирования соответствующих умений, привычек и качеств у членов коллектива, а также потребности людей к самостоятель­ности, самовыражению и самоутверждению. На самодеятельные организации возлагается ответственность за состояние и функ­ционирование отдельных участков жизни коллектива: контроля каких-то результатов деятельности коллектива (например, за успеваемостью, качеством работы, расходованием материалом, соблюдением мер безопасности, расходованием финансовых средств и др.), гуманизма в жизни коллектива, контроля за со­блюдением прав, контроля за реализацией права на свободу, культуры общения, разработкой предложений по повышению эффективности труда, по моральным вопросам, разбором кон­фликтов, соблюдением гигиены и чистоты, порядком на рабо­чих местах, бережным обращением с имуществом, связям с другими коллективами, организацией досуга и т.п.

По возможности в состав таких самодеятельных групп вклю­чаются почти все члены коллектива. Например, в Японии в 50-е годы XX в. на предприятиях были повсеместно созданы много­численные «кружки качества», состоящие из рядовых работни­ков. В свободное от работы время рабочие и служащие еже­дневно обсуждали состояние с качеством выпускаемой продук­ции, вносили предложения типа существовавших у нас в те го­ды рационализаторских предложений, только число их в не­сколько тысяч раз превышало их число у нас. В значительной степени благодаря работе этих кружков японская продукция стала по качеству одной из лучших в мире.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!