Основы научно - психологического знания 10 страница



3. Исторический процесс развития человечества учит, что каждый человек призван формироваться так, чтобы он мог ре­ шить три основные задачи, стоящие перед поколением людей, к которому он принадлежит: 1) освоить опыт предыдущих поколе­ний, 2) обогатить и приумножить этот опыт, 3) передать весь опыт следующему поколению.

4. Представления о совершенном человеке у классиков пе­дагогики и в отечественной педагогике связываются с формиро­ ванием всесторонне, гармонично развитой личности. Не существу­ет одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности — сис­темный комплекс достоинств.

1 Психология и педагогика: Учеб. пособие/Пол ред. А.А. Радугина. - М., 1996. — С. 252-253.


5. Проблема личности в педагогике


153


5. Совершенство личности базируется на освоении сю обще­
человеческих ценностей — стабильных, постоянных идей и норм
поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми
народами, выработанных и проверенных в их общем многовеко­
вом опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается
людьми, одобряется, считается правильным, достойным, чем
восхищаются, а противоположное оценивается как слабость,
недостаток, порок, что порицается, считается непристойным,
осуждается.

В преданиях, легендах, мифах, сказаниях, песнях, поговорках разных народов воспеваются ум, мудрость, смекалка, здравый смысл, умелость, мастерство, справедливость, верность, благо­родство, доброта, уважение к старшим, безмерная благодарность |и любовь к матери, готовность прийти на помощь другим, дейст­вовать сообща, трудолюбие, сила, ловкость, смелость и т.п. Ори­ентация на эти качества свойственна и так называемой «народной педагогике», стихийно реализуюшиейся в массовой практике воспитания детей родителями и старейшинами. Аналогичные ценности содержатся и в трех мировых (наднациональных) религиях — буддизме (VI—V вв. до н. э.), христианстве (I в. н. э.) и исламе (VII в. н. э.). Они упоминают­ся в них многократно и представлены, например, в христиан­ских заповедях «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «полюби ближнего, как себя самого», положениях о верности, долге, лобре, истине, справедливости, красоте, или, например, в осуждении исламом таких качеств, как лицемерие, лживость, несправедтивость, зависть, невоздержанность, разобщенность и др. Безусловный приоритет духовных ценностей нал телесными, т. е., говоря научным языком, личностных, свойствен религиоз­ным вероучениям. Можно сказать, что общечеловеческие цен­ности — это вечные ценности.

6. Формирование человека разумно осуществлять с учетом
Мировых тенденций общественного развития и перемен в россий­
ском обществе.
Закон «Об образовании» прямо указывает на не-
обходимость формирования человека и гражданина, интегриро­
ванного в современное ему общество и нацеленного на совер­
шенствование этого общества. Молодому поколению принадле­
жит будущее. При ускоряющихся темпах общественного про­
гресса уже через 15—30 лет представители сегодняшнего студен-


154


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


чества будут определять состояние общества и государства. По­этому формирование личности должно носить опережающий ха­рактер, делать ее способной вглядываться в дальние горизонты будущего, понимать путь к лучшему будущему, двигаться к луч­шему будущему.

7. Важнейшая тенденция общественного прогресса и форми­
рования личности воплощена в гуманизме1, рассматриваемом
ныне как основа цивилизованного общечеловеческого мировоззре­
ния.
Его основные идеи и ценности таковы:

• человек — величайшая социальная, духовная и природная ценность;

• полное равенство людей вне зависимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений;

• предназначение цивилизованного правового общества — признание свободы, прав, развития способностей, взглядов, вы­бора жизненного пути и поступков каждым гражданином в рам­ках закона;

• необходимость создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан;

• отношение к человеку и каждого человека к другим людям должно быть человечным;

• формирование человечного человека, становление его лич­ности — высшая обязанность общества и условие его собствен­ной самореализации и самоутверждения.

Гуманистические идеалы и ценности воплощают в себе опыт многих поколений и народов.

Иногда говорят, что гуманизм порождает индивидуализм и эгоизм: «я, мои интересы, потребности, их удовлетворение пре­выше всего». Но гуманизм — это обязательно человеколюбие каждого человека, его внимание, доброжелательность, уважение, готовность прийти на помошь другим. Только человечный чело­век может быть справедливым и порядочным.

8. Признание ценностей демократии2 в жизни государства и
его граждан — еще одна важная тенденция мирового развития.
Исторические корни ее в России уходят к обшинности, сходам
населения, к тысячелетним вечевым традициям Великого HoBj

1 От лат. humanus — человеческий, человечный.

2 От греч. demos — народ и kratos — власть, дословно — народовластие.


с Проблема личности в педагогике


155


города. Но реализация ее идей в веках шла через крутые изломы насилия, единовластия и тоталитаризма. На рубеже нового ты­сячелетия пришло время осовремененного продолжения ее с учетом мирового опыта.

Демократизация — развитие народовластия, все более широ­кого участия граждан в управлении делами государства и на местах. Процесс демократизации реализуется через равноправие, расширение представительных органов власти и общественных организаций, возможностей проявления ими инициативы и са­мостоятельности, прав и свобод граждан, свобод в развитии на­ций и народностей, укрепление их дружбы и равноправного со­трудничества, расширение гласности, укрепление законности, зашиту прав и свобод, равенство всех перед законом и др. 1. Важными результатами демократизации должны быть такие признаки функционирования государства, жизни общества и его граждан, которые позволяют назвать

правовым — государство, в котором господствует право, а в жизни общества и граждан — подчинение ему;

гражданским — общество, в котором выведена из-под кон­троля государственных структур значительная часть его жизни (сфера семьи, искусства, досуга и др.)1, но которая успешно ре­гулируется самими гражданами и созданными ими обществен­ными организациями;

рыночным — общество свобод в сфере экономики.

• Считается, что все это необходимо и возможно ныне в ре­зультате достигнутого высокого уровня развития образования, науки, техники, производства и изобилия товаров и возможно­стей удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей. Постулируется идея, что демократизация должна сделать государство надклассовой силой, способной удовлетворить ин­тересы всех слоев населения, обеспечить благосостояние всех граждан и привести к возникновению «государства всеобщего благоденствия»2.

1Концепция гражданского общества еще недостаточно проработана в современ­ных политических, социологических, правовых, педагогических и других теориях.

2Теоретики этой концепции исходят из необходимости развития смешанной экономики, сочетающей частный и государственный секторы, свободные ры­ночные и регулируемые государством экономические отношения.


156                                Раздел II, Психология и педагогика: личность, группа, общество

Процесс демократизации стал реальностью в жизни и пер­спективах ее у россиян. Начало его, больше похожее, правда, на кривое зеркало, оказалось не лучшим и не привлекательным для значительной части населения. Это не повод для поворота вспять, но урок хороший. Правильные идеи мало провозгласить, их надо еше провести в массовую практику, в жизнь граждан. В числе важнейших мер — подготовка людей к их пониманию, принятию и реализации в своей жизни. Без этого реальный процесс демократизации превращается в «игру в демократию», опережающую подготовленность к нему общества и граждан и порождающую многочисленные уродливые деформации в эко­номике, состоянии законности, понимании и реализации сво­бод и прав. Как говорил один из героев фильма «Мертвый се­зон», чтобы ребенок родился, нужно время, плод должен со­зреть; никто не может, как бы того ни хотел, заставить ребенка родиться, например, через два месяца. Также и процесс демо­кратизации может быть успешным, если он соразмеряется и развивается, не забегая вперед и не отставая от темпов повыше­ния реальной подготовленности большинства россиян к жизни в демократическом, правовом, гражданском обществе с рыноч­ными экономическими отношениями. В повышении нужной подготовленности граждан, особенно молодежи, важное место принадлежит- педагогике. Ее ответственная задача — формиро­вание у людей демократичности, гражданственности, правовой культуры как качеств личности, как непоколебимых норм повеле­ния и подготовленности к жизни в условиях новых экономических отношений.

9. Достоинство человека, его цивилизованность, подлинная самореализация и самоутверждение неразрывно связаны с его моральной сформированностью. Мораль1 (нравственность, от рус­ского слова «нравы»)2 — система сложившихся в общественной практике представлений, норм, путей и способов включения человека в общественную жизнь, соединения свободы личности

1 От лат. moralis — нравственный.

2 Большинство исследователей считает понятия морали и нравственности сино­
нимичными, но были и существуют попытки их разграничения, например: мо
раль — явление сознания, нравственность - поведения; мораль — форма внеш-
него побуждения, нравственность — внутреннего и др.


с проблема личности в педагогике


157


с общественной необходимостью и разрешения противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых пред-ставлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье.

Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гу­манных и имеет национальные оттенки (не противоречащие обшим). Она включает моральные нормы отношения к миру и давни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность че­ловека — это мораль, живущая в нем, в его сознании и поведе­нии, степень усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества. Мораль — полярная, путе­водная звезда в путешествии человека по жизни. По мудрой мысли М. Монтеня (1533—1592) — тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред1.

В России в период реформ произошел резкий спад уровня мо­рали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому и формирование моральности у людей, осо­бенно молодежи, представляет задачу особой важности.

 10. Хотя далеко не десятая по значимости, в числе важнейших социальных ценностей-находится любовь к своей Родине, ее наро­ду, государству, гордость за свое гражданство, уважение всего на­родного, национального, стремление следовать ему, потребность служить процветанию России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость и национальные достояния. Патрио­тизм — важнейший компонент всесторонне и гармонично разви­той личности. Вот несколько суждений исторических личностей:

Д. Байрон:              Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не м ожет;

И.С. Тургенев: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно без нее обходится;

К.Д. Ушинский: Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати стори­цей то, что получил от нее;

М. Робеспьер:  Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все;

Ж. Ж. Руссо:           Самые большие подвиги добродетели были совершены из

любви к Отечеству.

См .: Моитень Мишель- Жить достойно. — М.. 1973. — С. 112.


158


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ(


Формирование патриотизма — составная часть цели формиро­вания личности. Современный патриотизм сочетается с пони манием необходимости предупреждения войны с применением средств массового поражения, признание мира как самой высо­кой ценности и условия сохранения человечества на Земле (достижение этого становится задачей особой педагогики _ «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма — в его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей стра­ны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.

II. Еще одной приметой современной цивилизации выступа­ет развитие и широкое распространение эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.

Эстетическая культура — культура восприятия, оценки, лю­бования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в по­ступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувство прекрасного облагораживает, возвышает лич­ность, вызывает стремление жить по законам красоты, не до­пускать пошлостей, бескультурья.

Этическая культура в широком понимании -- высокая мо­ральность, а в узком — культура взаимоотношений и общения, соблюдения этикета' -- правил поведения, вежливости, приня­тых в обществе.

Экологическая культура — культура отношения к природной среде. Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражаться на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и др., а вместе с этим представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем. Природоохранная деятельность пре­вратилась в необходимую заботу не только государства и обще­ства, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.

От франц. etigette — малая этика


с Проблема личности в педагогике


159


Культура семьи, быта и здоровья — соответствующее совре­менным представлениям цивилизованного мира и общества должное поведение в семье, в быту, в отношении к своему здо­ровью.

Культура здоровья — новое массовое явление в современном лире. Это специальная и реализуемая с использованием реко­мендаций науки и профессиональной медицины активность че­ловека. Она включает регулярные занятия физическими упраж­нениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разру­шающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раз­дражительность и пр.), предупреждение раннего ухудшения здо­ровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и пр.

Формирование эстетически, этически, экологически культурной личности, обладающей и культурой семейной жизни, быта и отно­шения к своему здоровью — непременный элемент педагогической работы с ней.

Таким образом, современным педагогическим взглядам в наибольшей степени соответствует представление, что главная щель формирования личности состоит в том, чтобы каждый чело­век самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гар­монично развитой личностью, образованной, воспитанной, обучен­ной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями челове­чества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патрио­тизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, куль­туры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформиро­ванная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и самореализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии.

К основным педагогическим задачам формирования личности относится формирование отдельных компонентов главной цели.

Достижение цели и решение педагогических задач формиро­вания личности — дело самое сложное, которое приходится вы­полнять каждому человеку и обществу. Добиться человеку боль­шего, лучшего, предупредить недостатки и изжить имеющиеся -этому способна содействовать педагогика. Необходимо ее даль-


160


Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ.


нейшее развитие в соответствии с потребностями и запросами времени, а еще больше - полное использование уже сегодня всех ее достижений и рекомендаций в массовой практике.

5.2. Педагогические закономерности формирования личности

Общие педагогические То, что процесс развития человека и его закономерности фор- становления как личности закономерен мирования личности генетически, анатомически, физиологиче­ски, психологически и социально-психо­логически, ясно из материала предыдущих глав. Но он законо­мерен и педагогически. Педагогические закономерности формиро­вания личности это объективно существующие устойчивые, по­ вторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образован­ностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качест­венно соответствующими целям формирования личности в совре­менном обществе. Педагогические закономерности — это зако­номерности и самоформирования личности, и помощи ей в этом со стороны общества и других людей. Педагогическая практика призвана охватить и максимально оптимизировать проявления всех закономерностей для достижения цели форми­рования личности.

К общим педагогическим закономерностям формирования лич­ ности, сказывающимся на успехе и нуждающимся в педагогиче­ском учете, относятся:

• непрерывность формирования личности в процессе жизни:

• формирование в интересах самореализации, самоутвержде­ния и успеха человека в жизни;

• подчиненность формирования личности ее личным интере­сам, совпадающим с интересами ее родителей, детей и общества;

• подчиненность главной цели педагогической системы формированию гармонично развитой личности, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интерна­ционализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии-


5. Проблема личности в педагогике


161


гражданственности, высокой эстетической, этической, экологи­ческой культуры, культуры семьи, быта и здоровья;

• воплощенность педагогических влияний на личность в возникновении и изменении у нее четырех основных педагогиче­ских свойств: образованности, воспитанности, обученности и развитости; зависимость совершенства этих свойств от степени (соответствия уровню мировой цивилизации; целостность и взаи­мосвязанность образования, воспитания, обучения и развития личности:


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!