Характерные черты двух типов цивилизации
Восточная цивилизация | Западная цивилизация |
Сосредоточенность на духовном, большая роль религиозных ценностей. Религии: буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, ислам. Сознание ориентировано на духовные ценности. | Религиозная основа - христианство(православие, протестантизм, католичество). Разделение светской и духовной(религиозной)сфер жизни. Рациональное сознание. |
Принцип коллективизма, личность не представляет собственной ценности | Индивидуализм, приоритет личности, её прав, интересов |
Отсутствие классовой структуры, сословно-корпоративная структура общества, её замкнутость | Развитая классовая структура общества, наличие партий, профсоюзов и т.п. |
Государство подчиняет общество. Деспотия Власть выше законов. Личная инициатива и ответственность исключаются. | Правовое демократическое государство. Закон выше власти. Гражданское общество автономно от государства. Выборность органов власти (тоталитаризм – порождение западной цивилизации) |
Слабо развита частная собственность | Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. |
Зависимость экономики от природных условий, экстенсивные технологии. Нет рыночной экономики | Меньшая зависимость от природных условий, интенсивные технологии. Рыночная экономика. |
Вертикальный характер связей, отношения подчинения и господства. Отсутствие горизонтальных связей. Зависимость от властей. | Наличие развитых горизонтальных связей. Независимость от власти. Прогрессивный тип развития. |
Циклический тип развития, устойчивость цивилизаций. Фатализм, вера в предопределенность судьбы. | Линейное быстротекущее время, которое состоит из прошлого, настоящего и будущего. |
|
|
Мировые цивилизации (линейно-стадиальные) – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, технологическим и экономическим способом производства. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса.
Основные типы цивилизаций в истории человечества: древневосточная, античная, средневековая, индустриальная, современная восточная, российская.
Взгляды ученых на развитие цивилизации:
Теория культур О. Шпенглера – отрицание линейности мирового процесса. Цивилизация является последней стадией существования культуры, её перерождением, закатом. Признаки цивилизации: развитие индустрии, деградация литературы и искусства, скопление людей в городах, отрицание традиционных ценностей.
Теория локальных цивилизаций А. Тойнби – локальная цивилизация – основная единица исторического процесса. Стадия развития: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. Для рождения цивилизации необходимо творческое меньшинство (элита), которое сможет ответить на вызов Творца.
|
|
Теория культурно-исторических типов Н Данилевского – цивилизация – основа исторического процесса, имеет индивидуальный, замкнутый характер, является совокупностью отдельных народов. Нет всемирной истории, нет всемирной культуры.
Антропогенная цивилизация (информационное общество) – тип развития общества, в котором условием развития общественного производства становится информационная насыщенность технологических процессов, а также творческое развитие каждого человека.
Сравнение цивилизационного и формационного подходов
Линия сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
Сравнение формационного и цивилизационного подходов | Объективные законы общественного развития носят всеобщий характер. Не воспринимается история того или иного народа | Человек – это единственный творец истории. Главное деятельность человека и её результат |
Роль факторов общественного развития | Экономический фактор является определяющим | Все факторы признаются равнозначными с приматом духовных ценностей. Ценностные установки имеют определяющее значение. Существуют два типа цивилизаций: западные и восточные, имеют разные ценностные установки. |
Направленность исторического развития | Линейное построение. Движение от низшей к высшей формации. | Линейность не приемлема, присутствует циклическое развитие, линейно-концентрические циклы |
Трактовка понятия прогресса | Прогресс определяется материальным производством. Критерии прогресса – степень развития производительных сил | Прогресс – совокупность духовных, общечеловеческих ценностей. Критерии прогресса – степень духовной свободы человека. Основа прогресса – развитие духовной сферы. Прогресс относителен. |
Достоинства | Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов, представить историю человечества как единый процесс. Предлагает определенную периодизацию. | Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем его многообразии; ставит в центр исследования человека, его деятельность |
|
|
На рубеже XX-XXI веков идет интенсивное сближение культур Запада и Востока – диалог культур.
|
|
Вестернизация (американизация) – односторонний процесс взаимодействия культур, трансляция, перенос на другие народы западного образа жизни. Центр производства современных культурных эталонов, получивших глобальное распространение – это страны Европы, США. Причины вестернизации: несоответствие многих традиционных культур условиям современной экономической и социальной жизни; заимствование западных образцов как быстрый способ удовлетворения растущих потребностей традиционных обществ.
Аномия – психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих стремление человека к целям в результате утраты культурных корней.
Разумный путь к диалогу культур:
- Культурный синтез, предполагающий эволюцию норм и ценностей традиционных культур
- Заимствованные нормы и стандарты воспринимаются как прагматические, ориентирующие человека в хозяйственной деятельности и определении материальных потребностей.
Глобализация – распространение действия определенного фактора в ряде стран за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе. Глобальный, охватывающей весь земной шар, всеобщий, мировой. Втягивание мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.
Противоречивость последствий глобализации. Положение человека зависит не столько от решений национальных правительств, сколько от действий других государств, политики мировых финансовых центров. Мир становится более целостным и одновременно эта целостность подрывается, уменьшается степень стабильности мировой системы.
Глобализация как концепция нынешней администрации США по устройству мира в XXI веке – устройство в виде пирамиды. На первом уровне – США, Англия, Франция, ФРГ, Италия….На втором уровне - процветающие страны: Швеция, Испания, Австрия, Израиль…Третий уровень – фундамент пирамиды – страны третьего мира, ресурсы которых должны использоваться в интересах США.
Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и отрешения которых зависит судьба цивилизации.
Признаки глобальных проблем: масштабы проявления выходят за рамки одного государства; острота проявления; комплексный характер; все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом; общечеловеческая сущность, делающая их постоянными и актуальными для всех стран; возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества.
Главные (приоритетные) проблемы:
- проблема мира и разоружения; предотвращения новой мировой войны;
- экологическая;
- демографическая;
- энергетическая;
- сырьевая;
- продовольственная;
- использование вод Мирового океана;
- освоение космоса;
- преодоление отсталости развивающихся стран (Север-Юг);
- международный терроризм;
Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсоэкологическим возможностям биосферы.
Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены все живые существа. В.И.Вернадский включил в биосферу атмосферу, литосферу, гидросферу, которые являются главными условиями существования человеческого общества.
Ноосфера – (букв. «мыслящая оболочка») – сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизационного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле (развил учение о ноосфере В.И.Вернадский). Единство человека – природы - общества – основа концепции ноосферой школы.
Экогуманизм – ценностно-этическое представление человека и общества. Экогуманизм видит в природе бытие человека; бережное отношение человека к природе и к самому себе.
Демография – наукао населении и закономерностях его развития в общественно-исторической обусловленности.
В истории человечества произошло три демографических революции: первая связана с неолитической революцией (переход от присваивающей к производящей экономике привел к возрастанию населения с 5-10 до 50 млн. человек); вторая демографическая революция XVIII-XIX вв. – переход от аграрной к индустриальной экономике; 50-е гг. XX в – «демографический взрыв» - прирост мирового населения, в основном, в развивающихся странах.
Основные демографические показатели: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, естественный прирост населения, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни.
Информационно-технологический неоколониализм – поддержка зависимости развивающихся стран от развитых с применением таких методов: понижение мировых цен на сырье; перевод «грязных» производств в периферийные страны из развитых, которые оставляют за собой только высокие технологии; займы, предоставляемые мировыми банками, увеличивающие внешний долг развивающихся стран.
Характерные черты «Юга» - низкий уровень производительных сил; узость отраслевого состава, малокультурность; кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы; внешнефинансовая задолженность; высокая степень неграмотности населения. Причины многодетности в странах «третьего мира»: в сельском хозяйстве господствует ручной труд, необходима помощь детей; в условиях эпидемий большая детская смертность; дети – кормильцы в старости; религиозные, культурные нормы; почитание многодетных семей; недостаток необходимых средств для проведения государственной политики планирования семьи.
Характерные черты «Севера» - наблюдается процесс старения населения. Причины: более поздние сроки завершения образования и формирования семьи; снижение уровня смертности; увеличение продолжительности жизни.
Урбанизация – социальный процесс роста городов, городского населения, повышение их роли в развитии общества. Результат урбанизации – обострение экологической, ресурсной и энергетической проблем.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!