Развитие обществознания в XX веке.



Неопозитивизм – отличительной чертой является пристальное внимание к формальной стороне познания, отвлекаясь от содержания полученных знаний, неопозитивизм концентрируется на проблемах языка, символической логики, форм обновления научного знания.

Структурализм – философское направление, абсолютизирующее понятие структуры, и объявляющее структурный метод исследований универсальным способом познания. Структура – это то, что позволяет предметом быть самим собой: предметы изменчивы, непостоянны, постоянна только структура.

Два направления в марксизме: радикально-революционное и ревизионистское (реформаторское).

Ленин В.И. создал учение об империализме, классовой борьбе и неизбежности социалистической революции, диктатуре пролетариата. Выдвинул идею о неравномерности экономического и политического развития стран как безусловном законе капитализма. Победа социалистической революции возможна не во всех странах одновременно, а в одной стране, главное, чтобы эта страна была клубком противоречий.

Бернштейн Э. был представителем ревизионизма. Критиковал марксизм за волюнтаризм (стремление к достижению цели без учета объективных обстоятельств и последствий). Считал возможность перехода от капитализма к социализму реформаторским путем.

Каутский К. встал на защиту тезиса марксизма о неизбежности краха капитализма. Считал, что революции должны предшествовать реформы. Диктатуру пролетариата считал наихудшим вариантом общества, наилучший вариант - демократический союз во главе с пролетариатом.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе

Плеханов Г.В.- активный участник борьбы с ревизией марксизма. Основатель социал-демократии в России. Впоследствии разошелся с Лениным, осуждая большевистскую партию за преждевременные коммунистические эксперименты, поспешный захват власти, игнорирование законов истории.

Теории индустриального и постиндустриального общества

Индустриальное общество ( термин предложил Сен-Симон, а развивали О.Конт, Г.Спенсер, Р.Арон, У. Ростоу, Д.Белл)состояние общества, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при сильной его специализации. Массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация, автоматизация производства и управления, научно-техническая революция.

Шесть основных признаков индустриальной цивилизации: концентрация, централизация, стандартизация, специализация и максимализация (О.Тоффлер).

Постиндустриальное общество, постмодернистское, информационное (Д.Белл) – новая стадия общественного развития, связанная с изменениями в экономике, социальной структуре, профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, образования и знания.

Признаки постиндустриального общества - создание обслуживающей экономики, профессиональное деление общества, а не классовое. Доминирование слоя научно-технических специалистов. Наука является главным двигателем развития общества.

Теория конвергенции – авторы Дж. Гелбрейт, У.Ростоу, считали возможным сближение капитализма и социализма.

Технократизм – направление в общественно-политической мысли, согласно которому общество регулируется принципами технико-организационной рациональности, носителем которой являются инженеры, технические специалисты. Ведущая роль в развитии общества отводится технике и техническим специалистам, которые смогут заменить политиков в управлении государством.

Технократия – установление политической власти техническими специалистами.

Ростоу У. – автор концепции «стадий экономического роста». В основе развития общества лежит изменения в области техники и производства.

Бжезинский З. – создал концепцию «технотронного общества»: прямое воздействие науки и техники на все сферы общественной жизни; автоматизация и кибернетика заменяют операции человека с машинами; полная доступность образования; воспитание интуиции, творчества; технотронное общество бросает человеку вызов- стать активным членом общества.

Этапы развития теории постиндустриального общества:

1 этап – 50-60-е гг. (Д.Белл,З. Бжезинский, У.Ростоу) – техницизм, абсолютизм роли науки и техники в развитии общества, оптимизм, приближение общества изобилия.

2-ой этап – 70-е гг. (Римский Клуб – международная неправительственная организация, выдвинувшая программу изучения глобальных проблем) – в центре внимания стояли обострившиеся глобальные проблемы, связанные с прогрессом техники (загрязнение окружающей среды, сокращение природных ресурсов). Пессимизм, отход от технократизма, большое внимание к проблемам кризиса системы ценностей.

3-ий этап – 80-90-е гг.XX вв. (О.Тоффлер) – возвращение к оптимистическому направлению вследствие дальнейшего прогресса науки и техники, огромных успехов микроэлектронной революции.

Социальное прогнозирование – проявилось в двух направлениях: антиутопия и футурология

Методы социального прогнозирования: экстраполяция и моделирование.

Экстраполяция – продолжение на будущее тенденции настоящего.

Моделирование – конструирование возможного будущего.

Антиутопия – проекция в воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном прогрессе. Антиутопия как кризис исторической надежды, неустранимость социального зла; прогресс рассматривался как путь, ведущий к рациональному, бесчувственному, механизированному миру, осуществляющему тотальный контроль над общественной и частной жизнью граждан.

Футурология – комплексная дисциплина, основанная на данных общественных и естественных наук и ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества. Задачи футурологии – построение как можно более реальной картины будущего со всеми её отрицательными и положительными сторонами.

Учение о ценностях – (Г.Риккерт, М.Вебер).

Ценность – понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности; личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Культурный детерминизм – концепция, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества. Веберовская формула капитализма: стремление к максимальной прибыли и рациональной дисциплине. Вебер выделил три типа господства: 1) «легальный» - подчинение закону, а не личности; 2) «традиционный» - обуславливается привычками, традициями; 3) «харизматический» - обуславливается личной преданностью подданных.

Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, Н.Бердяев) - философия существования. Рассматривает человека как конечное существо, вынужденное постоянно решать проблемы своего существования. В центре внимания – человек, его свобода, выбор жизненных путей.

Экзистенциализм Сартра: обретение человеком своей сущности, свободы сознания, ответственности человека. Свобода – условие, благодаря которому сущность возможна. Человек всегда свободен.

 

Раздел 3


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!