Власть и народ в «Истории одного города» (Салтыков-Щедрин М. Е.)



Проблема взаимоотношений власти и народа существовала во все времена. Много стихотворений, басен, романов, сатир посвящано данному вопросу. Одним из таких произведений является роман-хроника М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», который стал одной из вершин сатирического творчества писателя. В начале романа мы узнаем, что перед нами летопись города Глупова, места, где и происходят описываемые в произведении события. Стоит обратить внимание на то, что в глуповской летописи нарушена хронология, что нехарактерно для этого жанра. Пространство и время неточны: в одной главе город вырастает до огромного государства, а в другой уменьшается до размеров глухой деревушки. Эти приемы Щедрин использует с целью показать, что речь идет не о каком-то конкретном поселении, а о любом уголке России, быть может, о всей стране в целом. Однако автор сохраняет причинно-следственные связи, поэтому начинает с главы «О корени происхождения глуповцев», сюжет которой похож на историю о призвании варяг на Русь: племя «головотяпов» не в состоянии управлять собой, поэтому находит того, кто будет этим заниматься. То есть в этой части произведения М. Е. Салтыков-Щедрин дает нам понять, что речь пойдет о переосмыслении истории России, начиная с появления страны. После главы «О корени...» идет повествование о всех градоначальниках. Рисуя их портреты, писатель не поскупился на приемы сатирической характеристики: говорящие фамилии и имена, принцип абсурда. Сам факт того, что эти главы романа представлены в виде описи, списка каких-либо вещей, говорит о «расчеловечивании» героев. Некоторые из персонажей людьми и не были. К примеру, Брудастый, в голове которого находится маленький органчик, издающий лишь фразу: «Не потерплю!». Несмотря на это, народ Глупова подчиняется ему, как и всем другим. Это одна из основных черт глуповцев — чрезмерная терпеливость, покорность. Они возлагают ответственность на какую-то личность, которую им присылают на управление. В ожидании нового правителя народ ликует, радуется, даже не зная, кто это будет. В последствии главными чувствами глуповцев по отношению к власти становятся страх, недоумение, ужас. Отношения между народом и властью складываются неравноправные. Градоначальники — «безмозглые» деспоты, которые карают, взыскивают. Властвуют они над неразумным, покорным и наивным народом, который слепо верит в правителя. «Страшны... насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это взбирается на высоту... Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее.» — это слова М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые точно подчеркивают сущность глуповских градоначальников. Тирания и произвол, а посреди всего этого народ, который не умеет защищать себя, да и не хочет этого делать.


61.2. Народ и власть как центральная тема в произведениях Салтыкова-Щедрина (Салтыков-Щедрин М. Е.)

 

Проблема народа и власти не перестаёт быть злободневной во все времена. Несмотря на то, что они взаимосвязаны, всё же находятся в постоянном противостоянии из-за социальной несправедливости. Власть возвышается над народом, делает из него рабов, а люди в свою очередь являются безвольными, неспособными противодействовать власти и с недовольством подчиняются ей. Наиболее доступным способом рассмотрения этой проблемы являются произведения о жизни народа в России, которые создавались многими классиками разных эпох. В них описаны различные исторические события в стране, облачающие пороки высших и низших слоёв населения. Размышляя о проблеме народа и власти, читатель не может не обратиться к произведениям Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Самой крупной "мишенью" исторической сатиры является государственная власть в её отношении к человеку. Примером её становится город Глупов в романе "История одного города". Писатель воспроизводит в нём историю российского самодержавия, которая изложена в комической форме. Градоначальники и их методы правления нелепы и бессмысленны: Брудастый в голове имел органчик, Прыщ оказался с фаршированной головой, Угрюм-Бурчеев хотел остановить реку в городе. В их образах Щедрин показывает насколько глупые, лицемерные, ленивые самодуры и тираны стоят у власти в Глупове. Но в то же время народ является послушным стадом, которое лишь подстраивается под безумных правителей, разрушающих город. Центральной темой сказки "Медведь на воеводстве" тоже стала народ и власть. В образе леса в ней представлен мир социальных отношений, который перекликается с Глуповым: для успокоения "лесной челяди" вторгаются Топтыгины - воеводы, назначенные Львом. Первый начальник "не был зол, а так, скотина", что показывает неуклюжий характер власти, неспособной оказывать позитивное влияние на жизнь общества. Их правление автор именует "злодействами" серьёзными и "срамными". Но именно при безучастном Топтыгине 3-ем жители чувствуют себя лучше всего, что показано и в жизни глуповцев при Прыще. Но и последнего медведя в конце "постигла участь всех пушных зверей", что рождает у автора надежду на просветление народа, желание действовать себе во благо. Все приведённые аргументы приводят к осознанию, что пролема народа и власти была актуальна и в 19 веке, остаётся актуальной и в современности и будет актуальна, пока вышестоящие позволяют себе воровать у людей, злоупотреблять своим положением и реализовать безумные идеи. Но для преодоления этого государственного строя народу необходимо подняться с колен, перестать быть подобием глуповцев и лесных жителей и скинуть с себя оковы рабства. И только сами люди могут исправить своё приниженное, бедственное, подневольное положение.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!