Военная тема в лирике В. С. Высоцкого



 

В число классиков-современников постепенно входят много разных людей, но есть и такие, которых смело можно уже назвать классическими поэтами 20 века, например, В. С. Высоцкий. Он прославился особенным отношением к войне: он, не бывав на войне, в своих произведениях излагает те чувства и переживания, будто бы он собственной персоной присутствовал на поле битвы во время кровавых распрей, а также отличилось и его отношение к людям войны – Высоцкий относился к ним с особым уважением. Для доказательства возьмем стихотворение «Про Сережку Фомина». В нем противопоставлен лирический герой (тот персонаж, от которого ведется повествование) некоему Сереже, которого рассказчик с началом войны начал презирать, так как лирический герой – самоотверженный, смелый, любящий родину, перестал уважать Сережку, которого и до этого «не любили… за то, что он всегда сосредоточен». Автор ставит лирического героя в такое положение, при котором рассказчик, побывав на войне, испытав все страхи, приезжает домой и узнает, что Сережа – уже Герой Советского Союза. Из этого мини-пересказа можно выявить главную мысль: Высоцкий перевоплощается в человека, который прожил войну, и даже, более того, поучаствовал в сражениях. Теперь рассмотрим стихотворение «Мы вращаем землю», в котором отображено непосредственное участие в войне: «Животом – по грязи, дышим смрадом болот…» В этих строках читатель как будто бы с лирическим героем ползет по утопающей не то земле, не то воде. А с помощью аллитерации, повтора согласного звука [ш], создается впечатление шлёпающей грязи. И опять же это говорит об умении Высоцкого высказать все то, чего он сам не видел – ему на тот момент было всего лишь 2-5 годиков, о какой войне в этом возрасте может идти речь? Но Владимир Сергеевич описывает все с такой детальной точностью, что у читателя невольно создается впечатление будто бы и он ползет вместе с лирическим героем по грязи. Закончим анализировать произведения Высоцкого его стихотворением «На братских могилах не ставят крестов…» Нельзя сказать, что автор не видел того, как «на братских могилах не ставят крестов, и вдовы на них не рыдают»; но можно предположить, что отношение Высоцкого к людям войны, оставившим там свои жизни, очень почетное, не зависящее от того, где погиб солдат, как, где его захоронили. Ведь солдат буквально сделал так, чтобы можно было спокойно жить в нынешнее время. Таким образом, отношение Высоцкого к войне и военным людям очень своеобразное: сам не побывав на войне, он понимает всю тяжесть жизни на ней и описывает это с доскональной точностью.

 

Творчество поэта Н. Рубцова

 

Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины XX века можно назвать Николая Рубцова. Его сборники издавались достаточно регулярно, творчество Рубцова, безусловно, было и остается хорошо известным широкой аудитории. Некоторые критики причисляли Николая Рубцова к «деревенским поэтам». Однако другие спорили с ними, считая, что творчество Рубцова гораздо глубже собственно «деревенской» тематики. Безусловно, в зрелом возрасте поэт все чаще и чаще обращался к сельской природе, к деревне. Но при этом сам Рубцов возражал против обозначения себя как «деревенского поэта». К тому же молодые годы поэта не были связаны с деревней, он провел их в городах, был связан с морскими портами. Родиной Рубцова была деревня, но он покинул ее в возрасте 14 лет, а возвратился только в тридцать. Стихи вошли в жизнь Николая Рубцова очень рано. Как он признавался сам, писать начал еще в детстве. Первые серьезные стихи были созданы поэтом примерно в 18-19 летнем возрасте. Примечательно, что в первую очередь Николай Рубцов обратился к «морской теме». Но через некоторое время вместо «моряцких» стихов появились «городские». «Моряцкая» тема доминировала в творчестве Рубцова в 1957-59 годах, а в период с 1959 по 1962 годов преобладали «городские» стихи. «Деревенская» тема стала важной для поэта уже после поступления в Литературный институт, к этой теме он обратился уже будучи зрелым человеком.

 

В начале 60-х годов Рубцов с юмором говорил:


... Я выстрадал, как заразу,

Любовь к большим городам!...


Такая поэтическая характеристика относится к «городской» теме. Образ Города как макрокосма часто встречалась в творчестве разных поэтов. Николай Рубцов предлагает свое видение города. В 1962 году он написал очень интересные стихи «В гостях». Это произведение относится к циклу «городских» стихов. Образ большого города, Петербурга раскрывается весьма своеобразно. В восприятии Рубцова Петербург — это город Достоевского; и образ великого русского писателя всегда будет связан со всем, что есть в Петербурге. Впрочем, в момент написания стихотворения город носил название Ленинград.

Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В безлюдный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез...

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон!...

 


«Деревенская» тематика, безусловно, стала для Рубцова очень значимой. По словам В. Кожинова, именно деревня стала своеобразной «точкой отсчета» для Рубцова. В его стихах нередко встречаются особые характеристики деревни. Например, «Мать России целой — деревушка»; «И казалась мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле...»

Однако Рубцов не только и не столько воспевает красоту родной природы. Его стихи намного сложнее. Критики это подмечали. Например, А. Ланщиков отмечал: «Пейзаж как таковой почти отсутствует в его стихах... У Николая Рубцова... то единство с природой, когда природа дает самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений»

Действительно, у Рубцова практически нет описания красоты природы. Природа существует в неразрывной связи с человеком. И эта связь поэту кажется чем-то естественным, что само собой разумеется. Ему не приходит в голову отделять природу и человека, в данном случае гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям; природа полностью «понимает» и «принимает» его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы, в зависимости от времени года. Рубцов очеловечивает природу, проводит параллель между собой и окружающим миром. Например, он сам себя видит как живое «выраженье осени». Время года, печальное и элегическое, не может оставить его равнодушным.


... Я с поникшей головою,

Как выраженье осени живое,

Проникнутый тоской ее и дружбой

По косогорам родины брожу...

 

Природа может представать как носитель исторического смысла. Бытие народа, его прошлое и настоящее, а также осознание себя, своего истинного назначения — все это связь природы и человека. У Рубцова есть удивительное стихотворение «О Московском Кремле»:


В твоей судьбе — о русская земля! –

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было все: смиренье и гордыня –

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!

 

В стихах «Привет, Россия...» мы снова сталкиваемся с упоминанием о «старине». Она предстает в неразрывной связи с небесным и земным простором.

 

...Весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!

Значение творчества Николая Рубцова огромно. Его стихи не только заставляют задуматься о месте человека в мире; о смысле человеческой жизни, но и позволяют проникнуться особым настроением, дают возможность забыть о суете повседневности и задуматься об истинных человеческих ценностях.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!