Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)



 

Многие писатели обращались в своем творчестве к деревенской теме. Одни восхищались деревенским укладом жиз­ни, «учились в истине блаженство нахо­дить», иные называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос о «великом пе­реломе» актуален и в наши дни. Именно коллективизация заставила многих писа­телей взяться за перо. Вспомним «Под­нятую целину» Шолохова, «Котлован» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Страна Муравия».

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем во­прос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили по­ставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родины? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другие места. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр, подчиняйся! Ин­тересно, что жители по-разному отреа­гировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто так расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести ста­руха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая женщина украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучитель­но переживает эта малограмотная жен­щина судьбу своей деревни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что «наука важнее природы», и они должны пересе­литься во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного втор­жения в свою жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли силь­на природа? В. Распутин касается многих нравст­венных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, ког­да они покидали родную деревню в пе­риод коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор те­ряет жену, а потом и дочь, которых лю­бил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вы­терпев и пережив все, опять возвраща­ется на родину. Вообще, главной чертой крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме обращается А. И. Со­лженицына в рассказе «Матренин двор». Действие происходит в 1956 году. Моло­дой учитёль поселился в избе крестьян­ки Матрены, и читатель видит деревен­скую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища: темная комната, в которую свет попадал только из окна, многочис­ленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда по­зади остались гражданская война, кол­лективизация. Неужели в 1950-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налажен­ного хозяйства, ни огорода, ни палисад­ника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот все хо­зяйство.

Судьба крестьянки трагична: Матрена была больна, но не считалась инвали­дом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, что­бы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учрежде­ний. Одним словом, как говорит автор, «много было наворочено несправедли­вости с Матреной».

Но, несмотря на все тяготы жизни, Ма­трена не озлобилась: она настолько до­бра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думает о себе в последнюю очередь, лишь бы другим было хорошо. Но злость и жад­ность окружающих погубили крестьян­ку. Во время перевоза горницы попада­ют под поезд несколько человек, в том числе и она. В конце рассказа автор пи­шет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, дер­жится земля.

Человек и природа в современной литературе (Ч. Айтматов. «Плаха», В. Распутин. «Прощание с Матерой»)

 

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отрав­ленный воздух, реки, земля — все мо­лит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило ог­ромное количество проблем, экономи­ческих, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экология. От нее зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века — это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие полесские болота, зараженный радиацией Черно­быль... Кто виноват? Человек, истре­бивший, уничтоживший свои корни, че­ловек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвя­щен ряд произведений таких знамени­тых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным чи­тателя роман Ч. Айтматова «Плаха». Автор говорит о самом наболевшем. Это крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре повествования — противостояние человека и пары вол­ков, потерявших своих детенышей по вине человека.

Роман начинается рассказом о волках, затем в повествовании возникает более широкая тема — тема степи. По вине че­ловека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встреча­ется с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от своих новорожденных де­тенышей. И в этом мы видим вечный за­кон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй вы­водок волчат погибает во время разра­ботки озера, и опять мы видим ту же ни­зость человеческой души. Никого не волнует уникальность этого мирка и его обитателей, потому что прибыль, нажи­ва для них важнее всего. И вновь без­граничное горе матери-волчицы; ей не­где найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее пристанище волков — горы, но и здесь они не нахо­дят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары — ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, из­раненной душе поселяется чувство мес­ти, но нравственно Акбара выше чело­века. Спасая человеческое дитя, суще­ство чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив лю­дям причиненное ей зло.

Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством — той высокой нравст­венной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что не­обходимо для их существования, а чело­век бессмысленно жесток. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сай­гаков, гибнут сотни животных, соверша­ется преступление против природы.

В повести «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешива­ется, символизируя единство всего живого, несмотря на все. Человек, во­оруженный техникой, часто не задумы­вается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела.

Уничтожение природы неизбежно ве­дет к уничтожению всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опаснос­тью для его физического и нравственно­го здоровья. Об этом повесть Никонова «На волков». В ней рассказывается о еге­ре, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который нано­сит природе непоправимый вред.

Испытывая жгучую боль за погибаю­щую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызва­ла повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он посе­лил на Черном озере, — это символ чи­стого, высокого и прекрасного.

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымира­ния деревень. Бабка Дарья, главная ге­роиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет дерев­ня, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангара строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоот­верженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг начинает сопротив­ляться, защищая «свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя ситуация, он по­нимает, что плотина нужна, но не может смириться с этим бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это — память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти — у того нет жизни».

Горюет Дарья на кладбище у могил сво­их предков, просит у них прощения. Сце­на прощания на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый посе­лок, но в нем нет той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестья­нин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения ле­сов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат при­зывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это и во­прос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь сто­ит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в ми­ре экологически опасную ситуацию.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!