Нравственный выбор в русской литературе 60-80-ых годов 20 века.



 

 В 60-80-е годы 20 века в литературе наступила особая пора – «оттепель». После стольких лет тоталитарного режима появилась возможность писать о многом, что ранее было запрещено. Такие писатели, как В.Г.Распутин, В.М.Шукшин, В.П.Астафьев ( писатели- «деревенщики») стали поднимать проблему нравственного выбора человека, то есть принятия решения в соответствии с голосом совести. Писатели первыми поняли, что люди стали изворачиваться из души, искать от нее свободы, стали рассказывать, что бывает с таким человеком, какую участь он себе готовит. В произведениях названных авторов встают вечные темы: совестливость, правда, любовь, корневые качества души. В их прозе создавалась картина жизни русского крестьянства двадцатого века, отражались важные события: революция, гражданская война, коллективизация и голод, создание колхозов. В центре внимания-нищая и бесправная деревня. Авторы хотели показать глубины народной жизни, возродить традиционную нравственность. Нравственный выбор приходится делать ежедневно, люди постоянно сдают экзамен на звание человека. Эта тема всегда была в центре внимания русской литературы, в частности писателей - «деревенщиков». «Вспоминаю из детства один случай», - так начинается рассказ В.М.Шукшина «Дядя Ермолай». То, что глагол стоит в настоящем времени и произведение написано по принципу «рассказ в рассказе», помогает понять, что герой вспоминает это постоянно. И действительно, он признается: «…всю жизнь снится мне то утро». Дядя Ермолай отправил мальчиков присмотреть за обмолоченным хлебом, но они не справились с заданием, не были на току и решили солгать. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке. Случившееся не отпускает героя всю жизнь, совесть мучает. Он думает о том, в чем смысл жизни дяди Ермолая. Известно, что В.М.Шукшин не любил эпитет «простые» люди. Они, для него, обыкновенные, но далеко не простые, потому что такие люди живут честно, по правде, по-человечески. Мальчишки, сделав неправильный выбор, обрекли себя на муки совести. В рассказе В.Г.Распутина «Женский разговор» Вику родители отправили к бабушке в деревню на перевоспитание. И однажды ночью они разговорились о самом сокровенном, но мнения разошлись. Вика утверждала, что женщина сейчас сильнее, а бабушка Наталья была уверена, что «…не надо сильнее, а надо любее». По мнению девочки, любовь в отношениях не обязательна. На что старая женщина возразила: «Как любиться, обзаимность учит». Для Натальи любовь - одна на всю жизнь, без нее прожить нельзя. Ее любимый погиб на войне, а перед смертью отправил своего друга присмотреть за женщиной. Бабушка говорит: «…я…высмотрела, что не он мне нужен, а я ему нужна», так сострадание перелилось в любовь. Наталья советует Вике «устою взять», потому что без нравственного стержня, который даст возможность сделать правильный выбор, не прожить жизнь достойно. Таким образом, честь, долг, совесть, любовь к ближнему помогают человеку сделать правильный нравственный выбор. Писатели доказывают, что даже одно неверное решение может отразиться на будущем и изменить жизнь.

 

Память войны / Военная тема в лирике Высоцкого В.С.

 

Владимир Семенович Высоцкий родился в 1948 году. Когда наступила Великая отечественная война, ему было всего три года. Но в силу своих актерского и поэтического талантов он писал такие стихи о войне, что многие считали, что он сам прошел все ее испытания и потери. Для Высоцкого война – это люди, их отношения и переживания. Именно поэтому в каждом произведении в центре стоит герой. В стихотворении «Он не вернулся из боя» автор рассказывает о потере друга. Поэт противопоставляет два мира: до и после гибели товарища. «Почему все не так?» - вопрошает лирический герой. Он не может найти себе места, он осознает, что потерял очень дорогое: «только кажется мне, это я не вернулся из боя». В этом стихотворении Высоцкий поднял проблему разрушительной силы войны, что оставляет людей без их родственников и близких. Также стихотворение «Братские могилы» посвящено памяти о войне. В нем Высоцкий описывает всю боль и горе, что хранят в себе каменные плиты братских могил. Стихотворение абсолютно искреннее. В нем нет ни доли пафоса или восторга «К ним кто-то приносит букеты цветов и вечный огонь зажигают». Поэт, смотря на вечный огонь, вспоминает военные годы, «вспыхнувший танк, горящие русские хаты». Это метафора дает понять насколько автор серьезно и чувственно относится к теме Великой отечественной войны. Но есть у Высоцкого одно автобиографичное произведение, в котором он описывает, что в действительности испытывал он во время войны. «Баллада о детстве» - описывает целую эпоху детей войны. В произведении присутствует очень интересный взгляд на жизнь в тылу с позиции ребенка. В балладе яркие детали, как вспышки детских воспоминаний: «И било солнце в три луча сквозь дыры крыш». Также в произведении присутствует ирония: «и как малая фронту подмога, мой песок и дырявый кувшин». Поэт вспоминает, как вели пленных немцев по городу, как отцы-герои возвращались с войны. «Баллада о детстве» - совершенно непривычный и неожиданный взгляд на войну. Итак, лирика В.С. Высоцкого очень разнообразна. Но память о войне заняла особое место в его произведениях. Он писал о ней по-разному, но в каждом стихотворении чувствуется боль, утрата и огромное уважение к предкам, которые отстояли родину!

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 988; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!