Примеры гармоничных и несбалансированных сочетаний




ХАОТИЧНОСТЬ
Слишком много цветов. Баланс данной композиции нарушен.

 

ГАРМОНИЧНОСТЬ
Тщательно подобранные чистые цвета и сильные яркостные контрасты обеспечивают гармоничное сочетание

 

 


 

МОНОТОННОСТЬ
Все цвета приглушены, значения яркости почти одинаковы. Гармония требует наличия контраста.

 

 

ГАРМОНИЧНОСТЬ
Сочетание приглушенных и насыщенных цветов, близких по яркости создают мягкую, плавную гармонию

 

 

Эффекты цвета

В данной статье относительность восприятия цвета будет показана на примере взаимодействия цветов друг с другом. Вы увидите, что сочетания цветов с определенными показателями яркости, насыщенности и теплоты могут создать действительно необычные, порой даже парадоксальные эффекты восприятия.

Теории Шевреля

Шеврель (1786-1889) - директор фабрики по производству красок в Париже. Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Ниже следует описание основных принципов его теории:


1. Яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друга более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности в результате мы получаем практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный


2. Если два цвета немного удалены друг от друга на цветовом круге (то есть не аналоговые, но и не комплиментарные сочетания), то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На рисунке, приведенном в качестве примера желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетового цвета.

Вильгельм фон Безольд

Вильям фон Безольд, известный дизайнер тканей 19 века, открыл, что изменение всего одного цвета в цветовой схеме дизайна может изменить композицию до неузнаваемости.

Это правило, однако, больше всего применимо к доминантным цветам сочетаний. Так, на приведенном примере, ярко желтый цвет фона был изменен на черный. Все остальные цвета остались неизменными. В результате, одни оттенки, формы и узоры стали более заметными, доминантными, другие же, напротив, отошли на второй план.

 


"Эффект Безольда" еще более наглядно можно продемонстрировать на следующих изображениях. В обоих случаях меняется только цвет полосок, от синего вверху до желтого на картинке внизу. Восприятие же меняется коренным образом.

 


 

Джозеф Альберс (1888-1976)

Теоретик цвета Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

На следующем примере мыимеем дело с так называемым "эффектом вампира". Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре.

 

 

Три цвета превращаются в четыре

Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такой же цвета справа кажется ближе к синему.


Иоганн Итен (1889-1967)

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, разработал теорию о цветовых контрастах. По его мнению существуют следующие виды цветовых контрастов: по оттенку, яркости, насыщенности, теплоте, комплиментарности, а также по количеству.

В качестве примера возьмем красный цвет. Наиболее четким и выразительным красный кажется в сочетании черным фоном. В сочетании же с белым красный, кажется, теряет свою яркость и становится тусклым; а сочетание с оранжевым и вовсе делает красный цвет безжизненным.


Обратите внимание: красный прямоугольник на черном фоне кажется несколько большим, чем в сочетании с подложками других цветов

Движение цвета

Процесс восприятия человеком цвета невероятно сложен, подчас особенности человеческого зрения приводят к феноменальным оптическим иллюзиям, когда нам кажется, что цвет "движется" или наделен такими параметрами физических объектов, как масса и прозрачность.

На следующем примере взяты два цвета - красный и синий, причем с равными показателями яркости и насыщенности. При этом несмотря на равенство этих параметров, возникает ощущение того,что красный квадрат "тяжелее" и больше. Более того, в данном случае красный цвет выступает, движется по направлению к зрителю, в то время как синий цвет кажется уходящим на задний план, удаляющимся.


Вместе с этим на следующем примере синий квадрат выходит на передний план, кажется ближе красной фигуры. Даже этот простой пример свидетельствует о бесконечных возможностях цвета к видоизменению, мутации. Тем не менее, далее мы все же попробуем определить некоторые основные моменты пространственных эффектов цвета


Любая форма, перекрывающая другую кажется зрителю более близкой

 

Эффект прозрачности


В данном случае эффект прозрачности был достигнут с помощью третьего цвета, который получен из двух основных цветов пересекающихся фигур. При этом цвет области пересечения содержит в себе информацию о пространственных взаимоотношениях данных фигур, создает третье измерение композиции. Хотя очевидно, что мы имеем дело всего лишь с двумерной композицией.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!