D.5.1. Введение в архитектуру шрифта.
Прежде, чем приступить к работе со шрифтом, следует подробнее изучить его архитектуру. Внимательно рассмотрите шрифт. Вы увидите у него следующие элементы (рисунки D.5.1., a и b):
a)
b)
Рис. D.5.1. Архитектура шрифта.
- Базовая линия. Воображаемая линия, на которой располагаются литеры. Обычно она расположена горизонтально, но во многих программах верстки ей можно придать любую форму.
- Высота очка. Высота строчного символа без верхних и нижних выносных элементов (например, высота строчных o или m (русских о и м).
- Верхний выносной элемент. Это часть строчного символа, выступающая над линией высоты очка строчной буквы.
- Нижний выносной элемент. Часть строчного символа, выступающая ниже базовой линии шрифта.
- Высота прописного символа. Расстояние от базовой линии шрифта до линии высоты прописных букв.
- Кегль шрифта. Высота от нижнего выносного элемента до высоты прописного символа.
- Внутрибуквенный просвет. Часть пространства, занимаемой буквой и не заполненная штрихами.
- Засечки. Короткие поперечные вертикальные и горизонтальные линии на концах штрихов символа. Признак, по которому все шрифты можно разделить на две группы -- с засечками и без них (serif и sans serif).
- Рубленный шрифт. Шрифт, литеры которых не имеют засечек.
- Пропорциональный шрифт. Шрифт, литеры которого имеют разную ширину символов (например, m шире t, а ш шире а.)
- Моноширинный шрифт. Шрифт, литеры которого имеют одинаковую ширину (как в пишущей машинке).
- Рукописный, фигурный (Script) шрифт. Шрифт, гарнитуру которого делают похожей на рукописную.
- Декоративный шрифт. Шрифт, вместо букв и цифр которого отображается стилизованные рисунки, маркеры и т.п.
- Начертания. Различные начертания создаются за счет толщины и формы штрихов. Различают нормальное начертание, полужирное (с увеличенной толщиной штриха), </Iурсивное (наклонные штрихи) и полужирно-курсивное начертание (наклонные штрихи с увеличенной толщиной).
- Насыщенность шрифта определяется шириной символов и толщиной штрихов. Существуют нормальная, жирная (black), светлая (light), узкая (condensed), и различные комбинированные шрифты: light condensed и black condensed
- </Iирный шрифт. Имеет широкие литеры и толстые штрихи.
- Светлый шрифт. Узкие штрихи и широкие литеры.
- Узкий шрифт. Все символы в нем имеют меньшую ширину.
|
|
a)
b)
Рис. D.5.2. Примеры шрифтов.
D.5. Шрифты и форматирование
"Шрифтовое оформление -- рисунок символов, составляющий основной текст и выделенные конструкции (заголовки, подзаголовки, подрисуночные подписи), и способ их размещения на странице -- влияет на облик документа больше, чем какой-либо другой элемент графического дизайна".
|
|
Термин "литера" обозначает определенный печатный символ вне зависимости от способа его хранения -- в виде металлической отливки, на прозрачной пленке, на магнитной ленте, на бумаге или в форме набора математического описания кривых, хранящихся в памяти компьютера. Понятие же "шрифт" относится к полному набору литер, имеющий определенный рисунок (гарнитуру) и отличающийся определенным начертанием, наклоном и размером. Например, Times New Roman, курсив, кегль 12 -- это описание конкретного шрифта.
Каждый шрифт несет важную и неповторимую информацию читателям. Он сообщает определенное настроение, отношение автора и дизайнера к содержанию, формирует общую тональность документа. Тот или иной выбор шрифта может облегчить или, наоборот, затруднить понимание читателем Вашего сообщения.
При выборе шрифта следует учесть множество факторов:
- Читаемость шрифта. Шрифт, который привлекает внимание, но плохо читается, нельзя признать удачным.
- Способ выравнивания текста. Шрифт для текста с выключкой влево может быть больше, чем при выключке по ширине.
- Ширина и расстояние между колонками. Чем уже колонка, тем меньше должен быть шрифт, и наоборот.
- Архитектура шрифта. Некоторые шрифты не уместно использовать в основном тексте, а только в заголовках.
Чтобы создавать действительно красивые документы, Вы должны научиться хорошо чувствовать шрифт и понимать, каким образом он может работать на Вас.
|
|
D.5.2. Шрифты и настроение.
Каждый шрифт влияет на общий характер публикации. Комбинируя различные признаки, Вы можете составить насколько стилистических схем и подобрать нужный настрой документа. Основные стилистические схемы -- это:
- Традиционный стиль. Засечки, небольшая высота очка, длинные выносные элементы.
- Современный стиль (Modern). Рубленная гарнитура, большое очко, короткие выносные элементы.
- Возвышенный стиль. Засечки, слегка сжатое внутрибуквенное пространство и вытянутая по вертикали форма символов.
- Неформальный стиль. Закругленная форма внутрибуквенного пространства и символов.
- Изысканный постмодернистский стиль. Сильно сжатое или деформированное внутрибуквенное пространство и удлиненная форма символов.
- Праздничный стиль. Фигурный шрифт с большим очком и курсивное начертание основного текста.
Шрифты с закругленными засечками выглядят более неформально.
Шрифты с засечками прямоугольной формы имеют официальный или архитектурный облик. Это ощущение усиливается, если шрифт -- моноширинный.
|
|
Простота и элегантность шрифтов без засечек делает их идеальным средством для оформления крупных заголовков и других текстовых выделений.
Штрихи с засечками, наоборот, хорошо смотрятся при малом размере символов и лучше всего подходят для основного текста. В заголовках и текстовых выделениях, набранным крупным кеглем, они могут создавать ощущение тесноты и беспорядка.
Рис. D.5.3. Иллюстрация к выбору шрифтов.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!