Характерные особенности и проблемы эпохи Возрождения.



Характерные черты философии эпохи возрождения

1. Антропоцентризм - человек заимствует атрибуты Бога (абсолютен, всемогущ, творец и т. д.), а также, что немаловажно, впервые выделяется из природы (перестает быть ее частью),

2. Гуманизм – утверждение самоценности человеческой индивидуальности, выдвижение на первый план нового типа личности, реализующей в своей деятельности ренессансный идеал всемогущего человека-творца (титаны Возрождения).

3. Возрождение идей античности в искусстве и науке.

4. Приоритет светского над духовным (секуляризация).

5. Антидогматизм, критика схоластики, стремление развенчать мнимые авторитеты.

6. Сенсорная направленность: приоритет чувственных ценностей над сверхчувственными, а также приоритет эстетического над этическим. Это выражается и в искусстве, и в мышлении, и в этике.

7. Прометеизм, покорительское отношение к природе, исследование природы с целью извлечения пользы для человека.

8. Пантеизм – отождествление Бога и природы. Это и обожествление мира, и деперсонализация Бога.

Периодизация и основные философские тенденции

1. Гуманизм, представляющий собой не только характерную черту, но и целостное идейное течение: Ф. Петрарка, Л. Бруни. Гуманисты говорили о человеке как высшей ценности, а также о том, что ценность человеческой личности определяется не происхождением и социальным положением, а личными заслугами и творческой продуктивностью.

2. Натурфилософия – исследование природы. Это и гелиоцентрическое учение Н. Коперника, и неоплатонизм Н. Кузанского и Дж. Бруно, и механика Г. Галилея.

3. Скептицизм – сомнение во всемогуществе человека, в его богоподобном характере.

4. Социальные утопии

Несмотря на появление новых натурфилософских идей, в целом Возрождение представляет собой скорее революцию в сердцах, а не в умах. Коренного изменения мышления не произошло: осталась сама процедура центрирования мира (идея, что у мира обязательно есть центр), осталась не изжита схоластика. Сам скептицизм, завершающий Возрождение, закономерен: человек не всемогущ и поэтому должен искать новые способы сделать свое знание достоверным. С этого и начинается Новое время.

 

 

Пантеизм Н. Кузанского и Д. Бруно.

Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи.  

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной.

Кузанский. Человек, по сути, оказывается в центре этого мира, т. е. там, где, согласно ортодоксальной христианской теологии, должен помещаться только Бог. Кузанский различает познание обыденное, касающееся конечных вещей, и познание, обращенное к Абсолюту, Божеству, где мы имеем дело с бесконечным.

В своем учении Кузанский исходит из того, что Бог есть Единое, а его творение - многое. Но если другие философы единое и многое противопоставляли, то Кузанский заявляет об их совпадении. Иначе говоря, Бог - это потенциальный мир, а мир - это актуально представленный Бог. Бог, согласно его учению, бесконечен. Но и мир не может быть конечным. Наш мир, утверждает Кузанский, не бесконечен, но его нельзя считать и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми может быть заключен.

Человека Кузанский характеризует как существо "конечно-бесконечное": он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное.

Кузанский указывает на то, что мышление разрешает противоречия в качестве разума, а впадает в противоречия в качестве рассудка. Рассудок все время усматривает в вещах или единство, или множество, или бесконечность, или конечность. Разум же видит единство в множестве и множество в единстве, конечное в бесконечном и бесконечное в конечном, т. е. разум схватывает единство противоположностей.

Бруно. Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало.

Мировая душа у Бруно - носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум". Понятие Бога в результате замещается Бруно понятием "мировая душа».

Вера, по Бруно, "требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские изыскания по поводу "истины относительно природы и превосходства творца ее" предназначены лишь тем, кто "способен понять наши рассуждения".

Бруно допускал, что душа может свободно перемещаться из одного мира в другой. Такое предположение радикально противоречило христианской догматике, отводившей для души особое, внемировое пространство "того света", но зато оно было необходимо Бруно для установления принципиально возможной связи с иными мирами, отделенными, по Бруно, от нашего только пространственным барьером.

Бруно доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и - нигде. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие «вверх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!