Платон. Учение об эйдосах, душе, государстве.



Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях или "эйдосах". В соответствии с ним, наряду с изменчивым, земным, воспринимаемым чувствами и несовершенным миром, существует вечный, неизменный и совершенный мир идей или первообразов. Этот идеальный мир и является воплощением смысла всех вещей, которые вновь и вновь возрождаются в изменчивом земном мире в соответствии со своими идеями или архетипами. Благодаря разуму человек может проникнуть в мир идей, и, тем самым, получить доступ к подлинному знанию. Люди, наделённые разумом, могут реально понять смысл и суть окружающего мира. Такие люди - мудрецы или философы - должны управлять государством, ибо они сопричастны идее высшего блага.

Платон выделял 2 типа бытия: 1. бытие вечное, неизменное – бытие эйдосов. 2. бытие случайное, бренное, конечное – бытие вещей.

Бытие идей первично, а вещи – это только слабые отражения идей: бледное и слабое.

Бытие идей – подлинная реальность, а вещей – мнимая.

В философском смысле, вещь – то, что имеет границы.

Государство – тоже вещь. Платоновское рассуждение является моделью рассуждения об идеальном государстве.

Любая конечная вещь относится к какому-либо классу явлений, для которого существует свой соответствующий эйдос, выступающий по отношению к этому классу его идеалом. Платон даже выделил 2 мира:

1. мир эйдосов (или мир идей). В нем эйдосы расположены иерархично, т.е. есть эйдосы высшего уровня (блага прекрасного, справедливости) и низшего уровня (эйдосы животного, орудия, т.е. конкретных классов вещей).

2. Земной мир конкретных вещей. Вещи по Платону являются лишь слабым и несовершенным отражениям эйдосов соответствующего класса. Идея (эйдос) любой вещи или существа - это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи - изменчивости, множественности и искаженности. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные.

Учение о государстве. Платон пытался описать, каким должно быть справедливое государство. Чтобы в нем был порядок, по Платону, в нем должно быть три сословия, соответствующие трем частям души. Во главе государства – философы-правители, принцип воли воплощают стражи, воины, чувственное начало – работники.

Учение о душе: Душа – посредница между миром идей и миром вещей. Она бессмертна, и пребывает попеременно в двух мирах. Находясь вне тела, она пребывает в мире идей, где созерцает истинную реальность, тем самым обладая абсолютным знанием. Дело в том, что тело – гробница души, тело загрязняет душу, и попадая в тело, душа сразу все забывает. Душа состоит из трех частей: разумная – высшая, бессмертная часть души; волевая; чувствующая – низшая. 2 и 3 – смертны.

 

Античная философия классического периода. Основные учения.

Классический период развития древнегреческой философии связан с творчеством трёх мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ: для софистов была важна победа в споре, для Сократа – поиск истины. В отличие от софистов, он вовсе не считал истину относительной, напротив, полагал, что она едина для всех, объективна и общеобязательна. Поиск истины он начинал с того, что прикидывался человеком несведущим в данном вопросе и просил собеседника ему объяснить. Он задавал вопросы собеседнику так, чтобы собеседник обнаружил противоречие в своей собственной позиции. Разрушая стереотипы собеседника, он создавал проблемную ситуацию и тем самым стимулировал работу мысли.

Платон – ученик Сократа. Свою философию он делил на три основные части: учение о бытии; учение о природе (физика); учение о нравственности (этика).

Теория идей: Мир идей – истинная реальность, действительный, правильный мир, он порождает видимую нами реальность. Мир вещей – мнимая реальность, ложный, неправильный мир, вещи – лишь проекции идей. Идея – сущность вещи, то, что делает вещь тем, что она есть, как бы вневременная (постоянная) модель вещи. Мир идей – сверхчувственная реальность, постижимая только разумом.

Учение о душе: Душа – посредница между миром идей и миром вещей. Она бессмертна, и пребывает попеременно в двух мирах. Находясь вне тела, она пребывает в мире идей, где созерцает истинную реальность, тем самым обладая абсолютным знанием. Дело в том, что тело – гробница души, тело загрязняет душу, и попадая в тело, душа сразу все забывает. Душа состоит из трех частей: разумная – высшая, бессмертная часть души - волевая; чувствующая – низшая.

Учение о государстве: Платон пытался описать, каким должно быть справедливое государство. Чтобы в нем был порядок, по Платону, в нем должно быть три сословия, соответствующие трем частям души. Во главе государства – философы-правители, принцип воли воплощают стражи, воины, чувственное начало – работники.

Аристотель – ученик Платона. Онтологию Аристотель начал с критики теории идей Платона. Он критиковал Платона за «раздвоенность» мира, считая мир единым, духовно-материальным, в отличие от абстрактных идей и лишенных сущности вещей Платона. По Аристотелю, общее содержится в самих вещах. Сущность вещи, то, по образцу чего, Аристотель называет формой (постигается умом), а то, из чего вещь, - материей (постигается чувствами). Материя – возможность, форма – действительность, материя существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность в результате соединения с формой. И форма, и материя содержатся в самой вещи. При этом форма – активное начало, материя - пассивное (не имеющее возможности самодвижения и саморазвития). Отсюда физический вывод Аристотеля: самодвижение невозможно, следовательно, чтобы ряд движущихся тел не уходил в бесконечность, необходим Перводвигатель.

Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема познания и различения истинного и ложного знания. Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие.

Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при этом время равномерно везде и во всем.

 

Метафизика Аристотеля

В физике Аристотель видит учение бытии материальном и подвижном. Оба эти свойства он сводит к единству, ибо считает, что материальный предмет есть предмет подвижный, а движущееся не может не быть движущимся предметом, т. е. чем-то материальным. Аристотель развивает специальный анализ понятия о движущемся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит: 1) понятие о движении и 2) понятие о находящемся в движении, или о движущемся.

Возможны только четыре вида движения: 1) увеличение и уменьшение; 2) качественное изменение, или превращение; 3) возникновение и уничтожение и 4) движение как перемещение в пространстве. Движение в пространстве - условие всех остальных видов движения.

То, что люди неточно называют "возникновением" и "уничтожением", есть лишь изменение, или переход одних определенных свойств в другие. От качественного изменения, или превращения, этот переход отличается только одним: при качественном изменении изменяются и превращаются случайные свойства; напротив, при возникновении и уничтожении превращаются свойства родовые и видовые. Но это и значит, что условием возникновения и уничтожения является движение в пространстве. Из всех видов движения только движение в пространстве, продолжаясь в вечность, может оставаться непрерывным. Так как первая причина есть бытие вечное и единое, то и движение, источником которого является первопричина, должно быть непрерывным.

Движение в пространстве может быть: 1) круговым, 2) прямолинейным и 3) сочетанием движения прямолинейного с круговым. Прямолинейное движение не может быть непрерывным, т.к. по Аристотелю, мир имеет форму шара, радиус которого - величина конечная.

По Аристотелю, круговое движение это самое совершенное из всех видов движения. Во-первых, круговое движение может быть не только вечным, но и непрерывным. Во-вторых, если некоторое целое движется круговым движением, то, находясь в таком движении, оно одновременно может оставаться и неподвижным.

Так как, по Аристотелю, "материя" - возможность "формы", то истинно и то, что "материя" есть "форма".

 Аристотель рассматривает четыре основных начала или причины: 1) “материя”; 2) “форма”; 3) причина движения; 4) цель, ради которой происходит известное действие.

Мир, по Аристотелю, бытие вечное. Как вечная, невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, Бог как неподвижный двигатель.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 7184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!