Основные этапы развития античной философии.



Под античной философией принято понимать философию Древней Греции и Рима. Условные хронологические границы: 6 в. до н.э. – 5 в. н.э.

Этапы развития античной философии

1. Натурфилософский/Досократический период (6-5 вв. до н. э.): основными проблемами являлись объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего;

Сюда входят:

- Милетская школа - (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): Философы выступали с материалистических позиций; Занимались не только философией, но и другими науками (точными и естественными); Пытались объяснить законы природы; Искали первоначало - субстанцию, из которой возник мир;

- Элейская школа - (Парменид, Зенон Элейский): Изучали проблемы познания; Жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое; Были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из первоначала; Считали всё сущее материальным выражением идей;

- Школа пифагорейцев: Первопричиной всего сущего считали число; Выступали за познание мира через число; Считали единицу мельчайшей частицей всего; Пытались выделить протокатегории, которые показывали диалектическое единство мира (чётное-нечётное, светлое-тёмное и проч.);

- Атомисты (Демокрит, Левкипп): Весь материальный мир состоит из атомов; Атом - мельчайшая частица всего сущего; Атом неделим; Атомы имеют разную величину и форму; Между атомами существует пространство, заполненное пустотой; Атомы находятся в вечном движении; Существует круговорот атомов; Атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания.

Общие особенности:

* Ярко выраженный космоцентризм;

* Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

* Поиск первоначала, породившего всё сущее;

* одушевление неживой природы;

2. Классический (сократический) период (середина 5 - конец 4 века до н. э.): время расцвета древнегреческой философии; к нему относят учения Сократа, Платона и Аристотеля.

3. Эллинистический период (конец 4 - 2 вв. до н. э.): проблемы этики.

4. Римский период (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.) Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

5. В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. В сферу философских проблем добавляется проблема религии; Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии, соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля; – учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку.

Основные направления:

- Стоицизм: мужественное принятие судьбы такой, как она есть, тем самым противостояние ей. Судьба – это разворачивание Логоса, мирового разума, поэтому все, что происходит, разумно, хотя и кажется нам неразумным.

- Скептицизм: это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания.

- Кинизм: не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия — философия отщепенцев, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, — духовной свободы, независимости от мира и других людей.

- Неоплатоники: в их учениях присутствует элемент мистики, магии (Прокл, Ямвлих). Самый существенный момент в философии Плотина – учение о Едином. Единое – высшая ступень бытия, оно все охватывает и при этом невыразимо, тождественно Благу.

 

Основные идеи древнегреческой философии (от Парменида до Аристотеля).

В античной, особенно в древнегреческой философии (6 в. до н. э.— 2 в.н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др.

Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию, и познанию. Чтобы постигнуть природу каждого отдельного предмета, нужно уметь приложить общий закон. Исходя из того, что мышление присуще всем, что всем людям дано познавать самих себя и размышлять, он считает, что человеческий, субъективный логос (т. е. познание) имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом.

Зенон Элейский пытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анализу противоречия (апории), возникающие при попытке мыслить движение.

Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п.

Рациональное содержание философии Платона - его диалектика, изложенная в диалогической форме, т. е. диалектика как искусство полемики. Он считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания.

Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Его логика носит двойственный характер: она положила начало формальному подходу к анализу знания, но одновременно Аристотель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательной логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и законы бытия.

Важную роль в процессе познания Аристотель отводил категориям - «высшим родам», к которым сводятся все остальные роды истинно-сущего. При этом он представил категории не как неподвижные, а как текучие, дал систематический анализ этих существеннейших форм диалектического мышления, считая их содержательными формами самого бытия.

Заслугой Аристотеля является также то, что он дал первую обстоятельную классификацию софистических приемов — субъективистских, псевдодиалектических ходов мысли, свидетельствующих лишь о мнимой мудрости, уводящей познание на путь заблуждений.

Оценивая в общем, древнегреческую философию и гносеологию, следует указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактно-метафизического расчленения природы.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!