Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций)
Общие черты древнеиндийского мировидения.
Все общество было подвержено социальной иерархие, содержащей 4 главные варны (сословия):
- Брахманы (жрецы, священнослужители, хранители знания) – по преданию, произошли из уст первочеловека Пуруши, поэтому являются высшей варной.
- Кшатрии (цари, князья, воины) – произошли из рук Пуруши.
- Вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) – из бедер Пуруши.
- Шудры (чернорабочие) – произошли из ступней Пуруши.
Принадлежность к той или иной варне определяется рождением и в течение жизни изменена быть не может. Соответственно, каждая варна имеет свою строго определенную и закрепленную за ней Ведами социальную роль.
Характерные особенности
1. Синкретизм – единство знаний;
2. Отсутствие понятия смерти, идея реинкарнации – человек умирая не умирает, перерождается в зависимости от кармы (закон воздаяния);
3. Интровертивный характер сознания – уникальность и неповторимость, невмешательство, «не навреди» - основа этики, недеяние;
4. Космоцентризм – мифология как основа сознания. Космос – это миропорядок, логика и неопределенность.
5. Несубстанциональная картина мира – окружающий мир есть иллюзия. «Все мы из великого ничто и все мы в великое ничто возвращаемся». Путь осознания является важнейшим. «Важно осознать то, что меня нет». Отсюда «вся жизнь есть страдание». Способ избавиться от страданий – достичь нирваны.
|
|
Нирвана – это отсутствие проявленности существования.
Есть Атман («чистое Я») и Брахман (объективное сущее Я). Я – есть все, а все есть иллюзия. Чистое ничто. Происходит снятие кармы, пространственных и временных границ.
Если человек не выполняет предназначение шудры, он попадает в телохранилище – то, что не может выполнить своего предназначения. Шанс на осознание способа достижения нирваны.
Неортодоксальные школы – буддизм и джайнизм. Будда был джайнистом.
Буддизм
Способ достижения нирваны: прохождение восьмиричного пути.
Суть буддизма: знание 4 благородных истин, прохождение восьмеричного пути.
Четыре благородные истины
1. Жизнь есть страдание;
2. У страдания есть причина;
3. У страдания есть конец, от него можно избавиться;
4. Есть путь ведущий к окончанию страданий – это восьмеричный путь сознания.
Джайнизм
Основатель: Махавира. В основу учения о пути избавления от страданий – учение о дживе (что-то вроде души) и адживе (связь с миром). Этот путь – аскеза.
Суть древнеиндийских учений: индуизм, буддизм, джайнизм.
Буддизм: Сиддхартха Гаутама
Основа будущей этики буддизма – идея срединного пути.
Будда изложил 4 благородные истины:
1) жизнь есть страдание;
|
|
2) причиной страданий являются наши желания;
3) освобождение от желаний ведет к прекращению страданий;
4) существует путь к прекращению страданий, и этот путь указан Буддой.
Карма - это сумма добрых и злых дел человека, осуществляющих своего рода «закон возмездия».
В качестве пути в нирвану буддизм предлагает 8 благородных заповедей (восьмеричный путь):
1) правильное суждение;
2) правильная решимость;
3) правильная речь (отрицание лжи);
4) правильное поведение;
5) правильный образ жизни;
6) правильное усилие;
7) правильное внимание;
8) правильное сосредоточение.
Нирвана - это состояние полного угасания эмоциональной активности человека, абсолютного, ненарушаемого покоя; состояние, при котором становится понятной суть вещей, преодолевается круг перерождений и наступает избавление от страданий; это благое состояние, которое выше добра и зла.
Джайнизм: Вардхамана.
Основные проблемы, понятия и принципы: (джива) — духовная — выступает основой множества отдельных душ, способных к познанию и деятельности. Субстанция (аджива) — материальная — представляет собой вещество, которое состоит из атомов, обладает качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса.
|
|
Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие, совершенное знание и совершенное поведение, известные как «три драгоценности джайнизма», являются путём к освобождению души человека от сансары.
Джайнисты признают не единственное начало, лежащее в основе мира (монизм), а множественность начал (плюрализм). У них достаточно интересная гносеология: душа изначально является совершенной и обладает всевидением, но карма мешает этому проявляться, делая наше знание относительным.
Индуизм: Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений. Душа бессмертна, неуничтожима и обречена на постоянные перерождения в различных телах (колесо сансары). Человек обладает вечной жизнью, но понимается эта жизнь как совокупность страданий. Человек страдает, потому что излишне привязан к жизни, несвободен. Смысл человеческой жизни в прекращении всякой жизни, в разрыве цепи постоянных перерождений и достижении мокши.
Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций)
|
|
Этическая направленность: всё оценивается с точки зрения морали.
Рассмотрение мира как единого организма.
Мир – равновесие двух начал: инь (женское пассивное темное начало, управляющее землей) и ян (мужское активное светлое начало, управляющее небом).
Человек - существо, обладающее пятью задатками: человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность. Для китайских философов человек представлял интерес исключительно как существо социальное. Их особенно интересовали вопросы добра и зла, предопределение к свободе, судьбе и удаче.
ОСН.ШКОЛЫ:
- Конфуцианство было основано Конфуцием. Главная черта конфуцианства – антропоцентризм: религиозной цели человек может достичь собственными силами.
Основная проблема – устройство человека в этом мире. Конфунцианство рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Особенности Основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
- Основателем даосизма был Лао-цзы.
Основные понятия и идеи даосизма: Дао – «путь» - высший принцип, творец и сущность всех вещей, он невыразим. Смысл дао – добровольное следование всеобщему закону, под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.
У-вэй – недеяние, подчинение всеобщему космическому закону, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным существующим порядком; созерцательная пассивность.
Особенность китайской философии состоит в том, что человек должен прожить свою жизнь достойно, совершая только благие поступки и проявляя уважение к старшим, любовь к родным и государству. Вся философия древнего Китая направлена на укрепление государственной власти (государство представляется как одна большая семья).
Основные черты философии Древнего Китая. Задача человека – не преодоление мира, а поддержание в нем порядка в его настоящем функционировании.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 988; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!