Особенности и проблемы средневековой западноевропейской философии (Ф. Аквинский).



Характерные черты средневековой философии

1. Теоцентризм – это центральная характеристика средневекового мышления, заключающаяся в том, что идея Бога понимается как стержневая, смыслообразующая.

2. Монотеизм – единобожие. В отличие от богов античности, Бог един и абсолютен.

3. Креационизм – это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего. Идея «ничто» является новой по сравнению с античностью и показывает, что Бог абсолютен (человек творить из ничто не может), а мир не бесконечен во времени, т.к. имеет начало. Соответственно, понимание времени также меняется, оно становится линейным (ничего не повторяется).

4. Провиденциализм: - понимание истории как осуществление заранее созданного Богом плана по спасению человека, представление о мире как стремящемся к цели.

5. Эсхатологизм (финализм) – ожидание конца света, Страшного суда, связанное с линейностью времени.

6. Догматизм – подчинение школе, авторитету текста. Все проблемы берутся из текста и решаются через текст.

7. Приоритет веры над разумом.

Проблематика

1. Идея Бога. Он един, абсолютен и трансцендентен миру (не находится с миром и человеком в одном пространстве). Будучи творцом мира и человека, он не подобен своему творению и не может быть познан через свои творения. Так возникает проблема доказательства бытия Бога.

2. Проблема теодицеи (богооправдания):

3. Проблема веры и разума возникла еще с апологетов, пытавшихся средствами разума доказать истинность христианских догматов – положений, в которые надлежит верить.

4. Спор об универсалиях. Универсалии – это общие понятия (роды и виды). Так постепенно сформировались три основные позиции по этому вопросу (две крайние и одна промежуточная):

✓ Реализм: общие понятия существуют прежде вещей и независимо от них, равно как и от нашего сознания, в виде особых сущностей. Реализм оказался очень удобен для схоластической этики, т.к. позволял обосновать абсолютность блага.

✓ Номинализм: общие понятия существуют лишь как имена вещей, т.е. лишь в языке, как слова для обозначения вещей. Есть только единичные вещи и их имена, никаких сущностей нет.

✓ Концептуализм: общие понятия существуют в уме, но им нечто соответствует в самих вещах.

Фома Аквинский. В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой - исключительно Бог как "первопричина" вселенной, мудрость, независящая от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии.

Разработал 5 основных доказательств бытия Бога:

1) Путь движения (Бог-перводвигатель): в мире все движется, движение одной вещи является причиной движения другой. Чтобы этот ряд не уходил в бесконечность, необходимо наличие неподвижного перводвигателя – Бога;

2) Понятие действующей причины (Бог-первичная производящая причина): всякая вещь имеет причину своего существования, которой не может быть она сама. Таким образом, все действующие причины обусловлены общей причиной, абсолютно простой – Богом;

3) Понятие возможности и необходимости (Бог необходимая причина, необходимости самой к себе): всякая вещь способна уничтожиться, не быть, поэтому мир случаен. Однако мир есть в каждое мгновение, поэтому должно быть что-то абсолютно необходимое, благодаря чему мир действителен;

4) Путь степеней совершенства (Бог-сущность совершенства): мир состоит из вещей, более или менее совершенных, следовательно, должен быть эталон совершенства – абсолютное совершенство, т.е. Бог;

5) Распорядок природы (Бог-разумное существо, полагающее для всего живого его цель): все стремится к некой цели. Поэтому должна быть некоторая сверхцель, управляющая всеми целями – Бог.

 

Проблема универсалий. («Бритва У. Оккама»)

Одной из важнейших проблем средневековой философии была проблема универсалий. Универсалии – это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Учение об универсалиях сформировалось на основе учения Платона об идеях. Проблема универсалий заключалась в решении вопроса о возможности самостоятельного существования универсалий. В результате решения проблемы сложилось три позиции: реализм, номинализм и концептуализм.

Реалисты – философы, которые считали универсалии существующими реально, вне конкретных вещей. Общие понятия существуют прежде вещей и независимо от них, равно как и от нашего сознания, в виде особых сущностей (позиция восходит к Платону). Реализм оказался очень удобен для схоластической этики (поэтому и очень распространен), т.к. позволял обосновать абсолютность блага. Представлен Боэцием, Ансельмом Кентерберийским, Альбертом Великим, Фомой Аквинским и др.

Номиналисты – философы, которые считали, что вне конкретных вещей универсалии существуют только в словах, которыми называются вещи определенного вида. Общие понятия существуют лишь как имена вещей, т.е. лишь в языке, как слова для обозначения вещей. Есть только единичные вещи и их имена, никаких сущностей нет (отсюда легко увидеть, что номинализм впоследствии привел к развалу схоластической этики: благо относительно и не может быть единым). Представлен Уильямом Оккамом и Иоанном Росцеллином.

Концепция двойственной истины в самой радикальной форме была высказана Уильямом Оккамом: между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть ничего общего, поэтому они полностью независимы друг от друга и не должны друг друга контролировать. В дальнейшем эта мысль об автономии разума привела к формированию атеистического мышления и способствовала становлению науки как самостоятельного вида деятельности.

Концептуализм (от лат conceptus – мысль, понятие): общие понятия существуют в уме, но им нечто соответствует в самих вещах. Представлен Пьером Абеляром, Иоанном Дунсом Скоттом.

Методологический принцип «Бритва Оккама»: принцип отбора гипотез и решений, нет нужды использовать более сложные построения, пока не исчерпаны простые: «сущности не следует умножать без необходимости». То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего» (принцип экономии мышления). В области гносеологии радикально разводил веру и разум.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!