Зарождение опытных наук. Становление классического экспериментального естествознания.



Кардинальные мировоззренческие изменения происходят в эпоху Ренессанса и Нового времени. Но определённые предпосылки этой глобальной культурологической трансформации можно обнаружить ещё в период позднего средневековья (университеты, «школы», магия и алхимия). В трудах Р. Гроссетеста, Р. Бэкона, У. Оккама и др. развиваются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований. В эпоху позднего средневековья формируются определённые предпосылки будущей экспериментальной науки, но не более. Средневековая наука – это ещё не экспериментальное естествознание.

В эпоху Возрождения и Нового времени в западноевропейской истории и культуре происходят эпохальные события: социально-политическое разложение феодализма, Реформация, становление протестантской этика с её идеей личной инициативы и ответственности, обоснование гелиоцентрической картины мира. Но достижения, непосредственно повлиявшие на становление классической науки, состояли в следующем:

1) разрушения геоцентрической картины мира и обоснование вещно-натуралистической модели космоса;

2) соединение абстрактно-теоретической или натурфилософской традиции познания с ремесленно-технической и опытной его ориентацией;

3) разработка и обоснование гипотетико-дедуктивной методологии познания.

Н. Коперник, И. Кеплер, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и другие учёные обосновали идею самодостаточности природы, которая управляется естественными объективными законами. В трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Р. Декарта были разработаны принципы количественного и причинно-следственного описания природных процессов и явлений. Учение Аристотеля об анизотропном и неоднородном пространстве было заменено геометрической моделью мироздания на основе евклидового пространства, в котором все точки и направления движения равноценны. Это позволило обосновать принципиально важный тезис о единстве небесных и земных явлений и, значит, подтвердить идею универсальных законов природы. Как известно, науку конституирует единство эмпирической и теоретической деятельности. Приоритет в решении этой задачи принадлежит Г. Галилею, который разработал концепцию пустотной механики, базировавшуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента. Великая интеллектуальная революция завершается созданием классической механики как исторически первой естественнонаучной теории и картины мира.

Под классической наукой обычно понимают определенный этап в ее функционировании и развитии, для которого характерен детерминистический стиль исследования, господствовавший в науке, начиная с ХVII вплоть до конца ХIХ – начала ХХ столетия. Истоки классической новоевропейской науки, как правило, связывают с именами Г. Галилея, И. Ньютона, Г. Лейбница, Р. Декарта. Их усилиями была разработана механическая картина мира. Механистическая картина мира основывалась на принципиальном исключении субъекта познания из совокупной системы знания. В результате изучаемые явления природы рассматривались как не связанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под воздействием механических сил.

На рубеже XVIII – XIX столетий наука начинает активно использоваться в производстве, определяя его бурный прогресс. Начинают формироваться технические науки. Возникает дисциплинарная организация науки, создаются предпосылки для возникновения социально-гуманитарных наук. С их появлением завершается процесс формирования дисциплинарно организованной науки, и она обретает статус подлинной системы научного знания об основных сферах реальности, включая природу, общество и человеческий дух.

К таким важнейшим особенностям классической науки в целом можно отнести следующие ее методологические интенции:

1. Финалистская интерпретация истины.

2. Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений.

3. Элиминация из контекста науки всех субъективно-личностных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий.

4. Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся принципам аддитивности, требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик.

К концу XIX – началу XX века эти методологические интенции получают широкое признание и формируют классический тип научной рациональности. Считалось, что научная картина мира полностью построена и обоснована, а в перспективе необходимо будет лишь уточнять и конкретизировать отдельные детали этой картины.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 656; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!