Что такое трехчленный ритм? Что такое “ритм галопа”? Его варианты.



Тон открытия митрального клапана, выслушиваемый вместе с громким (хлопающим) I то­ном, характерным для митрального стеноза, и II тоном образует свое­образный трехчленный ритм, напоминающий крик перепела, — ритм перепела.

Усиление одного из этих тонов образует трехчленный ритм, называемый ритмом галопа, так как он напоминает топот скачущей лошади. Тон, обра­зующий ритм галопа, обычно тихий и низкий, всегда сопровождается толч­ком в области верхушки, поэтому лучше выслушивается при непосредствен­ной аускультации ухом; через фонендоскоп ритм галопа лучше выслушивает­ся после умеренной физической нагрузки и в положении на левом боку. По времени появления добавочного тона в диастоле различают протодиастолический (в начале диастолы), мезодиастолический (в середине ее) и пресистолический (в конце диастолы) галоп. По происхождению ритм галопа может быть желудочковым и предсердным.

Протодиастолический ритм галопа возникает при значительном снижении тонуса миокарда желудочков. При этом наполнение их кровью в начале диа­столы сопровождается более быстрым растяжением их стенок и появлением звуковых колебаний, воспринимаемых как добавочный тон. Этот тон возни­кает через 0,12 — 0,2 с после II тона и является усиленным физиологическим III тоном.

Пресистолический ритм галопа возникает при усилении физиологического IV тона, которое обусловлено снижением тонуса миокарда желудочков и бо­лее сильным сокращением предсердия. Усиленное сокращение переполненного предсердия увеличивает выброс крови в желудочек, а снижение тонуса мио­карда желудочка вызывает ускоренное растяжение его стенок. Пресистоличе­ский галоп лучше выявляется при замедлении атриовентрикулярной проводи­мости, когда систола предсердий отделена от систолы желудочков большим, чем в норме, отрезком времени.

При тяжелом поражении миокарда могут значительно усиливаться оба тона — III и IV, но при тахикардии они сливаются и обнаруживаются в сере­дине диастолы как единый галопный тон — мезодиастолический (суммиро­ванный) ритм галопа. Ритм галопа — важный признак слабости миокарда, имеющий большое диагностическое и прогностическое значение. Он появляет­ся при тяжелом поражении сердца у больных инфарктом миокарда, гипертонической болезнью, миокардитом, кардиомиопатией, хроническим нефритом, декомпенсированными пороками сердца.

Резкое учащение сердечного ритма приводит к укорочению диастолической паузы настолько, что она становится почти равной систолической. Если при этом тоны сердца, выслушиваемые у верхушки, приблизительно одина­ковы по звучности, возникает своеобразная аускультативная картина, напо­минающая тоны сердца плода или ход часов: эмбриокардия, или маятникообразный ритм. Это наблюдается при острой сердечной недостаточности, приступе пароксизмальной тахикардии, высокой лихорадке и других патоло­гических состояниях

Обязательные точки аускультации для оценки тонов сердца. Характеристика нормальных тонов сердца.

Положение пациента стоя. Выслушивается в следующих точках аускультации:

Верхушка сердца

Второе межреберье справа у края грудины

Второе межреберье слева у края грудины (+ на вдохе)

На грудине у места прикрепления пятого ребра справа

Место прикрепления 3 – 4 ребер слева у грудины (зона Боткина – Эрба)

Место прикрепления к грудине 3 ребра слева

На грудине на основании мечевидного отростка

Шестой и седьмой не обязательны.

Оцениваем: сердечная деятельность регулярная. В стандартных точках аускультации выслушивается два тона. На верхушке сердца первый тон громче и ниже второго. На аорте и легочном стволе второй тон громче и выше первого. В зоне легочной артерии на вдохе выслушивается расщепление второго тона. Акцента второго тона на аорте и легочном стволе нет. Шумов в указанных точках, а также в зонах Боткина – Эрба нет.

Во время работы сердца возникают звуки, которые называют тонами. В отличие от му­зыкальных тонов эти звуки состоят из суммы колебаний разной частоты и амплитуды, т.е. с физической точки зрения являются шумами. Единственным отличием тонов сердца от шу­мов, которые также могут возникать при работе сердца, является краткость звука.

Во время сердечного цикла может возникать от двух до четырех тонов сердца. Первый тон систолический, второй, третий и четвертый — диастолические. Первый и второй тоны есть всегда. Третий может быть слышен у здоровых людей и при различных патологических состояниях. Слышимый четвертый тон, за редким исключением, патологический. Тоны об­разуются вследствие колебаний структур сердца, начальных отрезков аорты и легочного ствола. Фонокардиография позволила выделить в первом и втором тонах сердца отдельные компоненты. Не все они слышимы непосредственно ухом или через стетоскоп (фонендо­скоп). Слышимые компоненты I тона образуются после закрытия атриовентрнкулярных кла­панов, а второго - после закрытия полулунных клапанов аорты и легочного ствола.

Кардиогемические системы. Тоны образуются не только благодаря вибрации клапанов, как это представлялось в прошлом. Для обозначения комплексов структур, колебания кото­рых вызывают появление тонов, Р.Рашмер предложил термин кардиогемические системы.

1.4. Характеристика нормальных тонов сердца.

Первый и второй тоны сердца обычно, даже в патологических условиях, слышны над всей предсердечной областью, но оценка их производится по месту образования. Основными параметрами тонов являются громкость (интенсивность), продолжительность и высота (час­тотная характеристика). Также обязательно отмечается наличие или отсутствие расщепления тона и его особые признаки (например, хлопающий, звенящий, металлический и др ). Врач обычно сравнивает первый и второй тоны в каждой точке аускультации, однако он должен, а это более трудная задача, сравнить выслушиваемый тон с его должной характеристикой в данной точке у здорового человека с такими же, как у пациента, возрастом, массой и тело­сложением.

Громкость и высота тонов. Абсолютная громкость тонов зависит от многих причин, в том числе и не связанных с самим сердцем. Сюда относятся физическое и эмоциональное состояние человека, телосложение, степень развития мышц грудной клетки и подкожного жира, температура тела и т. д. Поэтому при оценке громкости тона надо учитывать многие моменты Например, приглушенность тонов у тучного человека — явление вполне ес­тественное, так же, как и усиление тонов при лихорадке.

Необходимо учитывать неодинаковое восприятие человеческим ухом звуков одинако­вой интенсивности, но разной высот. Существует так называемая «субъективная гром­кость». Ухо значительно менее чувствительно к очень низким и очень высоким звукам. Лучше всего воспринимаются звуки с частотой в диапазоне 1000-2000 герц. Тоны сердца яв­ляются очень сложными звуками, составленными из многих колебаний разной частоты и ин­тенсивности. В первом тоне преобладают низкочастотные, во втором — высокочастотные составляющие. Кроме того, при сильном давлении стетоскопом на кожу она натягивается и, становясь мембраной, гасит низкие и усиливает высокочастотные составляющие. То же са­мое происходит при использовании инструмента с мембраной. Поэтому второй тон часто воспринимается более громким, чем он есть на самом деле. Если на ФКГ у здорового чело­века при записи с верхушки сердца первый тон всегда имеет большую амплитуду, чем вто­рой, то при выслушивании может сложиться впечатление, что громкость их одинакова. И все-таки, чаще первый тон на верхушке громче и ниже второго, а на аорте и легочном стволе второй ток громче и выше первого.

/У/хжДгдагм/пельлос/пь тоноа. Этот параметр не может быть оценен на слух. Хотя пер­вый тон на ФКГ обычно продолжительнее второго, слышимые их части могут быть одинако­выми. При расщеплении одного из тонов он становится часто продолжительнее другого.

Расщепление нормальных топов сердца. Два громких компонента первого тона обычно сливаются в один звук, однако интервал между ними может достигать существенной вели­чины (30-40 мс), что уже улавливается ухом как два близких звука, т е. как расщепление первого тона. Оно не зависит от дыхания и выслушивается постоянно непосредственно ухом или через стетоскоп с воронкой небольшого диаметра (еще лучше через жесткий стетоскоп), если его не прижимать сильно к телу больного. Расщепление слышно только на верхушке сердца.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!