Тема 12. Стиль модерн в русской архитектуре



Преодоление эклектики, поиски стиля. Модерн в архитектуре, его разновидности. Неорусский стиль как проявление национального романтизма, отличие от псевдорусского стиля предшествующих десятилетий; мамонтовское Абрамцево и имение М. К. Тенишевой Талашкино Смоленской губернии – центры формирования неорусскою стиля, роль в этом процессе мастеров живописи и декоративно-прикладного искусства: В. М. Васнецова, К. А. Коровина, С. В. Малютина; современное переосмысление мотивов древнерусской архитектуры, стилизация, театрализация. Ф. О. Шехтель (1859 – 1926) – центральная фигура московского модерна в его неорусской и интернациональной разновидностях, эволюция творчества, уменьшение декоративности, усиление рационализма. Другие мастера московского модерна: В. Ф. Валькотт и Л. Н. Кекушев (1862 – 1916-19). Неорусский стиль, тяготеющий к освобождению от модерна: творчество А. В. Щусева (1873 – 1949) и В. А. Покровского (1871 – 1931).

Тема 13. Неоклассицизм в русской архитектуре.

Слияние модерна с неоклассицизмом – характерная черта петербургской архитекторы: Ф. И. Лидваль (1870 – 1945), М. С. Лялевич (1876 – 1944). Неоклассицизм, стремящийся противопоставить себя модерну: творчество И. А.Фомина (1872 – 1936), И. В. Жолтовского (1867 – 1959), И. А. Таманова (1878 – 1936), В. А. Щуко (1878 – 1939). Проблема синтеза архитектуры и изобразительных искусств. Протоконструктивизм в архитектуре предреволюционных лет.

 

 

Раздел 6

Итоги

Тема 14. Актуальные проблемы изучения русского искусства

Конца XIX – начала XX в.

Выяснение судеб художественного наследия России конца XIX начала XX в., его неповторимости и места в развитии мировой культуры. Раскрытие истинных взаимосвязей искусства серебряного века и авангарда с современной философии, с религиозыми исканиями, с революционным движением и научной мыслью. Значение опыта искусства рубежной эпохи для осмысления художественных процессов конца XX начала XXI века.

Контрольные вопросы для самопроверки

 

  1. Имена и круг научных интересов исследователей к. XIX – н. XX в.
  2. Стиль модерн, его широкое и узкое понимание.
  3. Художественные учебные заведения Петербурга и Москвы конца XIX – н. XX в.
  4. Педагоги Высшего художественного училища С.-Петербургской императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
  5. «Пасынки передвижников» (М. В. Нестеров), их связь с учителями и предшественниками и принципиальное отличие от них.
  6. Образы оперных и драматических артистов в живописи и рисунках В. А. Серова.
  7. Состав выставки русских и финдляндских художников (1898) и Международной выставки картин журнала «Мир искусства» (1899).
  8. Балеты в оформлении Л. С. Бакста.
  9. Иллюстрации А. Н. Бенуа к произведениям А. С. Пушкина.
  10. «Демоны» М. А. Врубеля.
  11. К. А. Сомов и В. Э. Борисов-Мусатов: черты сходства и принципиальное различие.
  12. Состав выставки «Голубая роза».
  13. Национальные традиции и зарубежные влияния в творчестве художников «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста».
  14. Беспридметничество В. Кандинского и К. Малевича, различие путей к нему.

 

Темы практических занятий

 

Тема 1. Искусство к. XIX – н. XX в. в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств

  1. Жанровое разнообразие рубежной эпохи в произведения живописи, графики и скульптуры (В. А. Серова, Л. О. Пастернака, С. В. Малютина, Б. М. Кустодиева, Л. С. Бакста, И. Я. Гинзбурга, П. П. Трубецкого) из собрания музея. Новаторские черты, отличающие их искусства предшественников. В портрете: обостренное внимание к индивидуальности, передаче переходах психологических состояний, настроения в одних случаях и создания обобщенных, типологических образов в других. В пейзаже: использование новых выразительных средств: пленеристических завоеваний, элементов стилизации.
  2. Новый художественный язык в произведениях художников «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста» (П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, М. Ф. Ларионова, А. С. Гончаровой) из собрания музея.

 

Литература

 

Свердловская картинная галерея: Каталог: Русское искусство XVIII – н. XX в. Советское искусство: Живопись. Скульптура, Графика. Л., 1968.

Князева В. П., Пружан И. Н. Русский портрет конца XIX – начала XX века. Живопись. Графика. М., 1980.

Портрет в России: XX век: Из собрания Государственного Русского музея. СПб., 2001.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Екатеринбург, 2003.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. М., 2003.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!