Тема 9. Ранняя стадия авангарда



Общество "Бубновый валет" (1910/11 – 17), эпатажность названия, отрицание утонченного искусства предшественников: стилизации мирискусников, символизма голуборозовцев; желаниевернуть живописи ее исконное качество способностьубедительно, с ощущением материальной осязательности передавать предметный мир, внимание к фактуре. Влияние сезаннизма, фовизма, кубизма и русские фольклорные истоки. П. П. Кончаловский (1876 – 1956), И. И. Машков (1881 – 1944). А. В. Лентулов (1882 – 1943), Р. Р. Фальк (1886 – 1958), В.В. Рождественский (1884 – 1963), А.В. Куприн (1880 – I960). Соприкосновение с живописью "бубновых валетов" творчества               Н. И. Альтмана (1889 – 1970) и Д. П. Штеренберга (1881 – 1948). Группа "Ослиный хвост" (1912), ее лидеры М. Ф.Ларионов (1881 – 1944) и Н. С.Гончарова (1881 – 1962). Примитивизм, увлечение городским и крестьянским народным искусством, древнерусской живописью; близость к немецкому экспрессионизму; ларионовская концепция "лучизма". Живописец и теоретик новейшего искусства А.В.Шевченко (1883 – 1948).

Тема 10. Зрелый авангард и пути к нему

Экспрессионистическое направление. В. В. Кандинский (1866 – 1944), его русские и немецкие романтические истоки, организация в 1911 г. в Мюнхене общества "Синий всадник", трактат "О духовном в искусстве" (1910) и другие теоретические труды, переход к беспредметности. Русские сподвижники Кандинского в Германии: А. Г. Явленский (1865 – 1941), М. В.Веревкина (1860 – 1938), В. Г. Бехтеев (1878 – 1971). Творчество  М. З. Шагала (1887 – 1985), российские традиции и завоевания парижской интернациональной школы, быт и визионерство. П. Н.Филонов (1883 – 1941), его участие в петербургском "Союзе молодежи" (1910 – 1913). Особенности филоновского экспрессионизма, теоретическая программа "Идеология аналитического искусства и принцип сделанности", пророческая направленность творчества. "Кубофутуризм" – понятие, объединившее различные направления художественного и поэтического авангарда; синтез изображения и слова в литографированной книге; творческая деятельность Н. И. Кульбина (1868 – 1917) и Д. Д. Бурлюка (1882 – 1967). Путь от кубизма к беспредметности. Этапы творчества К. С. Малевича (1878 – 1935), супрематизм как "цельная система мироздания"- Работы И. В. Клюна (1878 – 1942), И. А. Пуни (1894 –1956), О. В. Розановой (1886 – 1918), И. А. Удальцсвой (1886 – 1961), Л. С. Поповой (1889 – 1924), А. А. Экстер (1882 – 1949). Живопись и контррельефы В. Е. Татлина (1885 – 1953): истоки конструктивизма. Разрушительное и созидательное начало в русском художественном авангарде, его обращенность к тайнам мироздания и бытия.

 

Раздел 5

Скульптура и архитектура рубежа XIX – XX в.

Тема 11. Скульптура 18901910-х гг.

Преодоление натурализма и салонности, поиски пластической выразительности, интерес к различным материалам. Стадиальное отставание от живописи, меньшая выраженность границ между поколениями скульпторов, между различными направлениями. Усиление элементов бытового жанра и скульптуре позднего петербургского академизма: В.А.Беклемишев (1861 – 1919), Р.Р. Бах (1859 – 1933), Г. Р. Залеман (1854 – 1919); анималистика Л. В. Позена (1849 – 1921) и А. Л. Обера (1843 – 1917). Традиции передвижнического реализма в жанровой и портретной пластике И.Я. Гинзбурга (1859 – 1933). Московский скульптор, руководитель мастерской Училища живописи, ваяния и зодчества С. Л. Волнухин (1859 – 1921). Импрессионизм в скульптуре. П. П.Трубецкой (1866 – 1938), его итальянское происхождение и органичное включение в художественную жизнь Москвы. Фиксация мимолетных движений, поворотов, жестов в камерной пластике, ощущение ее рукотворности, живописность; монументализация образа в памятнике Александру III в Петербурге (1909). А. С. Голубкина (1864 – 1927), ее учителя в России и во Франции; связь с глубинными традициями русской культуры, русской духовности; завоевания импрессионизма и тяготение к обобщениям, символизм и модерн. Проявление подобных черт в творчестве Н. А. Андреева (1873 – 1932), памятник Н. В. Гоголю в Москве (1909). С. Т. Коненков (1874 – 1971), его обращение к искусству античности, Ренессанса, к русской народной скульптуре; работа в мраморе и дереве; неоднозначность стилевой характеристики наследия мастера. А. Т. Матвеев (1878 – 1960), поиски гармонии, классической ясности. Скульптура в творчестве М. А. Врубеля, В. А. Серова, Д. С. Стеллецкого, К. А. Сомова, Б. М. Кустодиева. Начало пути Л. В.Шервуда (1871 – 1954), В. К. Домогацкого (1876 – 1939), С. Д. Эрзи (1876 – 1959), Б. Д. Королева (1884 – 1963), анималистов И. С. Ефимова (1878 – 1959) и В. А. Ватагина (1883 – 1969). Слабая выраженность в русской скульптуре предреволюционной поры авангардистских тенденций.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!