Тема 2. Художественная жизнь России 1890 – 1910-х гг.



Уральский федеральный университет им. Б.Н. Едьцина»

 

Факультет искусствоведения и социкультурных технологий

 

Кафедра истории искусств и музееведения

 

 

Русское искусство конца XIX – начала XX века

 

Программа дисциплины

 

 

Екатеринбург

2018

 

 

I. Введение

Курс «Русское искусство конца XIX – начала XX века» предлагается для студентов направления «Истории искусств» очной и заочной форм обучения.

Цель дисциплины:

Дать студентам целостное представление об отечественной художественной культуре сложной рубежной эпохи, когда искусство из стадии Нового переходит в стадию Новейшего времени.

Задачи:

- показать развитие пространственных искусств в историческом контексте, в связи с развитием других искусств (художественной литературы, музыки, театра), с фактами, событиями, духовными движениями русской и мировой истории;

- обозначить основные проблемы изучения русского искусства указанного периода;

- выявить через художественные произведения основные культурные тенденции эпохи;

- определить основные проблемы и противоречия развития искусства в рубежный период и место искусства этого периода в мировом художественном процессе.

 

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования:

Курс является элементом профессиональной подготовки в области искусствоведения, формирует базовые представления о периоде в истории русского искусства, следующем за 1860 – 80 гг. и предшествующем советскому и постсоветскому периодам.

Особенность искусства России конца XIX – начала XX столетия – в необыкновенной интенсивности развития, обусловленной как социально-политическими, так и собственно художественными причинами. В этот период отечественное искусство не только проходит тот путь, который искусство других европейских стран (прежде всего Франции) совершило раньше, но, войдя в художественную систему Новейшего времени, вырывается на авангардные позиции.

Русское искусство конца XIX – начала XX в. развивалось в атмосфере острой полемики. Споры о нем не прекращаются до наших дней. Раскрыть сложность этого искусства, его противоречивые тенденции, его место в мировом художественном процессе – задача настоящего курса.

Требования к уровню освоения содержания курса: Студент, обучающийся по данной программе, должен освоить полный курс, в том числе его работа должна включать посещение лекций, практических занятий и самостоятельную деятельность. Студенты должны решать задачи теоретического и практического характера, предусмотренные программой курса.

По окончании курса студент должен:

- иметь представление о развитии русского искусства в последние десятилетия XIX – первых десятилетия XX века;

- уметь организовать материал в хронологической последовательности, обосновать правомерность выделения искусства рубежа XIX – XX столетий в самостоятельный период;

- владеть навыками предварительной атрибуции произведений пластических искусств конца XIX – начала XX века, их стилистического анализа;

- уметь работать в фондах художественного музея;

- владеть основами работы с оригиналами и репродукционным материалом;

- иметь представление о специфике русского искусства конца XIX – начала XX века, его месте в истории мировой художественной культуры.

Форма работы – лекционные, семинарские и практические занятия.

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1

Русское искусство рубежа XIX – XX вв.

В контексте развития отечественной и мировой культуры

Тема 1. Общая характеристика русского искусства конца XIX – начала XX в.

Особенность искусства России конца XIX – начала XX столетия в необыкновенной интенсивности развития, обусловленной как социально-политическими, так и собственно художественными причинами. Путь, пройденный отечественным искусством за несколько десятилетий, от реализма до авангарда, развитие художественной культуры в атмосфере острой полемики. Связь искусства с социально-политической жизнью и философской мыслью страны. "Упадок или возрождение?" (И.Э.Грабарь). Серебряный век русской культуры, столкновение в нем двух противоположных начал: индивидуализма и стремления к соборности, надличностности. Контакты отечественного искусства с зарубежными художественными школами: французской, немецкой, английской, скандинавскими и восточноевропейскими. Развитие реализма, усиление в нем лирико-поэтических интонаций, черты импрессионизма. Неоромантизм и символизм как одно из его проявлений. Экспрессионистические тенденции. Обострение внимания к вопросам художественной формы. Судьбы видов и жанров пластических искусств. Поиски декоративности, монументальности, синтеза; стиль модерн: изменение характера связи пластических искусств с литературой, музыкой и театром. Переход русского искусства во второй половине 1910-х гг. из стадии Нового в стадию Новейшего времени. Художественный авангард и неоклассицизм.

Тема 2. Художественная жизнь России 1890 – 1910-х гг.

Альтернатива Москвы и Петербурга в русской истории, различия в культурных традициях. Петербургская и московская художественные школы, Академия художеств и Училище живописи, ваяния и зодчества. Тесные связи Училища с Товариществом передвижных художественных выставок. Реформа Академии художеств 1893 – 1894 гг., ее новые отношения с Товариществом передвижных художественных выставок. Профессора-руководители мастерских Высшего художественного училища при Академии: И. Е.Репин, В. Е.Маковский, И. И.Шишкин, А. И.Куинджи, В. В.Мате, В. А. Беклемишев, Л. Н. Бенуа. Другие художественные учебные заведения страны. Русские художники в студиях Мюнхена и Парижа. Отечественные меценаты и музеи. Художественные выставки в России 1890-х годов. "Мир искусства" (1898 – 1904, 1906, 1910 – 1924)и Союз русских художников (1903 – 1923). Авангардистские объединения конца 1900 – 1910-х гг. Русское искусство на зарубежных выставках. Развитие в России художественной критики, журналы и книги по искусству. Оживление художественной жизни в российской провинции (на Юге, в Поволжье, на Урале и в других регионах).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!