Тема 6. «Мир искусства» – журнал, выставочная организация; художники, составлявшие ее ядро



«Мир искусства» – явление петербургской культуры. Его предыстория. «Дом Бенуа, чтоу Николы Морского». Гимназия К. И. Мая. Юношеский кружок самообразования, сформировавшийся вокруг А. Н. Бенуа на рубеже 1880 – 1890-х гг. Начало деятельности во второй половине 1890-х С. П. Дягилева (1872 – 1929). Интеграция передовых художественных сил России на Выставке русских и финляндских художников в 1898 г. Журнал «Мир искусства» (1898/99 – 1904/1905), егомюнхенские, парижские и лондонские аналоги. Структура, состав редакции, внешний облик, теоретическая платформа. Западноевропейское и русское искусство, вопросы истории отечественной культуры на страницах журнала. Выставки «Мира искусства» 1899 – 1903 и 1906 гг. Эволюция эстетических взглядов лидеров мирискусничества, преодоление индивидуализма. «Мир искусства» и первая русская революция. Мирискусники в Дягилевской антрепризе. Возрождение, после раскола Союза русских художников, в 1910 г. «Мира искусства» как выставочной организации и продолжение ее деятельности по 1924 г. Мастера, составившие ядро «первого» и «второго» "Мира искусства", их стилистическая общность; работа в области станкового и театрально-декорационного искусства, книжной графики; модерн и мирискуснический ретроспективизм. Творчество А.Н.Бенуа (1870 – 1960), К.А. Сомова (1869 – 1939), Л. С. Бакста (1866 – 1924), Е.Е. Лансере (1875 – 1946), М. В. Добужинского (1875 – 1957), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1871 – 1955), А. Я. Головина (1863 – 1930),И. Я. Билибина (1876 – 1942), Д. С. Стеллецкого (1875 – 1947), Б. М. Кустодиева (1878 – 1927), Н. К. Рериха (1874 –1947), К. Ф. Богаевского (1872 – 1943), С. А. Сорина (1878 – 1953), З. Е. Серебряковой (1884 – 1967). Плеяда мастеров журнальной и книжной графики, вступивших в искусство в конце 1900-х – начале 1910-х гг.: Е.(Г.) И. Нарбут (1876 – 1920), С. В. Чехонин (1878 – 1936), Д. И. Митрохин (1883 – 1973) и др. Неоклассические устремления мирискусников, их отражение в журнале "Аполлон" (1909 – 1917). Роль в формировании неоклассицизма Д.Н. Кардовского (1866 – 1943). Рисунок и живопись его учеников А.Е.Яковлева (1887 – 1938) и В. И. Шухаева (1887 – 1973). Соединение неоклассических и экспрессионистических тенденций в творчестве Б. Д. Григорьева (1886 – 1939). Художники различных направлений на выставках «второго» "Мира искусства". «Третий» «Мир искусства» и художественная культура русского зарубежья.

 

Раздел 3

Символизм в русском изобразительном искусстве

Тема 7. Первая волна символизма

Романтическая линия в русском искусстве XIX в. и символизм. М. А.Врубель (1856 – 1910) – наиболее яркий выразитель русского символизма. Внутренний протест против приземленности, обыденности современного искусства. Жизнь и творчество. Ранние годы, широкое гуманитарное образование. Занятия в Академии художеств под руководством   П. П. Чистякова в 1881 – 1884 гг. Киевский период (1884 – 1889): иконы и росписи Кирилловской церкви, эскизы для Владимирского собора, обращение к византийским традициям, станковые произведения. Переезд в 1889 г. в Москву; работа над образом Демона: Врубель и Лермонтов. Литература, фольклор, музыка и театр в творчестве художника. Абрамцевский кружок и Московская частная русская опера. Поездки в Италию, Испанию, Францию. "Национальная нота" и отзывчивость к культуре других народов. Художественный универсализм: станковые полотна и декоративные панно, майолика и театральные декорации. Соединение фантастики и реальности, образная многозначность, недосказанность. Изобразительный язык, характер проявления стиля "модерн". Болезнь; поздние работы: тема Пророка, рисунки с натуры, автопортреты. Врубель и дальнейшее развитие символизма в России. Врубель и мировой художественный процесс.

Тема 8. Вторая волна символизма

Творчество В. Э. Борисова-Мусатова (1870 – 1905). Учеба в Саратове, Москве, Петербурге и Париже. Путь преодоления натурного видения: от импрессионизма к синтетичности, к ритмической, музыкальной организации полотна, от картины к панно. Рациональное и интуитивное в творчестве мастера. Борисов-Мусатов и "Мир искусства". Выставка "Алая роза" в Саратове (1904). Участие в ней наряду с молодыми саратовцами и москвичами, воспитанниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Врубеля и Борисова-Мусатова. Выставка "Голубая роза" в Москве (1907) – программное выступление нового поколения символистов. Голуборозовцы на выставках московского журнала "Золотое руно" и на выставках "Мира искусства". Завершающая стадия московского живописного модерна, его соприкосновение с французским вариантом стиля ("art nouveau"). Прямые последователи Борисова-Мусатова, создатели живописных мифов: П. В. Кузнецов (1878 – 1968), П. С. Уткин (1877 – 1934), Н. Д. Милиоти (1874 –1955) и В. Д. Милиоти (1875 – 1943); эволюция Кузнецова, поиски гармонии в мотивах из жизни народов, не тронутых цивилизацией. "Врожденный" ориентализм М. С. Сарьяна (1880 – 1972). Станковая и театрально-декорационная живопись Н. Н.Сапунова (1880 – 1912) и С. Ю. Судейкина (1882 – 1946), их связь с мирискусниками, черты примитивизма. Проявление примитивизма в творчестве Н. П.Крымова (1884 – 1958). Художники, близкие мастерам «Голубой розы»: В. И. Денисов (1862 – 1922), Б. И. Анисфельд (1878 – 1973), В. Е. Егоров (1878 – 1960), Н. П.Ульянов (1875 – 1949), Г. Б. Якулов (1884 – 1928). Творчество К. С. Петрова-Водкина (1878 – 1939): общее с голуборозовцами и отличия от них, традиции древнерусской иконы, проявления неоклассицизма, взаимоотношение рисунка и живописи.

 

 

Раздел 4

Авангард конца 1900—10-х гг.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!