Тема 3. Историография русского искусства конца XIX – начала XX в.



Искусство 1890 – 1910-х гг. в оценке современной ему критики. Статьи и книги А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева, И. Э. Грабаря, С. К. Маковского, А. М. Эфроса и др. Вульгарно-социологические тенденции в искусствознании 1920 – начала 1930-х гг. Догматический подход к проблеме реализма, отрицание художественных новаций, замалчивание многих имен рубежной эпохи во второй половине 1930-х – 1950-е гг. Возрождение интереса к отечественной культуре рубежа XIX – XX вв. в конце 1950-х гг., постепенная реабилитация в последующие десятилетия импрессионизма, модерна и авангарда. Создание новых музейных экспозиций, открытие выставок, публикация дневников, писем и воспоминаний, издание книг об отдельных художниках и обобщающих трудов. Исследования московских и петербургских искусствоведов: А. А. Сидорова, М. А. Алпатова, А.А. Федорова-Давыдова, И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова, В. Н. Петрова, Д. В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина, Г. Г. Поспелова, В. А. Леняшина, Е. И. Кириченко и др. Работа кафедры истории искусств Уральского госуниверситета по изучению русского искусства конца XIX – начала XX в.  Дягилевские чтения и международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» в Перми.

 

Раздел 2

Живопись и графика рубежа 19–20 вв.

 

Тема 4. Московские живописцы 1890-х гг. и Союз русских художников

Художественная атмосфера Москвы. В. И. Суриков и В. М. Васнецов у истоков национально-романтического направления. Московская городская художественная галерея П. М. и С. М. Третьяковых. С. И. Мамонтов и Абрамцевский кружок. Творчество и деятельность Е. Д. Поленовой (1850 – 1898). Училище живописи, ваяния и зодчества, значение В. Д. Поленова для сложения московской живописной школы. Творчество И. И. Левитана (1860 – 1900) и близких ему художников: И. С. Остроухова (1858 – 1929), С.И. Святославского (1857 – 1931) – итог развития реалистического пейзажа второй половины XIX в.; пленэр, элементы импрессионизма, поиски новых обобщений. Традиции передвижничества в бытовом жанре С. А.Коровина (1858 1908), Н. А. Касаткина (1859 – 1930), В. Н. Бакшеева (1862 – 1958),А. М. Корина (1865 – 1923), В. Н. Мешкова (1867/68 – 1946), Н. П. Богданова-Бельского (1868 – 1945). Стирание жанровых границ, усиление пейзажного начала. Лирический, бессобытийный жанр А. Е. Архипова (1862 – 1930) и А. С. Степанова (1858 – 1923). Современность и история в живописи С.В. Иванова (1864 – 1910). Разнообразие творческих исканий С. В. Малютина (1859 – 1937), его работа в области станкового и декоративного искусства. Л. О. Пастернак (1862 – 1945), проявление в его зарисовках углем и пастелью черт, характерных для московской живописной школы. Путь А. П. Рябушкина (1861 – 1904) и М. В. Нестерова (1862 – 1942) от передвижнического реализма к стилю "модерн" в его национально-романтической разновидности. Использование в исторических картинах Рябушкина выразительных средств древнерусской живописи. Обращение Нестерова к кватрочентистским традициям и к опыту современного западноевропейского искусства; религиозная тематика картин художника, его церковные росписи; Нестеров-портретист. Стиль «модерн» в творчестве М.Я.Якунчиковой (1870 – 1902). Станковая и театрально-декорационная живопись К.А.Коровина (1861 – 1939); импрессионизм и романтические веяния, поиски декоративности; влияние Коровина на сверстников и на живописцев следующего поколения, педагогическая деятельность. Неодобрительное отношение консервативного руководства Товарищества передвижных художественных выставок к новаторству 1890-х гг. Участие "пасынков передвижников" (М. В.Нестеров) в выставках Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, в Выставке русских и финляндских художников, в выставках журнала "Мир искусства", в первой и второй выставках "36-ти" (1901 – 1902).

Создание в 1903 г. Союза русских художников, объединявшего до 1910 г. передовые силы Москвы и Петербурга, а с 1911 по 1923 гг. оказавшегося по преимуществу московской организацией. Творчество А. М. Васнецова (1856 – 1933), В. В. Переплетчикова (1863 – 1918), С. А. Виноградова (1869 – 1938), С. Ю.Жуковского (1875 – 1944), А. В.Средина (1872 – 1934), Л. В. Туржанского (1875 – 1945), П. П.Петровичева (1874 – 1947), К. Ф. Юона (1875 – 1958). Сельский и городской пейзаж, интерьер, натюрморт и анималистический жанр в живописи "союзовцев". Соединение в ней передвижнических традиций, импрессионизма и стремления к декоративной выразительности, воплощение национального эстетического идеала. Творчество И. Э. Грабаря (1871 – 1960), близость его живописи к московской школе, особенности импрессионизма Грабаря.

«Союзовцы» петербургской школы. Ф. А. Малявин (1869 – 1940), И. И.Бродский (1884 – 1939), А.А.Рылов (1870 – 1939).

 

Тема 5. Творческий путь в контексте стилистической эволюции к. XIX – н. XX века В.А. Серова (1865 1911)

Проявление в его творчестве В. Серова основной проблематики русского искусства рубежа XIX – XX вв. Жизнь художника: родители, детство; учение у И. Е. Репина (1875, 1878 – 1880) и у П. П.Чистякова (1880 – 1885); дружба с М. А. Врубелем и В. Д. Дервизом; Абрамцевский кружок, Домотканово; взаимоотношения с "Миром искусства" и с Союзом русских художников; преподавание в Училище живописи, ваяния и зодчества (1897– 1909); поездки в Германию, Францию, Италию, путешествие 1907 г. с Л. С. Бакстом в Грецию. Личность Серова, его гражданские позиции. Творчество: близость к импрессионизму во второй половине 1880-х; искания следующего десятилетия, традиции передвижничества и старых европейских мастеров; воплощение идеала в образе творца (артиста, художника); интимный и парадный портрет, бытовой ("крестьянский") и исторический жанры; становление модерна в 1900-е гг.; античный цикл; рисунки; работа в области театрально-декорационного искусства. Противоречия серовского творчества: привязанность к реализму XIX столетия и острая потребность в обновлении. Влияние мастера на дальнейшее развитие отечественного искусства.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!