Социальная структура общества.



Теории социальной стратификации. Социальная структура общества - это совокупность относительно устойчивых социал. общностей  людей, определенным образом взаимодейств. между собой: 1) Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни. 3) Работники физического и умственного труда.  4) Классы и различные соц. слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ КЛАССОВ. Маркс утверждал, что:  1) Существование классов связано с определенными историч. фазами развития пр-ва. 2) Классовая борьба неотвратимо ведет к диктатуре пролетариата. 3) Диктатура - есть преходный момент к обществу без классов. Основной классообразующий признак в марксизме - отношение к средствам пр-ва, отношение к  собственности. Теория соц. стратификации - это современная теория, анализирующая соц. структуру  общества. По этой теории общество делится на страты, за основу выделения которых берут различные  признаки. Известный нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц. статус. Он  выделяет 3 статусных показателя: 1) Уровень образования. 2) Профессия, уровень квалификации. 3) Уровень доходов. В соответствии с этими показателями Вебер различает 3-и класса в обществе: 1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...) 2) Средний класс (совокупность людей наемного и самостоят. труда, обладающих общим  самосознанием:

а) высший слой среднего класса (средние предприниматели)

б) средний слой

в) нисший слой (люди со средним спец. образованием) 3) Нисший класс - низкий уровень образования, существуют и маргинальные слои. Маргинализация общества происходит под воздействием соц. и техносдвигов и связано с  расшатыванием и ломкой нормативно-ценностных систем. Основа стабильности общества - средний  класс. В обществе, разделенном на классы, существует социал. мобильность, т.е. перемещение из  одних соц. слоев в др. Она бывает горизнт. и  вертикал. Общество сравнивают с многоэтажным домом, в котором движутся 6 лифтов: экономика,  армия, политика, церковь и культура, брак.

 

Политическая структура общества. Сущность пол-ки.

 Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм. изберательного права, общественное гонение с помощью кот. осуществляется  власть и влияние на нее. Основной элемент госва. С возникновением гос-ва возникает пол-ка.  Сущность пол-ки можно выразить: 1) Деятельность больших соц. групп, полит.  институтов и отношения м/у ними по поводу  использования институтов гос. власти. 2) Пол-ка - борьба за власть, за влияние на нее. 3) Пол-ка - всегда процедура принятия решений. 4) Пол-ка - вид искусства.

 

Сущность и функции государства.

 Гос-во - организация обладающая верховной властью на опр.  территории. Осуществляющей власть с помощью спец. аппарата,  выступающая как представитель об-ва. Основные признаки гос-ва: 1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем  населением. 2) Суверенитет народа. 3) Территории 4) Монополия на легальной силы. 5) Исключительное право на издание з-на. 6) Право на взымание налогов Внутренние ф-ции гос-ва: 1) Экономич. 2) Соц. ф-ции. 3) Экологическая ф-ция. 4) Защита прав граждан. Внешние: 1) Защита границ 2) Интеграция в мировую эк-ку. 3) Защита м/у народной безопасности.

 

Проблема смысла жизни и свободы человека, ее решение в различных философских системах.

 Вопрос о смысле жизни - вопрос о предназначении ч-ка. В библии  читаем <Все суета сует:>. 3 подхода к проблеме смысла жизни: 1) Смысл присущ ее глубинным основаниям - характерно для  религиозного истолкования жизни. бог сотворил человека  по своему образу и подобию и надо в себе проявить его. 2) Смысл жизни за пределами жизни, т.е. чел. способен построить мир на началах добра и справедливости. он стремится к прогрессу. прогресс предполагает цели, а цели придают смысл жизни. будущее обоготворяется за счет прошлого и настоящего.  3) Смысл созидается самим чел-ом. Свобода - возможность личности мыслить и поступать в соотв. со  своими мыслями, а не по принуждению. В истории это понятие  прошло длительную эволюцию. От отрицательной свободы до  положительной. Для самосовершенствования творчества. В классической философии свобода как познание, осознанная необходимость. - познание эффективных законов и развитие их в своих  целях. Свобода как воля - фатализм (вера в судьбу).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!