Принципы диалектики и их сущность.



 Основные принципы диалектики: 1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение  между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями  в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и  вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Сущ.  связи м/у основными структурными уровнями материи, м/у различными формами движения материи. Закон - существенная, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся  связь м/у явлениями.  2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а  представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи. Хар-ки отдельных сторон движения:  - развитие - круговорот - прогресс - регресс - самодвижение - саморазвитие Черты развития: ? необратимость ? обновление ? преемственность ? направленность ? цикличность ? объективность ? всеобщность ? противоречивость 3) Принцип детерминизма  4) Принцип объективности рассмотрения 5) -//- конкретности истин.

 

З-н перехода кол-веных и качественных изменений.

 Мир многообразен. Это мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета,  обуславливающая его сходство и различие с др. предметами, проявл-щаясся во взаимодействии с  ними. Св-ва вещей объективны. Специфические св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые - атрибут.  Кач-во - внутренняя определенность предмета, проявляющаяся в целостной харак-ке его существенных св-в при взаимодействии его с др, предметами. При утрате кач-ной определенности предмет  перестает быть самим собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность  пр-та, кот. характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания процессов. Кво - кач-во в его пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера -  диалектическое единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот.  сохраняется кач-ная определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения,  постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт  при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно  кач-во - в др. кач-во путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление  новой. З-н носит всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм  развития. Переход от одного кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают  взрывные ( с ярко выр. границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные.Понятие скачка  относительное. Необх. учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го  изменения.

 

З-н единства и борьбы противоположностей.

 Этот з-н наз. ядром диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В  основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается  через след. категории:  - Тождества - Различие - Противоположность - Противоречие - Единство и борьба Тождество - это равенство явления самому себе, момент устойчивости явлений. Различие - это  момент изменчивости явлений. Тождество и различие диалектические хар-ки любого изменяющегося предмета. Диалектические противоположности - такие стороны, тенденции целостного  изменяющегося предмета, процесса, кот. одновременно исключает и взаимно предполагают друг  друга. Диалектическое противоречие - сложное взаимоотношение м/у противоположностями.  Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с глубинной сутью  предмета. Ступени развития и разрешения противоречия:  1) Тождество 2) Несущественное различие 3) Существенное различие. 4) Конфликт. 5) Неизбежное разрешение противоречий и возникновение новых противоположностей. Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей, а рассматривается в контексте  различных взаимосвязей. Они присущи всем предметам и явлениям и определяют их бытие от  возникновения до уничтожения. Единство противоположностей условно, временно, относительно  преходяще, борьба абсолютна. Новое возникает в результате борьбы. Противоречия бывают  внутренние и внешние, основные и не основные, в обществе антагонистические и неантагонистические. Антагонистические противоречия - противоречия м/у соц. группами с непримиримыми  интересами.

 

З-н отрицания отрицания.

 Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противоположностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап  развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность  развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности  составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания. Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление  не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не  уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:  1) Формально-логическое 2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и  борьба противоположностей. 3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и  борьбы противоположностей. Две разновидности диалектического отрицания: 1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов. 2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента. Структура отрицания: 1) Тезис (исходное положение) 2) Антитезис (самоотрицание исходного положения) 3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с  удержанием положительного) Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности  поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как  сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и  регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

 

Категории диалектики.

 Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической  практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития  категории задают способ видения и преобразования мира.

 

49.Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>.

Единичное - философская категория для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов. Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Категории фил. - формы всеобщего. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: 1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и  единичного. 2) Разграничение на единичное и общее относительно. 3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот. Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе  социализации ч-ка.  Противоположность индивидуальному - типовое.

 

50.Категория <явление> и <сущность>

Сущность - фил. категория для обозначения совокупности  внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их  функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые  характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не  совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета  (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления и сущности: 1) явление не существует без сущности 2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось 3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное,  внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п. Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка  к сущности II и т.д.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!