Специфика социального познания.



Социальная философия - это раздел философии, изучающий закономерности  развития общества и его отдельных сфер. Специфика социального познания  определяется спецификой изучаемого объекта: 1) Предмет социального познания - мир человека, отношения людей,  где переплетаются материальное и идеальное, объективное и  субъективное, сталкиваются интересы людей, законы общества  проявляются через деятельность людей, преследующих свои цели. 2) Социальное познание связано с оценкой явлений с точки зрения  добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. 3) Для социального познания характерна ориентация на  качественную окраску событий,на анализ единичного,  индивидуального на основе общих закономерностей. 4) Законом постижения объекта в социальном познании является  диалог личностей,текстов, культур.  5) Изучение общества происходит по идеальной модели. Различные направления философии по-разному трактуют законы развития  общества. Субъективный идеализм утверждает, что каждый человек  индивидуален, неповторен.Поэтому бессмысленно говорить об общих законах  развития общества. Объективные идеалисты считают, что жизнь людей  подчиняется общим законам. Эти общие законыявляются общими законами  развития идей, сознания, духовного. В истории Фил.  очень долго господствовало идеалистическое понимание истории общественное сознание определяет общественное бытие, историю творят  великие личности. Марксистская философия сформулировала  материалистическое понимание истории: общественное бытие определяет общественное сознание; общественное сознание обладает  определенной активностью и относительной самостоятельностью.

 

Общественное пр-во - основа жизни общества

 Об-во - целосный организм, состоящий из различных  сфер: 1) Материально-производственная (экономич.) 2) Соц. сфера об-ва, предполагающая различные соц.  группы, исторические общности людей и взаимодействия м/у ними. 3) Полит сфера кот. включает полит. сознание, отношения, институты. 4) Духовная. Определяющей сферой жизни об-ва выступает экономическая сфера и прежде всего материальное пр-во. Способ  пр-ва фиксирует как и при помощи чего осуществляется  пр-во. Способ пр-ва состоит из двух сторон: 1) Производительные силы - люди и ср-ва труда.  Производительные силы фиксируют отношения к  природе людей. 2) Производственные отношения - отношения людей  друг к другу в процессе пр-ного обмена, распределение и потребление матер. благ, это отношение  собственности.  Сущность пр-ных отношений это форма с-ти. Сущ. частная, групповая, общинная с-ть. История знает три формы  частной с-ти: рабовладельческое, феод. и капитал. Социалистическая - по сути дела монополия гос-ва на ср-ва  пр-ва и раб. силу, это фактическое отчуждение производителя от соб-ти.

 

Типологизация социальной истории и ее критерии. Понятие цивилизации.

 1. Марксистская типология об-ва: В основе об-ва лежат общественные отношения, которые бывают  материальные и идеологические. Материальные складываются не проходя через сознание людей.  Это производственные отношения. Идеологические - проходят через сознание людей и отражают  интересы классов, соц. групп. Сис-ма производственных отношений составляет базис об-ва. Над  базисом возвышается надстройка: Общественное сознание, идеологические отношения. Выделение  матер. отношений, как определяющих развитие об-ва легло в основу ОЭФ. Это конкретноисторический тип об-ва, взятого в единстве базиса и надстройки. Марксизм выдел. след. ОЭФ:  - первобытная - рабовладельческая - феод-ая - кап-ая - ком-ая и представляет развитие об-ва как естественный истор. процесс смены истор. формаций.

 2. Теория стадий эк. роста. Выделяют след. типы об-ва на основании развития техники, пр-веных  сил. и матер. тех. базы:  1) До индустриальное об-во, характериз. ручным трудом, а главные институты об-ва церковь  и армия 2) Индустриальное об-во, разрушаются традиционные привилегии и провозглашаются  равные гражданские права 3) Пост индустриальное, присуща автоматизация пр-ва. Главным для об-ва явл. пр-во  информации, нового знания, возрастает роль универов. Сфера услуг возвышается над  сферой пр-ва. Классовое деление заменяется профессиональным, по соц. статусу выделяют высший средний и низший классы. Основной конфликт этого об-ва м/у знанием и некомпетентностью, в отличии от индустриального об-ва м/у трудом и капиталом. ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ: Сущ. 3 точки зрения на цивилизацию: 1) Цивилизация, как синоним к-ры 2) Цивил. как нечто противостоящее к-ре. 3) Цивил как хар-ка конкретного соц культурного образования.  Энгельс выделял 3 ступени развития об-ва: дикость, варварство и цивил. Основные хар-ки цивил.: 1) Общественное разделение труда 2) Возникновение товарно-денежных отношений. 3) Раскол об-ва на классы, появление гос-ва. 4) Изменение в формах семьи от полигамии к моногамии. 5) Создание письменности  Цивил. вкл. преобразовательную, окультуренную ч-ком природу, ср-ва этого преобразования, ч-ка  усвоившего к-ру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, общественные  отношения, как форма соц. организации к-ры. Цивил. заключает в себя как достижения и противоречия.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!