Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.



 Сознание - итог длительного развития материальной действительности. Развитие такого св-ва  материи как отражение. Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений,  процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними.  Отражение в своем развити проходит ряд этапов:  1) Отражение в неживой природе 2) В живой 3) На соц. уровне. Отражение в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до  психологическое и психологическое. До психологическое - это раздражимость и чувствительность.  Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это элементарная исходная  клеточка психоотражения на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение -  это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у  животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению. В процессе  дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных,  появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отражение совокупности св-в предмета с  помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения  головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. - это отражение  целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект  отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно  элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной  ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения.  Третья форма отражения - социальное отличие сознания от психики животных:  1) абстрактное мышление 2) целепологание 3) предвидение (предчувствие) 4) ценностные отношения 5) самосознание 6) практически-преобразовательная деятельность Сознание - осмысленное знание.

 

Социокультурная природа сознания.

 Сознание - результат выделения ч-ка из животного мира в связи с появлением и  развитием и развитием трудовой деятельности. Существует трудовая теория  антропогенеза, которая объясняет появление сознания, появление ч-ка. Появление ч-ка, сознания и об-ва - единый процесс. Важнейшими факторами в  становлении сознания эта теория считает трудовую деятельность ч-ка, развитие  мозга, развитие руки. Изготовление орудий труда считается важнейшим этапом  в становлении ч-ка и сознания. Логика практической деятельности фиксируется  в голове ч-ка и превращается в логику мышления. Анализ и синтез с предметами послужило основой логического анализа и синтеза. Способность к изготовлению орудий труда привела к возникновению понятийного мышления, к  речевому общению. Филогенез - происхождение ч-кого рода. Онтогенез это  индивидуальное развитие ч-ка. В онтогенезе сжато повторяются этапы филогенеза. В онтогенезе сознание не наследуется, а формируется. И если в период,  благоприятный для формирования речи и мышления ребенок изолированный от  людей, сознание не формируется. Доп. сведения о происхождении сознания дает  детская психология. Способность мыслить у ребенка формируется постепенно и  поэтапно, в процессе взаимодействия с окр. предметами. В начале освоение  мира идет с помощью органов чувств а затем через речь в процессе обучения и  общения с другими людьми.

 

Основные истор. формы диалектики.

Виды диалектики. В совр. понимании диалектика - это теория и метод познания действительности,  учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и  мира. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало <вести беседу>.  Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём  столкновения и согласования различных противоположных точек зрения.  Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др. Китае, Индии,  Греции. Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами  затухающий или как поток реки, в который нельзя войти дважды. Всё в мире  развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов  преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным  изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории  возникает представление о временной направленности (у Августина). Это  положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный  шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс  развития. Декарт не распространял развитие на общество. Эпоха буржуазных  революций пробудила интерес к истории. Французские просветители Вольтер,  Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды  учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о  развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма  целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития  человечества.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!