Движение как способ существования материи. Формы движения материи.



 "Движение в применении к материи есть изменение вообще". Основанием движения выступает  всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему. Движение- это  выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и  непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам  движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:

-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.

-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Выделяют след. формы движения:

1. Механическое.

2. Физическое (движение молекул, внутриатомное и внутриядерное)

3. Химическое (движение атомов)

4. Биологическое (обмен в-в между организмом и средой)

5. Социальное (развитие общественных отнош. в рез-те практ. деятельности людей)

Взаимосвязь форм движения материи:

- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.

 

Пространство и время как формы существование материи.

 Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать  объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это  длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов.  Ритмичность - это всеобщее свойство пространства и времени: - объективность - безграничность - бесконечность - единство прерывности и непрерывности Особенные свойства пространства:  - трех мерность и симметричность Особенные свойства времени:  - одномерность - одно направленность - необратимость  В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени: 1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции,  т.е. самостоятельное существование независимо от материальных  тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции -  механическая картина мира. 2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна  подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями. Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они  относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает  количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих  материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное  многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность,  дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных  материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием  познания. Различают структурные уровни организации материи характеризующиеся специфическим, пространственно-временными особенностями.

 

Проблема сознания в истории фил.

 Сознание изучают многие науки: Философия, гинекология, кибернетика, логика, медицина и т.д.  Фил. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании. Дает целостное представление о нем.  Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением  материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознании религии. 1-ая попытка решить  проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой  идеалистических воззрений. 2-ая - гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам  природы. 3-я многие философы и особенно естество испытатели, враги отождествляли психическое с его физиологической основой. Идеалистическое направление в фил поставило проблему  активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная  созидательная сущность (сознание творит мир).  Материалисты до Маркса недооценивали активную роль в сознании. Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга.  Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии и  считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и  сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом  единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.  Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:  1) сознание, как продукт общественно исторического развития (истор. аспект) 2) сознание как функциональное св-во мозга.(антологический аспект) 3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносиологический) 4) знание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект) Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. М/у сознанием и  материей сущ. различия и единства. Различие: 1) сознание - не материя, одно из его св-в, кот. возникает на опр. ступени развития. 2) образы внешних объектов, которые составляют содержание сознания отличаются от  самих объектов, как их идеальные копии. Единства: 1) сознание и мозг тесно связаны как свойства и субстрат, которому св-ва принадлежит. 2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами. Абсолютное противопоставление материи и сознании возможно только в рамках основного вопроса фил., когда речь  идет о мировоззренческой ориентации в понимании сознания. В др. случаях противопоставление теряет смысл: 1) Сознание - несамостоятельная субстанция, а атрибут материи 2) Сознание включено во всеобщее взаимодействие, что исключает всякое первичное или вторичное. 3) Вторичность сознания имеет генетическую обусловленность.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!