П. Хиндемит. Творческий облик



Годы жизни: 1895-1963

Творчество Пауля Хиндемита явилось вершиной в развитии германской ветви западноевропейской музыкальной культуры ХХ века. Это один из признанных лидеров современной музыки. Его сочинения с полным основанием причисляют к современной классике.

Поразителен универсализм Хиндемита. Он проявил себя не только как выдающийся композитор, но и как прекрасный дирижер, педагог [1], публицист, оставивший интереснейшее литературное наследие. Он занимался научной деятельностью (важнейшим ее результатом стали книги «Мир композитора» и «Руководство по композиции»). В 20х годах XX века Хиндемит был одним из организаторов знаменитых фестивалей современной музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене. Для участия в фестивале в Донауэшингене им был создан новый исполнительский коллектив, квартет Амара—Хиндемита, который вскоре приобрел всемирную известность [2].

В историю исполнительства Пауль Хиндемит вошел, прежде всего, как альтист. В 1930 году он был признан одним из лучших мировых альтистов-виртуозов. Вместе с тем, обладая уникальными исполнительскими способностями, он был инструменталистом-практиком, способным сыграть почти все партии своих симфонических произведений на тех инструментах, для которых они предназначены.

Универсализм Хиндемита выражался не только в многогранности музыкального профессионализма. Жизнерадостный, обаятельный и скромный человек, он был мыслителем-гуманистом, пришедшим к созданию собственной философско-этической и музыкально-теоретической концепции. Эта концепция, основанная на глубоком изучении духовной культуры прошлого и вместе с тем обращенная к современности, послужила фундаментом для его собственного творчества.

Особенности стилистической эволюции П. Хиндемита

Один из основоположников современной музыки Запада, Пауль Хиндемит принадлежит к поколению немецких музыкантов, заявивших о себе в годы, непосредственно последовавшие за окончанием первой мировой войны.

Получив музыкальное образование в консерватории Франкфурта-на-Майне (по классу скрипки и композиции), Хиндемит уже в начале 20-х годов стал известен как самый талантливый немецкий композитор нового поколения. В его первых сочинениях очевидны влияния Вагнера, Брамса, Брукнера, Регера, Р.Штрауса. Довольно быстро, однако, в творчестве молодого композитора начинают проявляться и иные тенденции.

Хиндемит прошел через увлечение различными «левыми» течениями, впитав анархические настроения своего времени, связанные со стремлением освободиться от романтического пафоса. Он отдает дань экспрессионизму (например, в ранних одноактных операх — «Убийца, надежда женщин» по пьесе О. Кокошки и «Святая Сусанна»).

В знаменитой фортепианной сюите «1922» ор. 26 нашла отклик эстетика урбанизма, стремление подразнить благонамеренную публику нарочитой бравадой. Любопытна авторская ремарка в заключительной пьесе цикла – совет пианисту не вспоминать, чему его учили на уроках фортепиано и играть стихийно, как машина. Аналогичное указание есть и в сонате для альта solo: «темп бешеный, красота звука — дело второстепенное. В основе сочинения — прообраз старинной танцевальной сюиты, но вместо старинных танцев используются современные шимми, бостон, регтайм, элементы джаза.

В операх «Нуш-Нуши», «Кардильяк», «Новости дня», созданных в двадцатые годы XX века, Хиндемит выступает как один из лидеров «антиромантического бунта», высмеивая излюбленные приемы вагнеровской драмы.

Вместе с тем, творческие искания молодого Хиндемита не замыкаются на антиромантизме. В историю музыки он вошел как один из крупнейших композиторов-неоклассицистов. Сочиняя музыку, он воскрешал традиции вокально-инструментального письма И.С. Баха, соединяя их с элементами современного музыкального языка. Так, одновременно с пародийными, бунтарскими опусами 20-х годов возникает вокальный цикл «Житие Марии» на стихи Рильке, связанный с поиском новой духовности («новой религиозности»).

Неоклассицизм Хиндемита, безусловно, имел национальную, немецкую окраску. Парадоксальное сочетание черт урбанизма, «новой деловитости» и неоклассицизма таило в себе опасность эклектизма, стилистической пестроты, но для Хиндемита оказалось на редкость органичным и плодотворным, сцементировав его все более отчетливо проявлявшуюся авторскую индивидуальность.

В 1927 году начинается новый этап в творческой деятельности Хиндемита, связанный с преподаванием в Государственной высшей музыкальной школе в Берлине. Он сотрудничает с такими разными деятелями немецкой культуры, как Шиффер (скетч «Туда и обратно», опера «Новости дня»), Брехт (музыка к «Поучительной пьесе» и радиопьесе «Полет Линдберга»), Бенн (оратория «Беспрерывное»). При всем различии мировоззренческих позиций общим для всех них было активное неприятие и резкая критика буржуазной действительности.

Нацистский переворот 1933 года заставил композитора глубже вникнуть в общественно-политические проблемы своего времени. Возрастает чувство гражданской ответственности за судьбу своей страны и народа. В мрачной атмосфере наступления гитлеровской идеологии родилось одно из наиболее значительных произведений Хиндемита – опера «Художник Матис» (1935).

В конце 1934 года Хиндемит был объявлен «неприемлемым для новой Германии», имя его было вычеркнуто из фонда «национальной культуры», исчезло из концертных программ. Вскоре композитор покинул Германию, найдя временное пристанище в Швейцарии. В Швейцарии были созданы Скрипичный концерт, серия сонат для различных инструментов с фортепиано, хоровая музыка. Кроме того, Хиндемит закончил свой педагогический труд «Руководство по композиции».

С 1940 года Хиндемит живет в США (после второй мировой войны принял американское гражданство). К мысли о возвращении на родину он относился весьма скептически, однако в 1947 году посетил Германию, выступив там с докладами и концертами, присутствовал на премьере оперы «Художник Матис». Большая педагогическая работа (в Иельском университете, Университете Буффало, на летних курсах С. Кусевицкого в Тэнглвуде) не мешает его творческой активности.

Послевоенные годы – качественно новый этап в творческой биографии Хиндемита. Все разнообразные сферы его деятельности как бы сближаются – композитор обобщает и систематизирует свой богатый опыт музыканта широкого профиля. В последние годы жизни (с 1951 года композитор окончательно перебирается в Швейцарию) Хиндемит мучительно размышлял о судьбах современной культуры и искусства. Все чаще в поисках противовеса бездуховности современного послевоенного общества он устремляется к религии. В вере он видел опору нравственности, так резко утратившей свои позиции. Тревожил его и тот разлад, который происходил между создателями музыки и аудиторией, к которой они обращались, отсутствие контакта композитора со слушателем.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!