Подраздел второй: Куфр в тагъута — условие веры в Единого Аллаха.



Незнание 2

Февраль 10, 2019

Часть вторая:

Как происходит переход раба из ширка в ислам

Эта часть делится на четыре раздела:

Раздел первый: Коранические доводы, разъясняющие сущность Ислама.

Раздел второй: Доводы из Пречистой Сунны, разъясняющие сущность Ислама.

Раздел третий: Слова ученых, разъясняющие сущность Ислама.

Раздел четвертый: Столпы и границы Ислама

Раздел первый:

Коранические доводы, разъясняющие сущность Ислама.

Этот раздел делится на три подраздела:

Подраздел первый: Выход из ширка — условие действительности Ислама.

Подраздел второй: Куфр в тагъута — условие веры в Единого Аллаха.

Подраздел третий: Единение Аллаха в законодательстве — условие действительности Ислама.

 

Раздел первый:

Коранические доводы, разъясняющие сущность Ислама.

 

Подраздел первый: Выход из ширка — условие действительности Ислама.

ПЕРВЫЙ АЯТ:

Сказал Всевышний Аллах в 5 аяте суры Тауба:

فإن تابوا وأقاموا الصلاة وآتوا الزكاة فخلوا سبيلهم –

И если они покаются, станут делать намаз и давать закят, то отпустите их.

 

Куртуби сказал:

«И если они покаются» — то есть: от ширка. Станут делать намаз и давать закят, то отпустите их. В этом аяте есть то, что нужно хорошенько обдумать. И это то, что Всевышний Аллах привязал убийство к ширку (словами «убивайте многобожников»), а затем сказал: «И если они покаются». Поскольку настоящим основанием для убиения является ширк, то исчезновение ширка устраняет убийство. Отсюда напрашивается вывод, что просто покаяние (от ширка) отводит необходимость убивать, без принятия во внимания выполнения намаза и выплаты закята. Этот смысл как раз и проявляется в том, что пока не настало время намаза, или закята, просто покаяние (от ширка) отводит убийство от человека. Но наряду с покаянием, Всевышний Аллах также упомянул еще два других условия, и отменить их мы не можем. Подобное есть и в следующих словах посланника, да благословит его Аллах и приветствует: Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха», и пока не станут делать намаз и давать закят. И если они сделают это, то уберегут от меня свою кровь и имущество[1], кроме прав на них (на кровь и имущество). А расчет их на Аллахе»[2]. Имам ибн Араби[3] сказал: «Таким образом, аят и хадис подкрепляют друг друга». Конец цитаты.

Посмотри же, да помилует Аллах меня и тебя, на слова имама Аль-Куртуби: о том, что покаяние здесь происходит от ширка, и что убийство не спадает пока он не прекратится. А также на слова имама Ибнуль-Араби о гармонии и совпадении смыслов аята и хадиса. Таким образом Коран подчеркивает, что преследование мушриков, их убиение и пленение отменяется только при условии покаяния от ширка. Этот аят и хадис «Мне приказано сражаться с людьми» имеют общий смысл.

Имам Багави сказал:

«И если они покаются» — от ширка, «Станут делать намаз и давать закят, то отпустите их» — здесь Аллах говорит: Оставьте их, пусть свободно перемещаются в своих городах и заходят в Мекку. Конец цитаты.

Ибн Касир сказал:

«осаждайте и устраивайте против них всевозможные засады» — то есть не ограничивайтесь только их нахождением, но и целенаправленно захватывайте их, осаждая их в блокпостах и укреплениях, устраивая засады на их дорогах и путях их передвижения. Так чтобы задать их со всех сторон, и принудить их (к выбору) быть убитым или принять ислам. Поэтому то Аллах сказал:

فإن تابوا وأقاموا الصلاة وآتوا الزكاة

И если они покаются, станут совершать намаз, и отдавать закят…».

Поэтому то и Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах, когда сражался с отказавшимися от закята, апеллировал к этому и другим подобным аятам, которые запрещали сражение с ними при условии выполнения этих деяний, а именно: вход в ислам и выполнение его обязательных предписаний, упоминание важнейших из которых (намаз и закят) указывает на второстепенные (остальные обязанности) …

Поэтому во многих местах намаз и закят упоминаются вместе. Как в хадисе, который приводится в двух сахихах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, и пока не станут совершать намаз, и давать закят». Абу Исхакъ передал со слов Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Мне приказано совершать намаз и давать закят. А кто не дал закят, нет у него намаза».

Абдур-Рахман бин Зейд бин Аслям сказал: «Аллах отказался принимать намаз без закята». Также он сказал: «Да смилуется Аллах над Абу Бакром, каким он был понимающим в религии».

Имам Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари сказал: От Ар-Раби’ бин Анас, как он сказал: Сказал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто покинет этот мир на искренности и чистоте по отношению лишь к Единому Аллаху, и поклоняясь лишь Ему, не придавая Ему ни в чем соучастников, тот покинул этот мир в положении, когда им доволен Аллах». Продолжил: Анас сказал: Это и есть религия Аллаха, с которой приходили все посланники, и которую они передали от их Господа (и она так и сохранялась) пока не перемешались события и не возникли разные страсти. Подтверждение этого есть в книге Аллаха, в одном из последних ниспосланий — Всевышний Аллах сказал:

فإن تابوا وأقاموا الصلاة وآتوا الزكاة فخلوا سبيلهم –

И если они покаются, станут делать намаз и давать закят, то отпустите их.

Сказал: Их покаяние состоит в том, что они должны оставить идолов, и поклоняться лишь Аллаху, совершать намаз и давать закят. Затем сказал в другом аяте:

فإن تابوا وأقاموا الصلاة وآتوا الزكاة –

И если они покаются, станут совершать намаз, и давать закят, то они ваши братья по религии.

Это передал ибн Мардавайх, а также это передал Мухаммад ибн Наср аль-Марвази в книге «Китабус-салят». Конец цитаты.

Имам Табари сказал:

«И если они раскаются» — Аллах говорит: Если они обратятся от ширка, который они делали по отношению к Аллаху, и от отрицания пророчества Его пророка Мухаммада, и станут единить Аллаха, и очищать поклонение Аллаху от (ширка в виде поклонения) идолам и приравниваемым, и станут признавать пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты.

Я скажу: Так же и аят: «И если они покаются, станут совершать намаз и давать закят, то они ваши братья по религии»- 9/11.

Куртуби сказал:

Слова Всевышнего Аллаха:

فإن تابوا وأقاموا الصلاة وآتوا الزكاة —

«И если они покаются, станут совершать намаз…».

«И если они покаются» — то есть от ширка, и обязуются выполнять положения ислама. «то — ваши братья» — то есть: тогда они ваши братья. «По религии» — Ибн Аббас сказал: этот аят сделал неприкосновенной кровь людей къиблы[4]. Конец цитаты.

Имам Багави сказал:

«И если они покаются» — от ширка. «то — ваши братья» — тогда они ваши братья. «По религии» — что положено вам, то положено и им; что против вас, то и против них.

Я скажу: Этот аят однозначный довод на то, что сражение с мушриками не прекращается, пока они не покаются, станут совершать намаз и давать закят.

Весь саляф сошелся в том, что это покаяние означает обращение от ширка, оставление поклонения всем идолам, ложным божествам, тагутам и любым объектам поклонения помимо Аллаха, с одновременным принятием обязанностей ислама.

Также саляф единогласен в том, что этот аят и хадис «Мне повелено сражаться с людьми, пока они не скажут: «Ля иляха илля Аллах», станут делать намаз и давать закят» сходятся и имеют аналогичный смысл. То, что все толкователи в тафсире этого аята приводят этот хадис, яснейшее доказательство на то, что этот хадис имеет такой же смысл, а именно то, что сражение не прекращается, пока не исчезнет ширк, и пока они не обязуются соблюдать положения ислама, что отображено словами посланника, да благословит его Аллах и приветствует, из этого хадиса: «кроме прав на них».

Это же подтверждает другой ясный достоверный хадис: «Кто скажет: «Ля иляха илля Аллах», и отвергнет все, чему поклоняются помимо Аллаха – его кровь и имущество становятся неприкосновенными, а расчет его на Аллахе».

Поэтому то и сказал Ибн Араби в своей книге «Ахкямуль-Куръан»: «Таким образом, аят и хадис сходятся и подкрепляют друг друга». Поэтому и имам хадисоведов Бухари открыл в своем Сахихе главу: «И если они покаются, станут делать намаз и давать закят, то отпустите их», а под ним разместил хадис с передачей от Ибн Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, и пока не станут совершать намаз, и давать закят. И если сделают это, то уберегут от меня свои кровь и имущество, кроме прав ислама (на кровь и имущество). Расчет же их на Аллахе».

Сказал хафиз ибн Хаджар:

… Этот хадис был принят разъяснением этого аята. В аяте под покаянием подразумевается «обращение от куфра к единобожию», и в словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они истолкованы как: «пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха». Также есть другое соответствие аята с хадисом. Так «отпустите их» в аяте соответствует «уберегут от меня» в хадисе. (Фатхуль-Бари, том 1, стр. 94-95, Книга веры). Конец цитаты.

Я скажу: Отсюда мы понимаем следующее: Сохранность крови и имущества гарантируется только при произнесении двух свидетельств и выполнении всех его условий, а именно: единить Аллаха в божественности (и господстве), отказываться от поклонения божествам, которым поклоняются вместо Аллаха. А так, если раб это сказал, но не выполняет на практике (условия и следствия свидетельств), то его кровь и имущество не становятся неприкосновенными, ведь на момент произнесения двух свидетельств, он так и остался погрязшим в ширке. Когда человек произносит его, свидетельствуя исламским свидетельством (очищаясь на практике от ширка), то мы на основании того, что признал его язык, предполагаем, что он знает смысл свидетельства, и на деле выполняет все его условия и требования. Если выявится нечто противоположное этому, то выносится решение о его вероотступничестве.

Имам Аш-Шаукяни сказал:

Просто произносить «Ля иляха илля Аллах» без выполнения на практике его смыслов не дает человеку статус муслима. Ведь если бы кто-либо из людей джахилийи произнес его, и вместе с этим продолжил бы поклоняться тому, чему поклонялся, то его вход в ислам не был бы засчитан. (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40). Конец цитаты.

Также он сказал:

Несомненно, что если кто-то скажет: «Нет божества, кроме Аллаха», и в его поступках не обнаруживается ничего противоречащего смыслу единобожия, то он есть муслим, кровь и имущество которого неприкосновенны при условии выполнения столпов ислама, приведенных в хадисе «Мне приказано сражаться с людьми …».

Точно также, тот, кто скажет: «Нет божества, кроме Аллаха», свидетельствуя так, как это предусмотрено исламом (отрекаясь от ширка), и еще не прошло время, когда для него становится обязательным какой-либо из столпов ислама (что дало бы нам возможность проверить его правдивость), то является обязательным признать, что он в исламе на основании его словесного заявления и сообщения тому, кто хотел сражаться с ним. Поэтому то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал Усаме ибн Зейду, то, что сказал[5].

Что касается того, кто произнес слово единобожия, но вместе с этим совершил поступки, противоречащие таухиду, например, имеет убеждение такое же, как у тех, кто имеет (ширковские) убеждения относительно мертвых, то нет сомнения, что от него выявилось то, что противоречит его словесным заявлениям и признаниям о таухиде[6]. Если бы простое произношение слова единобожия было достаточным для вхождения в ислам и выхождения из куфра, без учета противодействует ли произносящий единобожию или соответствует ему, то это принесло бы пользу иудеям, которые говорили, что Узайр сын Аллаха; а также и христианам, которые говорили, что Мессия сын Аллаха, а также и двуличным, которые говорили языками не то, что у них в сердцах. Ведь все эти три категории людей говорили слово единобожия. (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 42). Конец цитаты.

Так же он сказал, да смилуется над ним Аллах, опровергая тех, кто берет в расчет произношение двух свидетельств без учета практики их смыслов:

В общем, упомянутый господин[7], да смилуется над ним Аллах, в предыдущем исследовании, подошел к вопросу поверхностно, со стороны внешнего признания о таухиде. Он принял во внимание только простое произношение слова единобожия без учета поступков произносящего, которые сводят на нет единобожие, и исходящих от него убеждений о мертвых, которые противоречат единобожию. Такой подход не берется во внимание и не практикуется. Ведь Аллах Субханаху смотрит не просто на формальные фразы, но на сердца, и поступки, источником которого является убеждение. Иначе не было бы разницы между верующим и двуличным. (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 67). Конец цитаты.

Я скажу: В Коране, Сунне и словах праведных саляфов полно доводов, указывающих на то, что освобождение о ширка и отвержение всего, чему поклоняются помимо Аллаха, является обязательным условием для того, чтобы отпустить человека, посчитать его кровь и имущество неприкосновенными, и придавать ему статус мусульманина; а также на то, что выполнение этого условия является целью сражения. При соблюдении условия, война прекращается, а при исчезновении его — возобновляется.

Шейх абдур-Рахман ибн Мухаммад б. Касъим аль-Ханбали ан-Наджди сказал:

В двух сахихах приводится от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, с восходящей цепочкой — то есть: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне приказано сражаться с людьми» то есть: с людьми-мушриками.

«пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха» — имеется ввиду знать смысл свидетельства и практиковать его условия и требования.

«и пока не станут совершать намаз, и давать закят» — Ведь это два столпа, без которых раб не может удержаться в исламе.

«И если они сделают это» то есть: скажут, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, и станут совершать намаз и давать закят,

«тогда они уберегут от меня свои жизни и имущество» — В этом случае не разрешено сражаться с ними пока они не обнаружат нечто аннулирующее два свидетельства.

«кроме права ислама» — и это обязывать себя законоположениями ислама. Как и Сказал абу Бакр: Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я буду сражаться за это. (Аль-Ихкам шарх усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400). Конец цитаты.

 

АЯТ ВТОРОЙ:

Сказал Всевышний Аллах:

وقاتلوهم حتى لا تكون فتنة ويكون الدين كله لله –

И сражайтесь с ними, пока больше не будет фитны (искушения), и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху. (2/193 и 8/39)

Ибн Касир сказал в тафсире аята, что в суре Добыча:

… Даххак передал со слов Аббаса: «и сражайтесь с ними, пока больше не будет фитны» — то есть: пока больше не будет ширка. То же самое сказали Абуль-Алийя, Муджахид, Хасан, Катада, Раби б. Анас, Судди, Мукатиль б. Хаййян, Зайд б. Аслам. Мухаммад бин Исхак сказал: до меня дошло от Зухри со слов Урвы бин Зубайра и других наших ученых: «пока не будет больше фитны» означает: «пока муслим не перестанет подвергаться искушению отойти от своей религии (пока мушрики не перестанут искушать других свои ширком).

Также слова Всевышнего: ويكون الدين كله لله — «и религия не будет полностью посвящена Аллаху»

Даххак передал, что Ибн Аббас сказал по поводу этого аята: Пока не будут искренне и чисто исповедовать единобожие Аллаха. Хасан, Катада и Ибн Джурайдж сказали: «и религия не будет полностью посвящена Аллаху» — то есть: пока (везде) не станут говорить: «Нет божества, кроме Аллаха». Мухаммад бин Исхак сказал: пока не станут искренне исповедовать единобожие, посвящая его Аллаху без какого-либо ширка, и оставят божества, которые придают Ему в равные.

Абдур-Рахман бин Зейд бин Аслям сказал: «и религия не будет полностью посвящена Аллаху» — пока рядом с вашей религией не перестанет существовать неверие. Это подкрепляет хадис, который приводится в двух сахихах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха» …». Конец цитаты.

Аль-Багави в тафсире аяты из суры Бакъара сказал:

«и сражайтесь с ними» — то есть: с мушриками. «пока больше не будет фитны» — то есть: ширка. Это значит: Сражайтесь с ними пока они не покорятся, приняв ислам, а известно, что от идолопоклонника (кроме людей Писания) не принимается ничего, кроме ислама; если он отказывается от него, то подлежит убиению.

«и религия не будет» то есть: послушание и поклонение. «будет посвящена Аллаху» — единственно, без поклонения кому-либо, помимо Аллаху …

«А если они прекратят» — неверие и покорятся, приняв ислам. «Нет вражды» — нет преследования. «кроме как к несправедливым». Так сказал Ибн Аббас. Конец цитаты.

Также сказал он в тафсире аята из суры Добыча:

«и сражайтесь с ними, пока больше не будет фитны» — то есть: ширка. Ар-Раби сказал: «пока муслим не перестанет подвергаться искушению отойти от своей религии (пока мушрики не перестанут искушать других свои ширком).

«и религия не будет полностью посвящена Аллаху» — то есть: пока религия не будет посвящена только и только Аллаху, без какого-либо ширка в ней. «А если они прекратят» — совершать неверие. «То ведь Аллах все, что вы совершаете видит». Конец цитаты.

Куртуби сказал в тафсире аяты из суры Бакъара сказал:

Здесь рассматриваются два вопроса:

Первый: Слова Всевышнего Аллаха: وقاتلوهم — «и сражайтесь с ними». По мнению тех, кто считает этот аят отменяющим (предыдущие хукмы о войне) это приказ сражаться со всеми мушриками во всех местах. Те, кто не считает этот аят отменяющим, говорят: Смысл аята: сражайтесь с теми, о которых Аллах сказал: «А если они станут сражаться с вами». Но первое мнение более ясное, и это абсолютный приказ без наложения условия, что неверные должны начать первыми. Доводом на это является Слова Всевышнего Аллаха:

( ويكون الدين كله لله)

«и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху». Кроме того, сказал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха»». Этот аят и хадис доказывают, что причина сражения именно неверие, потому, что Аллах сказал: ( حتى لا تكون فتنة) — пока не останется фитны — то есть куфра. Тем самым Аллах установил целью исчезновение куфра (а не прекращение агрессии неверных), и это более ясное мнение. Ибн Аббас, Катада, Раби, Судди и другие говорят, что фитна здесь означает ширк, и как следствие этого, притеснения и угнетения, причиняемые верующим …

Второй: «И если они прекратят» — то есть совершать куфр. Или они должны принять ислам, как было указано в аяте до этого, или должны выплачивать дань, если это люди Писания. Конец цитаты.

Я скажу: Теперь после всех этих объяснений нужны ли еще какие-нибудь разъяснения? После перечисленных доказательств осталась ли еще необходимость для других доказательств?

Коран утверждает следующее: Мушрики не могут отделаться от войны с ними, пока не откажутся и не удалятся от всего, чему поклоняются помимо Аллаха, и пока не станут искренне поклоняться Единственному и Могучему Аллаху, ничего не придавая ему в равные. Этот аят и хадис «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха»» должен пониматься в свете понимания праведных саляфов, а не так, как его понимают многие современники, что якобы цель (сражения) только в простом произношении двух свидетельств, даже без выхода из ширка к единобожию, и из куфра к вере в Единого Аллаха. Какой же это прекрасный довод, который разрушает утверждения оппонентов вдребезги.

Невозможно покаяться от ширка, не зная скверности и запретности ширка[8].
Абсолютно точно известно завершение непричастности к ширку не может состояться без знания сути ширка и его скверности. Без этого невозможно осуществить отход от ширка, который Коран сделал условием того, чтобы отпустить их.

Ибнуль-Къайим сказал:

Ради этого великого дела (любовь к Аллаху) была учреждена религия, и установлена къибла. Это является основной движущей силой в ходе истории человечества, все события крутятся вокруг этого.

Но невозможно получить это (любовь к Аллаху), кроме как со знанием, ведь любовь к какой-то вещи — это часть ее осознания …

Ведь небеса и земля и все, что между ними, держатся только на основе знания. И посланы посланники и низведены писания только на основе знания. Поклонение Единому Аллаху, восхваление и прославление Его только на основе знания. Халяль различается от харама только на основе знания. Достоинство ислама над другими религиями, постигается только знанием. (Мифтах дарус-Саьада, 1/87.) Конец цитаты.

Также он сказал:

Но дело обстоит так, как это описал Умар ибнуль-Хаттаб: «Узы ислама будут развязываться петелька за петелькой по мере появления в Исламе тех, кто не знает джахилийи». Это потому, что если человек не знает джахилийю и ширк, не знает то, что осуждает и порицает Коран, он попадет туда; станет признавать это и призывать к этому; он не будет осознавать, что занимается делами людей невежества, или аналогичным, или тем, что хуже или легче (но из той же категории), и будет считать это верным и хорошим. Это снимет узы ислама с его сердца. Хорошее (для него) будет восприниматься плохим, а плохое хорошим, нововведение сунной, а сунна нововведением. Таким образом, человек становится неверным из-за отхода от веры и единобожия. И становится нововведенцем из-за отхода от следования посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и от противодействия страстям и нововведениям. (Мадаридж ас-Саликин, 1/351-352.) Конец цитаты.

Я скажу: Это были слова того, кто по милости Аллаха, разбирается в шариате и его целях. Ну как может отойти от ширка и раскаяться от него тот, кто не знает его сути и его скверности?! Как можно поклоняться Аллаху Единому без придавания соучастников, не зная границ поклонения, единобожия и подчинения Ему. Дело обстоит так, как об этом сказал шейх, да смилуется над ним Всевышний Аллах: Поклонение Единому Аллаху, восхваление и прославление Его только на основе знания.

Итак из предыдущих двух аятов мы делаем следующий вывод: Для мушриков нет никакого способа спастись от убиения и сражения, кроме как перестать делать ширк, удалиться от него и раскаяться, а затем соблюдать таухид.

Подраздел второй: Куфр в тагъута — условие веры в Единого Аллаха.

 

АЯТ ТРЕТИЙ:

Слова Всевышнего Аллаха:

فمن يكفر بالطاغوت ويؤمن بالله فقد استمسك بالعروة الوثقى لا انفصام لها والله سميع عليم –

И кто отвергнет тагъута и уверует в Аллаха, тот ухватился за прочную рукоять, которой слому нет. — 2/256

Куртуби сказал:

Всевышний Аллах говорит

فمن يكفر بالطاغوت ويؤمن بالله فقد استمسك بالعروة الوثقى –

И кто отвергнет тагъута и уверует в Аллаха, тот ухватился за прочную рукоять. Усечение (глаголов) произошло по причине условной конструкции предложения. Слово «тагъут» — производное имя женского рода от глагола тъагъаа, йатъгъаа (беспредельничал, беспредельничает). Табари передает: Когда человек нарушает границы, пределы, поднимаясь над ними, тогда говориться: «Йатъгъу» (беспредельничает, тагутничает). «тот ухватился за прочную рукоять» Реализация (следствие) условного предложения …

Сказал Муджахид: Рукоять — это иман, Судди сказал: Ислам. Ибн Аббас, Саид ибн Джубайр и Ад-Даххак сказали: нет божества, кроме Аллаха. Все эти выражения схожи по смыслу. Конец цитаты.

Аль-Багави сказал:

И кто отвергнет тагъута» То есть: шайтана. Было сказано: Все, чему поклоняются, помимо Аллаха, есть тагут… «И уверует в Аллаха, тот ухватился за прочную рукоять» то есть: крепко ухватился и уцепился за прочный и надежный узел в религии … «которой слому нет» которая не разорвется. Конец цитаты.

Сказал Шанкъити в связи со словами Всевышнего:

ولقد بعثنا في كل أمة رسولا أن اعبدوا الله واجتنبوا الطاغوت –

Каждой общине мы послали посланника (с призывом): Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагъута. — 16/36

Поклонение Аллаху не приносит пользы без соблюдения условия сторониться поклоняться чему-либо, помимо Него, как это и заявил Аллах в аяте: فمن يكفر بالطاغوت ويؤمن بالله فقد استمسك بالعروة الوثقى — И кто отвергнет тагъута и уверует в Аллаха, тот ухватился за прочную рукоять. Также в словах: ( وما يؤمن أكثرهم بالله إلا وهم مشركون) — «Большая часть их не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать ему сотоварищей». — (12/106) И другие аяты. Конец цитаты.

Ибн Касир сказал:

«И кто отвергнет тагута, и уверует в Аллаха …» то есть: Кто отвергнет идолов, ложных божеств и все объекты поклонения, помимо Аллаха, к которым призывает шайтан, и станет единить Аллаха, поклоняться только Ему одному и засвидетельствует, что нет божества, кроме Него. «тот ухватился за прочную рукоять» то есть: тот упрочился в своем деле, прямо пошел наилучшим и прямейшим путем … Что касается смысла его (то есть Фарука Умара) слов о том, что тагут это шайтан, то это довольно сильное толкование. Ведь это включает все виды зла, в котором пребывали люди джахилийи, такие как поклонение идолам, обращение к ним за судом, испрашивание у них помощи …

Муджахид сказал: «тот ухватился за прочную рукоять» То есть: вера Ас-Судди сказал: Это ислам. Саид ибн Джубайр и Ад-Даххак сказали: нет божества, кроме Аллаха … Все эти мнения верные и не противоречат друг другу. Конец цитаты.

Имам Табари сказал:

Верным определением тагута, по моему мнению, является следующее: «Это каждый, кто переходит границы в своем отношении к Аллаху, и которому поклоняются помимо Него, или под принуждением со стороны тагута, либо из (добровольного) послушания тех, кто ему поклоняется».

Причем тагутом может выступать человек, шайтан, идол, икона или любой другая вещь, которой поклоняются. Итак, слова «И кто отвергнет тагута» означают: Кто откажется признавать господство любых объектов поклонения, помимо Аллаха, и отвергнет его.

«И уверует в Аллаха» — Аллах говорит: И подтвердит Аллаха, что Он его Бог, его Господь и объект поклонения. «тот ухватился за прочную рукоять» Аллах говорит: тот ухватился за самое из надежных средств спасения от наказания и кары Аллаха … والله سميع عليم — А Аллах — Слышащий, Знающий.

То есть, Аллах, да велика Его слава, — Слышащий веру того, кто уверовал единственно в Аллаха, и отверг тагута, когда тот признавал единственность Аллаха и отстранялся от ложных божеств и идолов, которым поклоняются помимо Аллаха. Знающий — о том, как придерживается сердце единобожия Аллаха и чистоты в господстве; как оно удаляется от признания ложных божеств, идолов и тагутов; о всем, что таит душа, каждого из творений; ничто тайное не скроется от Него, и никакое дело не утаится от него; и соответственно этому Он в Судный день воздаст за оба положения: за то, что говорил язык, и за то, что творилось в душе — если добро, то добром, а если зло, то злом. Конец цитаты.

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб сказал:

Знай, что человек не становится верующим в Аллаха, кроме как через отвергание тагута. Доказательство этому — слова Всевышнего Аллаха

لا إكراه في الدين قد تبين الرشد من الغي فمن يكفر بالطاغوت ويؤمن بالله فقد استمسك بالعروة الوثقى

Нет принуждения в религии. Уже стал различимым прямой путь от заблуждения. И кто отвергнет тагъута и уверует в Аллаха, тот ухватился за прочную рукоять.

Ар-рушд (прямой путь) — это религия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а аль-гъайй (заблуждение) — религия Абу Джахля. Прочная рукоять — это свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха. Свидетельство содержит в себе отрицательную и утвердительную составляющую: отрицаются все виды поклонения от кого-либо, помимо Аллаха, и утверждаются все виды поклонения Аллаху Единому, без придавания соучастников. (Китаб маджмуъатут-таухид, стр 15, изд. Даруль-фикр) Конец цитаты.

Я скажу: Посмотри, да смилуется над тобой Всевышний Аллах, на этот аят, какой недвусмысленный смысл, какое четкое разъяснение! Для того, чтобы ухватиться за прочную рукоять, а это по единогласия муфассиров и есть ислам, необходимо выполнить условие, как об этом ясно заявили Аль-Куртуби, аш-Шанкъити, Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб и другие. И это условие — отвергнуть тагута, и уверовать в Единого Аллаха. Как известно, невыполнение условия делает невозможным обусловленное. Таким образом ислам не имеет место без отвергания, отречения, отказа и отхода от всего, чему поклоняются помимо Аллаха, а также без единения Аллаха в божественности и господстве, без придавания ему соучастников. В противном случае прочная рукоять разрывается в руках претендующего на ислам.

Ведь вера в Аллаха и вера в тагута — антиподы, которые не могут ужиться в одном месте, или одновременно отсутствовать в одном месте. В сердце раба не могут сосуществовать вера в Аллаха, и вера в тагута. Как только одно из них занимает место в сердце раба, оно прогоняет другое. Или вера в Единого Аллаха, или вера в какой-либо вид тагута. Третьего не дано. Ведь фразы типа «Такой-то из сторонников Ар-Рахмана и из сторонников шайтана», «Этот человек, придающий Аллаху сотоварищей муваххид», или «Это покоривший себя Аллаху кяфир», немыслимы. Именно такой ислам нам приказано доводить до людей. И пока они не признают его и не возьмут его своим образом жизни, без каких-либо сомнений или остановок, — над их головами занесен меч, и их жизнь и имущество не имеют неприкосновенности.

Вот какой вопрос я хочу задать читателю: Человек, который не оставил ложных божеств, идолов, поклонение тагутам, или показывает согласие тагуту, который развращает рабов, правит ими на основе выдуманных им законов и постановлений, в обход шариата Аллаха и его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, вот такой человек, он отверг тагута, или уверовал в него? И затем он ухватился за прочную рукоять или наоборот отпустил ее?

Подраздел третий: Единение Аллаха в законодательстве — условие действительности Ислама:

 

АЯТ ЧЕТВЕРТЫЙ:

Слова Всевышнего Аллаха

قل يا أهل الكتاب تعالوا إلى كلمة سواء بيننا وبينكم ألا نعبد إلا الله ولا نشرك به شيئا ولا يتخذ بعضنا بعضا أربابا من دون الله فإن تولوا فقولوا اشهدوا بأنا مسلمون –

Скажи: «О обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами: О том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не будем придавать Ему ничего в соучастники, и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: «Будьте свидетелями того, что мы – покоряющиеся (мусульмане). 3/64

Куртуби сказал:

Первое: Обращение по мнению Аль-Хасана, Ибн Зайда и Ас-Судди направлено к жителям Наджрана. А по мнению Катады, Ибн Джурайджа и других — иудеям Медины. И такое обращение направлено ним из-за того, что они своим послушанием взяли своих ученых как господ. Также было сказано: Это обращено и христианам, и иудеям. В письме пророка Ираклию говорится:

«С именем Аллаха Милующего, Милостивого! От Мухаммада, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, правителю ромеев Ираклию. Мир да пребудет над тем, кто последовал прямым путем. А затем! Я призываю тебя исламским призывом. Прими ислам и обретешь мир. Прими ислам, и Аллах даст тебе награду вдвойне. А если отвернешься, то на тебе грех всех землепашцев. И о, обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами …. Версия по Муслиму …

Второе: Слова Всевышнего Аллаха: «и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа, помимо Аллаха». то есть: чтобы мы не следовали за кем-то в разрешении или запрещении чего-либо, за исключением того, что разрешил Всевышний Аллах. Аналогично этому слова Всевышнего Аллаха: اتخذوا أحبارهم ورهبانهم أربابا من دون الله — Они взяли своих книжников и монахов господами, помимо Аллаха. Это означает, что они придали им статус Господа в том, что признали их запрещение того, что не запретил Аллах, и их разрешение того, что не разрешил Аллах …

Третье: «А если вы отвернетесь» — то есть: если вы отвернетесь от того, к чему вас призывают. «то скажите: «Будьте свидетелями того, что мы – мусульмане». то есть: мы — приняли религию ислам, покорились постановлениям ислама, признательны Аллаху за то, что Он удостоил и облагодетельствовал этим, и никого не берем Господом, ни Ису, ни Узайра, ни ангелов. Потому, что они такие же люди, как и мы, такие же возникшие после, как и мы. Мы не принимаем от ученых ничего, что они запретили бы из того, что не запрещал нам Аллах. В противном случае получилось бы, что мы берем их себе господами.

Икрима сказал: Слово « يتخذ» (взяли себе) означает сделали саджду. Ранее пояснялось, что суджуд (приветствия, но не поклонения) был (разрешен) вплоть до времен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк запретил это делать Муазу, когда тот, хотел совершить это, как это объяснялось в тафсире суры Бакъара. Конец цитаты.

Ибн Касир сказал:

Это обращение касается и людей Писания, и всех, кто находится в их положении. «Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову». Слово здесь употребляется в смысле предложения, которое, собственно, потом и приводится. Затем Аллах описал это слово следующими словами

سواء بيننا وبينكم — общему между нами и вами. То есть: равное и общее, которое мы и вы разделяем между собой. Затем Аллах раскрыл это слово следующими словами: «что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаха …» ни идолу, ни кресту, ни иконам, ни тагутам, ни огню, ни какому-либо еще предмету; напротив, мы единим Аллаха в поклонении, направляя его только Ему, без придавания соучастников. И это призыв всех посланников:

ولقد بعثنا في كل أمة رسولا أن اعبدوا الله واجتنبوا الطاغوت –

Каждой общине мы послали посланника (с призывом): Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута.

Затем Всевышний Аллах сказал: «и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа, помимо Аллаха». Ибн Джурайдж сказал: То есть: Не будем подчиняться друг другу в ослушании Аллаху. Икрима сказал: не будем делать саджду друг другу. «Если же они отвернутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что мы – мусульмане». то есть: Если они отвернутся от этого справедливого равного слова и от этого призыва, то призовите их в свидетели того, что вы продолжаете придерживаться ислама, который Аллах установил для вас.

(Затем он принялся приводить хадис об Ираклие) Конец цитаты.

Имам Табари сказал:

Этим самым Аллах, да велика его хвала, говорит: Скажи, о Мухаммад, людям Писания, а именно людям Торы и Евангелия:

«Приходите» — Давайте поспешите к;

«слову общему» — то есть слову одинаковому между нами и вами, Одинаковое справедливое слово это: что мы будем единить Аллаха, и не поклоняться никому, наряду с Ним; и будем отрекаться от любого объекта поклонения, помимо Него; и не будем придавать ему соучастников.

А также слово Аллаха: «и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа, помимо Аллаха». Аллах говорит: Пусть одни из нас не устанавливают для себя послушание другим в том, где те, приказывают ослушание Аллаху; а также пусть не возвеличивают их, делая такую саджду, которая делается Их Господу.

«Если же они отвернутся» — Аллах говорит: Если же они отвернутся от того равного слова, к которому Я приказал тебе призывать их, и не ответят на него, то говорите, о верующие, тем отвернувшимся от этого: «Засвидетельствуйте, что мы – мусульмане …»

Что касается слов «и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа», Взятие одними других, заключается в том, что: подчиненные повинуются предводителям, когда те приказывают им нечто, в чем есть ослушание Аллаху, и запрещают им нечто, в чем есть повиновение Аллаху. Как и сказал Аллах, славится Он:

اتخذوا أحبارهم ورهبانهم أربابا من دون الله والمسيح ابن مريم وما أمروا إلا ليعبدوا إلها واحدا –

Они взяли своих книжников и монахов господами, помимо Аллаха, а также Мессию сына Марьям. А ведь им было приказано поклоняться лишь Единому Богу.

(Затем привел с цепочкой) со слов Ибн Джурайджа, как он сказал: «и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа» — Аллах тем самым говорит: Пусть одни из нас не слушаются других в ослушании Аллаху. Также говорится: господство, упомянутое в аяте, заключается в том, что люди слушаются своих правителей и руководителей без (намерения) поклониться (им); (то есть это будет господством) даже если они не будут молиться на них …

Что касается слов: «Если же они отвернутся, то скажите: Засвидетельствуйте, что мы – мусульмане». то это означает следующее: Если те, кого вы призываете к общему слову, отвернутся от этого слова и отвергнут его, то вы о верующие, скажите им: Засвидетельствуйте о нас, что отвергнутые вами единобожие и очищение поклонения Единому Богу, у которого нет соучастников, мы напротив это признающие и покоряющиеся (мусульмане) — то есть: смиренно покоряющиеся и нижайше преклоняющиеся, признавая это на словах и устах. Конец цитаты.

Аш-Шаукяни сказал:

В словах «и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господа» есть порицание тем, кто верует в господство Мессии и Узайра, а также указание на то, что те они из рода людей, такие же, как и те сами, а также унижение тех, кто бездоказательно следует за людьми в религии Аллаха, и разрешает то, что разрешили для него они, и запрещает то, что запретили для него они. И кто так поступит, он получается взял того, кому подражает, себе в господа. На эту же тему есть аят:

اتخذوا أحبارهم ورهبانهم أربابا من دون الله –

Они взяли своих книжников и монахов господами, помимо Аллаха.

(Затем он привел хадис об Ираклие) Конец цитаты.

Я скажу: Этот священный аят ясно устанавливает меру, которую необходимо выполнить рабам для того, чтобы уберечь свои жизни и имущества, и чтобы относительно них внешне применялся хукм об их исламе, при том, что внутренне их состояние оставляют на Аллаха. И эта мера есть поклонение единственно Аллаху, без придавания Ему соучастников; отказ от поклонения ложным божествам, господам и тагутам; и чтобы мы все были рабами Единого и Всепокоряющего Аллаха, не придавали бы людям статус божественности или господства.

Тот факт, что муфассиры привели хадис о Ираклии в толковании этого аята, является наибольшим доказательством того, что это (отказ от поклонения ложным божествам) — и есть условие входа в ислам, после чего в этом мире на него начинают распространяться нормы, касающиеся мусульман. А также довод на то, что все эти смыслы (указанные в аяте) собраны в слове, которое делает неприкосновенным кровь и имущество. В одном месте шариат обязывает людей словами: «Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову «Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову общему», а в другом месте словами: «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха» …». Требуемое в первом предложении не отличается от требуемого во втором. Отсюда мы абсолютно точно понимаем, что аят соответствует хадису, а хадис — аяту.

Таким образом стало ясно, что вход в ислам, после которого на человека начинают внешне распространяться хукмы, касающиеся мусульман, а внутренне состояние препоручается Аллаху, это и есть соблюдение единобожие и отход от ширка, как на словах, так и на деле. Как известно, соблюдение единобожия и отказ от ширка возможны только посредством знания о сути единобожия и его прекрасности, а также посредством знания сути ширка и его скверности.

Здесь мы хотим задать уважаемому читателю один вопрос. Если бы какой-нибудь иудей или христианин сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я признаю все, с чем ты пришел, и единю Аллаха в поклонении и божественности. Я также отрекаюсь от поклонения всем творениям, кроме Исы или Узайра»? Или, например, если тот сказал ему: «Я принимаю ислам и верую во все, с чем ты пришел», а потом пророк увидел, как тот взывает кому-то, помимо Аллаха, или берет кого-то господами, помимо Аллаха, которые устанавливают ему разрешенное и запрещенное, устанавливают ему законы и рамки его жизни в отрыве от шариата Аллаха и Его посланника, то каково было бы его постановление относительно того?

Пусть на этот вопрос ответит имам Аль-Багави. Вот, что он говорит по поводу 20-ого аята сура Алю Имран:

فإن حاجوك فقل أسلمت وجهي لله ومن اتبعن وقل للذين أوتوا الكتاب والأميين أأسلمتم فإن أسلموا فقد اهتدوا وإن تولوا فإنما عليك البلاغ والله بصير بالعباد –

А если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я покорил свой лик Аллаху, а также и те, кто за мной последовал». А затем скажи тем, кому было дано писание, и простецам: «Покорились ли вы?». И если они покорились, то значит они обрели прямой путь. А если они отвернулись, то — ведь на тебе только передача, а Аллах видит Своих рабов.

Слова Всевышнего Аллаха: « А если они станут препираться с тобой» — то есть: Если станут спорить с тобой о религии. И вот как это происходило. Иудеи и христиане сказали: О Мухаммад! мы не такие, как ты нас называешь. Иудейство и христианство это всего лишь национальность, а религия — это ислам (покорность Аллаху) и мы на этой религии! И тогда Всевышний Аллах сказал:

فقل أسلمت وجهي لله –

Скажи: «Я покорил (ввел в ислам) свой лик Аллаху» то есть: Предался единственно Аллаху своим сердцем, языком и всеми органами …. «И если они покорились, то значит они обрели прямой путь».

Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал им этот аят, на что люди Писания ответили: «Мы покорились (Мы и так в Исламе)». Тогда он сказал иудеям: «Свидетельствуете ли вы, что Узайр Его раб и посланник?». Они ответили: «Упаси Аллах, не может Узайр, мир ему, быть рабом!». Также он сказал христианам: «Свидетельствуете ли вы, что Иса слово Аллаха, Его раб и посланник?». Они ответили: «Упаси Аллах, не может Иса, мир ему, быть рабом!». Тогда, Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

وإن تولوا فإنما عليك البلاغ –

А если они отвернулись, то — ведь на тебе только передача то есть: (На тебе) только передача послание, а наставление не на тебе. Конец цитаты.

Я скажу: С помощью Аллаха, мы выводим из этого аята, что прекращение ширка и соблюдение таухида — есть непременное условие для того, чтобы с голов многобожников был отведен меч.

Я довольствовался приведением только одного аята из Корана, хотя есть множество аятов с подобным смыслов, как например в словах Всевышнего Аллаха:

ولقد بعثنا في كل أمة رسولا أن اعبدوا الله واجتنبوا الطاغوت –

Каждой общине мы послали посланника (с призывом): Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута. — 16/36

Также слова Всевышнего Аллаха:

وما أرسلنا من قبلك من رسول إلا نوحي إليه أنه لا إله إلا أنا فاعبدون –

И Мы не посылали до тебя посланника без того, чтобы не внушали ему в откровении: «Нет божества, кроме Меня. Поэтому поклоняйтесь Мне» — 21/25

Также слова Всевышнего Аллаха (в переводе): «Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас божества, помимо Него», которые передаются как слова каждого посланника своему народу.

Также слова Аллаха:

ألا تعلوا علي وأتوني مسلمين –

Чтобы вы не превозносились предо мною, и приходите покорными (мусульманами). — (27/31)

Также в словах: «Поистине решение только за Аллахом. Он повелел, чтобы вы поклонялись никому, кроме Него …», и другие многие аяты, которые говорят о мериле, которое посланники довели своим народам. Суть этого мерила — единить Аллаха в божественности и оставить поклонение кому-либо, помимо Него. Только признание этого вводит человека в Ислам, а внутреннее состояние оставляется Аллаху. Таким образом, он становится верующим в посланников верой, которая становится причиной распространения на него хукма о его Исламе в отличие от «веры» неверных, которая обрекает человека на вечное пребывание в аду, да убережет этого всех нас Аллах своей милостью, щедростью и прощением.

Эта вера, после которой на человека начинают распространяться хукмы муслима, и есть то, о чем говорил убереженный от ошибок посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и пока не уверуют в меня, и в то, с чем я пришел. И если сделают это, то уберегут от меня свои кровь и имущество, кроме прав ислама (на кровь и имущество). Расчет же их на Аллахе». Хадис привел Муслим.

***


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!