Региональные особенности белорусского народной одежды Турово-Мозырского региона



Костюм белорусских крестьян в основном однотипный, все же имел отличительные черты, свойственные тому или иному региону.

На Беларуси выделяют следующие регионы и строи ( стили, наряды, комплексы), которые соответствуют историко-этнографическим регионам:

- северный регион (Поозерье): дубровенский, лепельский строй;

- центральный регион (центр Беларуси, Минская обл.): ляховичский, вилейский, слуцкий строй;

- восточный регион (Поднепровье): краснопольский, быховский строй;

- северо-западный регион (Понемонье): волковыско-каменецкий строй;

- восточное Полесье: турово-мозырский и калинковичский строй;

- западное Полесье: пинский, кобринский, домановичский и др. строи.

ТУРОВО-МОЗЫРСКИЙ СТРОЙ

Это Традиционный комплекс белорусской народной одежды, который бытовал в конце 19 начале 20 веков в Житковичском, Ельском, Лельчицком, Петриковском и Мозырском рыйонах. Ему присущи разнообразие форм одежды и полихромность художественной вышивки гладью.

Женский гарнитур имел два варианта:

1- сорочка, два фартука, жилет (кабат), намитка

2- сорочка, андарак или спадница, фартук, косынка.

Сорочки шили с прямыми плечевыми вставками или с кокетками (гесткой).

Вышивку гладью располагали вдоль линии кроя. Преобладали растительные мотивы: цветы роз, ягоды, листья калины. Встречались узоры цветов шиповника, стилизованные образы птиц и геометрические узоры.

Фартуки-крыски шили из однотонного полотна андарачной суконной ткани с горизонтальными охристо - красно - черными полосками на подоле.

Белые фартуки шили из 1-2 полотен льняного полотна или ситца, украшали вышивкой гладью, кружевами, оборками.

Если кашулю носили с андараком, то полотно для юбки часто ткали в красно-малиновых тонах с продольными бело - охристыми полосами. Также они могли быть клетчатыми и однотонными: темно-синего, голубого, красного, зеленого цветов.

Юбки шили из покупных тканей: сатина, саржи, шерстянки. Тогда их украшали около подола пестрыми тесемками в 2-3 ряда.Затем юбки прессовали в складки. На талии подвязывали узкий пояс, концы которого украшали декоративными кистями.

Жилеты «гарсэты» выкраивали короткими до талии из серебристой либо золотистой парчи, набивного сатина, шелка, бархата, шерстяной ткани. На груди жилет украшали нашивками полосок разноцветных тканей, кружевами.

Головные уборы намитки, чепцы и хустки делали из домотканой ткани. Позже платки покупали.

Мужские сорочки («кашулі») выкраивали с плечевыми вставками или туникообразные. Сорочку вышивали на груди, подоле,по воротнику, манжетам и подвязывали поясом.

Ноговицы (штаны) шили из плотного серого или коричневого сукна.

Верхнюю одежду (світку, кажух, куртку) шили из суконных тканей и украшали нашивками, шнуром, аппликацией, каймой из красных и синих тканей.

 

 

Вопросы для проверки усвоения

 

1. Какие факторы повлияли на формирование белорусского народного костюма?

2. Какие виды одежды входили в женский и мужской костюмы?

3. Из каких тканей шили белорусскую народную одежду?

4. Каковы особенности художественного оформления женской и мужской одежды?

5. Перечислите региональные особенности белорусского народной одежды Турово-Мозырского региона.

 


Лекция 10

Русский и украинский народные костюмы

Древний русский народный костюм населения различных регионов.

Русский национальный костюм разных сословий.

Развитие русского костюма XVIII - XIX вв.

Характеристика женского украинского костюма.

Дополнения и аксессуары в украинском костюме.

Характеристика мужского украинского костюма

Древний русский народный костюм населения различных регионов

Условия исторического развития начиная с XII – XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южно­го русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), воз­расту, семейному положению. Чаще все­го знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, коли­чество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застеж­кой на крючки или пуговицы , зимой — овчинные нагольные шубы.

Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельны­ми деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобла­дание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского на­родного костюма были рубаха, перед­ник, или занавеска,сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рука­вом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположен­ной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скром­но.

Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был перед­ник, или занавеска, закрывающий жен­скую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с по­перечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Празд­ничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке.

В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девуш­ки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы.

Из ювелирных украшений применя­ли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!