Формы и конструкции одежды XVII - XVIII веков: барокко, рококо



Краткая характеристика эпохи. Эстетический идеал.

Характеристика женского костюма.

Мужской костюм.

Общая характеристика эпохи.

Женский костюм стиля рококо.

Мужской костюм стиля рококо.

Особенности английского костюма XVIII века.

Костюм стиля классицизм.

Краткая характеристика эпохи. Эстетический идеал

XVII в. – полный противоречий и борьбы переходный период, который завершил историю европейского феодализма и открыл новые капиталистические отношения. Во второй половине XVII в. Франция в результате удачных войн и ряда внутренних реформ становится одной из главных стран на международной арене. Благодаря этому Францию, как могущественную державу считают гегемоном и в области мод. Художественная культура этого века характеризуется зарождением и расцветом общего художественного стиля барокко (с итальянского «странный», «вычурный»). Он зародился в Италии и распространился в большинстве Европейских стран в архитектуре, живописи, прикладном искусстве, в том числе костюме. Это был стиль придворной знати эпохи короля Людовика XIV. Безудержная роскошь господствовала в архитектуре, костюме, скульптуре. В центре внимания – образ человека могущественного в финансовом и социальном мире. Появляются нарочитая поза, театральные жесты, пышные декоративные атрибуты. Все содержание любого произведения искусства наполнялось внутренним драматизмом, помпезностью.

Идеалом женской красоты в 17в. стали – величественность, парадность, жеманство. Идеальная женская фигура характеризовалась высоким ростом, лебединой шеей, покатыми развернутыми плечами, узкой талией, пышными бедрами. Чтобы фигура выглядела достойно в костюме, прибегали к различным прокладкам в области плеч, бедер.

В эпоху регенства Анны Австрийской при малолетнем короле Людовике XIV (1643 – 1660 гг.) во Франции происходит разделение на мужских и женских мастеров: мужские костюмы шил мужчина портной; женские платья, головные уборы, аксессуары – женщина модистка; нижнее бельё – белошвейка. Покровительницей модисток и швей была Св.Екатерина, чей день (25 ноября) впоследствии будет отмечаться как особый праздник в домах высокой моды.

Из-за запретов на ношение привозных предметов роскоши французы проявляли изобретательность в придумывании новых форм одежды и отделок, которые поражали иностранцев. Начиная с 1642 года дважды в год из Парижа в столицы других государств отправляли две восковые куклы, одетые по последней моде: Большую Пандору, одетую в нарядное платье и Малую Пандору в неглеже – утреннем домашнем платье.

 

Характеристика женского костюма

В начале 17 века женщины в Европе носили платья, не имеющие жесткой каркасной основы, но объемные за счет нижних накрахмаленных юбок и верхних юбок. Нижнее платье-котт состояло из лифа (корсажа) и пышной юбки. Лиф имел длинные рукава, которые внизу заканчивались высокими манжетами или отделывались кружевом. Верхним платьем было широкое распашное платье-роб с широкими укороченными рукавами и завышенной талии. Цветовое сочетание этих платьев обычно было контрастным.

В моду вошли платья с узкой, спереди оканчивающейся мысом линией талии со складками на юбке. Под платье надевали корсет, который сужал лиф и талию. Форму юбки поддерживали нижние юбки. Вырез лифа расширился и на смену большим стоячим кружевным воротникам на проволоке с 1630 г. вошли в моду отложные гладкие воротники, похожие на мужские.

Рукава имели довольно пышную форму за счет отделки поперечными буфами имеющими небольшие продольные разрезы под которые подкладывались ткани контрастного цвета. Все платье украшалось кружевами, лентами, бантами.

В 17 в. производство тканей приобретает промышленный характер, ткани становятся более разнообразными по отделке. Наряду с использованием ярких, светлых, чистых тонов, возникает интерес к нежным полутонам и ахроматичным тонам (черный, белый, серый), которые подчеркивались цветовым контрастом в ансамбле (серый верх – красная подкладка). В отделке тканей большую роль играет золотая и серебряная нить. Повышенная декоративность костюма проявляется в использовании для отделок лент, рюшь, гофрировок. Отделка золотистыми и серебряными нитками. В моде гладкие и тонкие ткани, атлас, тафта, тонкая шерсть и др. (гипюр, кружево, сукно, муар).

Женщины носили цветные шелковые чулки и туфли на высоких каблуках.

Во второй половине 17 в. силуэт женского костюма несколько меняется: рукава стали короче (до линии локтя), внизу заканчиваются широкими кружевными оборками. Главная выразительная линия женского костюма – это линия двойной юбки. К лифу платья-котт притачивались обычно 2 юбки: нижняя (фрипон) и верхняя (модест). Верхнюю юбку шили в основном из однотонных тяжелых тканей: бархата, парчи, атласа, нижнюю – из легких: тафты, муар. Верхняя юбка впереди была разрезной. По краям разреза верхнюю юбку украшали рюшами, кружевом, мехом. Вся открытая часть нижней юбки пышно и манерно украшалась воланами, кружевом, бахромой. Верхней одеждой служило платье-роб, которое носили только дворянки, так как оно было со шлейфом. Многочисленные складки и драпировки увеличивали объем нижней части женской фигуры.

 

 

Мужской костюм

Эстетическим идеалом мужчины был рыцарь умный, хитрый, ловкий, хороший наездник, владеющий шпагой. Мужчина должен был уметь слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, танцевать, ухаживать за дамой...

Большое влияние на европейский костюм оказала Тридцатилетняя война. В мужском костюме отказались от жестких прокладок и валиков, ещё сохранявшихся на протяжении первых двадцати лет XVII века. Костюм стал более легким, динамичным, свободным, соответствующим образу человека нового времени – ловкого, молодого царедворца и дуэлянта.

В 1650–1660 гг. мужской костюм сложился под влиянием подражания детскому облику короля-ребенка Людовика XIV, приобрел гротесковые пропорции (курточка-брасьер с завышенной линией талии, юбка-рэнграв, надетая поверх панталон и т.п.). Большое влияние на мужскую моду также оказал костюм для верховой езды и военный костюм мушкетеров.

Мужской костюм включал две рубахи (нижнюю и верхнюю). В верхней выходили в свет, она была объемная, с объемными рукавами, отложным воротником и большими кружевными манжетами.

Штаны-панталоны были длиной до колена или чуть ниже. Они подвязывались или застегивались на манжету над коленом и спускались мягкими складками. Модными стали и короткие широкие юбки, отделанные лентами (назывались - ринграв).

На сорочку одевали курточку-кафтан, с зауженной линией плеч и завышенной линией талии. Повседневную шили из сукна, а нарядную – из шелка. Расширенные рукава имели разрезы и заканчивались манжетами. На плечо набрасывали плащ, скроенный по форме круга.

На ноги одевали белые чулки, туфли или ботфорты с раструбом, которые украшались бантами, шпорами. Модным головным убором были широкополые шляпы в цвет сапог, украшенные перьями.

Во второй половине 17 века (1667г.) кафтан стали шить на манер солдатского, несколько зауженный. Он стал модной светской одеждой под названием «жюстокор» (скользящий). В жюстокоре обильно декорировались борта, швы, карманы, плечи украшались пучками лент. Кафтан-жюстокор носили застегнутым и подпоясывали широким поясом.

В 70 годы 17 века рукава жюстокора стали длиннее и заканчивались широкими отворотами из отделочной ткани. Кафтан плотно облегал фигуру, полы внизу отворачивали. Такой вид одежды сохранился до 1700 года.

В конце 17 века вместе с кафтаном изменились и остальные части костюма. Короткая куртка превратилась в длинный до коленок камзол с длинными расширенными к низу рукавами и рядом пуговиц по борту.

Широкие штаны заменили более узкими такой же длины, которые завязывались ниже коленей широкой лентой.

В 1670г. изобретен парик – яркий символ искусственности, который стал достоянием не только женщин, но и мужчин. В 60-е годы 17 в. появился прообраз шейного галстука.

Общая характеристика эпохи

В начале XVIII века, еще при жизни Людовика XIV начинается падение королевской власти, уменьшается значение двора, что сопровождается упадком народного искусства. На первый план выдвигаемся задача удовлетворять вкусы более широких кругов французского дворянства и верхушки буржуазного класса. Центром всех видов искусства и создания костюма становится не королевский двор, а парижские салоны знатных вельмож и богатых финансистов. Они становятся главными заказчиками и покупателями произведений искусства и костюма. Для распространения новой моды использовались наряженные куклы, так как журналов мод еще не было.

В XVIII в. она смену стилю барокко пришел утонченный стиль рококо. Ему был свойственен уход от действительности в мир легких иллюзий. Костюм отличался изысканностью форм и причудливым орнаментом. В основном костюм не отвечал утилитарному назначению. Главное в нем – сложность извилистых линий и украшательства. В это время появляются новые ткани, изысканные прически и отделки.

Основой представления о красоте становится искусственность: естественные волосы обильно пудрят или заменяют париками, лицо покрывают белилами и румянами. Маленькая изящная головка, узкие плечи, тонкая талия, округлая линия бедер – таковы модные очертания и пропорции фигуры, воспринимаемые как идеальные в аристократических салонах XVIII века.

 

Женский костюм стиля рококо

Женская фигура в костюме представляла силуэт треугольника, где ширина юбки относилась к росту как 1:1,2 , длина лифа к длине юбки – 1:2,5 .Некоторые платья достигали в диаметре по низу юбки 5 метров.

Талия становится очень тонкой, грудь сильно поднимают и обнажают. В женском костюме возрождается каркасная юбка, которая поддерживает верхние. Их изготавливали на китовом усе, ивовых прутьев или из плотной проклеенной ткани, укрепленной на горизонтальных обручах. Эти каркасные юбки – панье – были так легки, что материалы верхней юбки (муслин, батист, репс) живописно двигались над каркасом как бы наполненные воздухом. Появляется новый вид женского платья – контуша – свободное цельнекроеное платье, узкое в плечах, мягко спадающее на широкий каркас юбки, впереди открывающее шею и грудь, сзади с глубокими складками, которые позже получат название складки-Ватто. Это платье имело рукава узкие вверху и расширенные к линии локтя. В обиход вошла верхняя одежда – манто.

Позже в стиле рококо силуэт платья можно представить в виде 2-х треугольников. Плотный, жесткий, очень открытый лиф был в контрасте с отрезной по линии талии очень расширенной юбкой (держалась на панье или фижмах). Верхняя юбка могла иметь разрез, из-под которого виднелась нижняя юбка, или быть закрытой. Узкие вверху рукава расширялись к линии локтя за счет оборок, кружев. Платья пышно украшались гофрированными оборками, рюшами, бантами, искусственными цветами. Эти, так называемые, французские платья в качестве парадных туалетов широко распространились при всех европейских королевских дворах.

В 1760-е гг. ассортимент одежды значительно расширился: появилось «польское» платье для модного танца полонез с драпированной юбкой, «английское платье», которое носили без панье, домашнее платье «дезабилье».

Цветовая гамма – светлая, легкая, слабо насыщенная (розовый, голубой, салатовый, лимонный, перламутровый). Но в конце XVIII века цветовая гамма становится более темной и приглушенной (коричневый, зеленый, оливковый, темно-синий). Большое значение придавалось мелким дополнениям к костюму: перчаткам, муфтам, сумочкам, веерам. Туфли носили на каблуке, они были изящными с глубоким вырезом. Большое внимание уделялось нижнему белью, так как нижняя юбка не только поддерживала верхнюю, но и была видна из-под нее при движении.

Знатные женщины носили парики. А с 1770 года в моду вошли сложные высокие прически. Услуги парикмахера стоили дорого, так как прическа крепилась на проволочных каркасах. В очень больших масштабах использовался грим, особенно пудра, вырабатываемая из муки. Очень заметной частью гримировки становятся мушки, размещение которых диктовалось языком любви.

 

Мужской костюм стиля рококо

Мужской костюм состоял из белья, камзола, жюстокора и кюлотов.

Жюстокор был прилегающего по талии силуэта с узкой и покатой линией плеч и расширением к линии бедер и низу. Нижняя отрезная его часть, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке. Все детали декоративно подчеркивались вышивкой, металлическими и обтянутыми основной тканью пуговицами. Особо роскошная и сложная кайма вышивки располагалась по борту, манжетам рукавов и клапанам карманов. Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа. К началу 60-х годов он становится строже и проще.

Камзол в течение XVIII века укорачивается и к 60-м годам становится длиной до линии бедер.

В 70-х годах возникает новое изысканное решение костюма: появляется фрак, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, с узкими рукавами и небольшим стояче-отложным воротником (позже воротником-стойкой). В 70-80 годы его носят с рубашкой, камзолом, кюлотами, белыми чулками, плоскими туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, камзол и кюлоты) выполнялись в одном цвете, или камзол и кюлоты однотонные, а фрак – в тональной гармонии.

Иногда фрак и кюлоты шили из одной ткани, а камзол (жилет) – белый с богатой вышивкой цветным шелком. Кюлоты шили из тонких шерстяных или плотных хлопчатобумажных тканей. В конце века жилет и фрак стали выполнять из ткани в полоску, кюлоты – из гладкоокрашенной.

Верхней мужской одеждой становится редингот – пальто прилегающего силуэта, с высоким воротником, с однобортной или двубортной застёжкой, длиной до середины икр или до щиколотки.

Головными уборами служили шляпы с узкими полями, парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.

Обувью оставались башмаки с пряжками. Аксессуарами мужского костюма являлись перчатки, трости, шпаги, часы, а в начале 30-х годов прибавилась табакерка как новый предмет щегольства.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!