Особенности английского костюма XVIII века



Зародившийся ещё в XVII веке английский национальный стиль получил свое развитие в буржуазной промышленной Англии и в XVIII веке.

В Англии во второй половине XVIII века зарождается новый романтический облик глубоко чувствующего человека, которому свойственны грусть и меланхолия. Внешне это проявляется в близости к природе, в естественных формах и линиях фигуры, лица, прически. Стили барокко и рококо почти не имели влияния на английский костюм, который развивался в традициях классицизма, а позже – романтизма. Это проявлялась в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линии и форм.

В мужском костюме бархат, шелк, атлас заменили шерстяными тканями. Английский суконный фрак имеет двубортную застёжку, высокий стоячий воротник, был короче и имел прямую, скруглённую внизу линию борта. Покрой и силуэт английского фрака обеспечивал большую свободу движения.

На основе английского фрака появилось пальто редингот – вначале как одежда наездников, а затем как верхняя одежда прилегающего силуэта с двубортной застёжкой и воротником с высокой стойкой или с несколькими воротниками.

В женском костюме основой каркаса был корсет и фижмы (нижние широкие юбки с обилием драпировок на бёдрах), применяли также стёганые юбки. В конце века в английском костюме фижмы исчезают и каркасной остаётся только верхняя часть лифа.

Поиски новых форм в женской одежде развиваются в направлении скромного и делового, строгого костюма – юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

В ассортименте женских головных уборов в моду входит лёгкая соломенная шляпа с широкими полями с шёлковыми лентами. Её появление связано с романтическим английским идеалом, который воспевал близость к природе.

 

Костюм стиля классицизм

Великая французская буржуазная революция 1789 года закрепила победу капиталистических отношений во Франции.

Под влиянием революционных событий происходит демократизация эстетического идеала и форм костюма этого периода. Это сказывается в значительном упрощении ассортимента одежды, тканей, украшений, в появлении динамичных форм и смелого цветового решения. Из костюма уходят шелк, парча, бархат, дорогие кружева и украшения, каркасная основа, парики.

В одежде революционеров-санкюлотов отразилось стремление к простоте, удобству, лаконичности форм, влияние элементов народного костюма, символика цвета, несущая революционно-патриотические идея.

Мужской костюм санкюлотов состоял из короткой куртки-карманьолы, надетой поверх белой рубашки и короткого жилета, длинных синих панталон, отделанных красной тесьмой. Головной убор – красный фригийский колпак с национальной кокардой. На шею свободно повязывали цветной шарф-галстук. В холодную погоду сверху надевали плащ-упелянд из толстого серого или коричневого сукна с воротником и отворотами из красного плюша.

Похожее решение имел женский костюм санкюлотов: нижняя рубашка заправлена в юбку из синего сукна длиной до середины икр, свободной формы, присборенная на поясе без каркасной основы, с поясом шарфом на талии. С верху надевали короткую двубортную куртку бес корсета. Женщины носили фетровые шляпы со страусовым пером и кокардой. Цветовой решение костюма традиционное – красное, синее, белое, отделка – ярко красная тесьма, широкий кант.

Революционно-патриотические идеи были не единственным источником формообразования костюма конца XVIII века. В буржуазной среде распространяется влияние классицизма и греческой античности – возникает новый художественный стиль классицизм, характеризующийся строгостью линий, четкостью пропорций, благородной простотой. В моду входят линии костюма, соответствующие природным пропорциям тела, модницы отказываются от корсета, предпочитают гладкие, светлые тонкие ткани, способные органично согласовываться с фигурой. Слегка завышенная линия талии определяет соотношение короткого лифа и длинной прямой юбки как 1:6 в фас и 1:7 со стороны спины благодаря небольшому шлейфу. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет и фактура ткани напоминают античный костюм. Тончайшие индийские кашемировые шали выполняли роль верхних античных одежд (гиматиев, палл и др.).

Французские модницы даже в холодное время года пытались обходиться без верхней одежды, заменяя её шалями и маленькой короткой курточкой-спенсер, заимствованной из английского костюма.

Головные уборы и прически также напоминали античные формы – обручи, сетки, бархатные шелковые ленты поддерживали прически с греческим узлом или короткие кудрявые стрижки.

Туфли – на низком каблуке, светлых танов со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий.

В мужском костюме утверждается английский стиль, в котором продолжают развиваться наметившиеся тенденции к простоте, удобству и деловитости, характерной для буржуазии этого периода. Мужчины носят сорочку, замшевые кюлоты или длинные брюки, светлый жилет, фрак, редингот, высокую строгую шляпу.

Вопросы для проверки усвоения

1. Какие черты художественных стилей барокко, классицизм и рококо отразились на художественном оформлении костюмов?

2. Какими приемами достигался модный силуэт женского платья с очень пышной юбкой?

3. Каковы основные виды одежды в мужском и женском костюмах 17-18вв?

4. Охарактеризуйте прически, обувь и дополнения к костюмам. 17-18вв.

5. Каким был силуэт и пропорции женского платья?

 

 


Лекция 7

Стили и костюмы IX века

Зарождение «высокой моды».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!