Периоды в развитии костюма и моды ХХ века



Особенности костюма первой половины ХХ века.

Мода времен второй мировой войны

Мода 1960-70 гг.

Мода 1980-90 годов.

Основные стили ХХ века

Особенности костюма первой половины XX века

После первой мировой войны в искусстве утвердилось новое художественное направление конструктивизм. Его характерные черты - это требования функциональности, конструктивной целесообразности форм, эстетизация техники. Новый тип женской красоты – женщина-подросток (тонкая, длинноногая, плоскогрудая, с мальчишеской стрижкой).

Силуэт одежды характеризуется положением основных линий талии, бедер, низа и формой линии плеч. Как и в предыдущие столетия, в начале ХХ века (до 38 г.) в моде определенного отрезка времени преобладал только один силуэт. В 1925-1927 гг. линия талии в одежде не подчеркивается на естественном месте, а как бы перемещается на линию бедер. Лиф становится удлиненным, юбка значительно укорачивается. В этот период несмотря на определенное многообразие моделей силуэт сохраняется один и тот же. Юбка прямая, рукава чуть расширенные к низу.

Женская одежда 20-х гг. основана на чистых геометрических линиях. Орнамент в те годы находился под влиянием кубизма. В расцветках были модны квадраты, кружочки, черточки. Не отрицался и растительный орнамент. Были популярны легкие прозрачные ткани (газ, жоржет и крепдешин), а так же шелковый и шерстяной трикотаж, сукно. Женщины-труженицы использовали одежду из более простых недорогих тканей (“Ивановский ситец”).

В моде были наряды в одном тоне: серый, бежевый, белый, черный, цвета меда, позже – бледно-голубой, лиловый и песочный всех оттенков. Ассортимент одежды довольно разнообразен: платья, юбки с блузками, костюмы, пальто. С 1924 года длина заметно укорачивается, а в 1928 году слегка прикрывает колени.

В период НЭПа восстанавливается прерванная связь с парижской модой. Вошли в моду платья на бретелях из прозрачных тканей и платья без рукавов с глубоким вырезом горловины. Появляется французские журналы мод, издаются отечественные. Их страницы пестрели модными дорогими туалетами “птичьего силуэта”: узкие удлиненные пропорции, неровный зубчатый подол. Наряды шились из дорогих материалов: шелк, порча, отделка мехом. Одновременно в этот период развивалась и более простая, дробная одежда. Модели Н.П. Ламановой, разработанные по мотивам русского народного костюма, в эти годы получили высшую награду на Всемирной выставке в Париже.

В 1931 г. линия талии в одежде подчеркивается на естественной месте. Начиная c 1935 года силуэт одежды стал развиваться по нескольким направлениям, то есть одновременно в моде были 2-3 силуэта, это стало революцией в мире моды. К низу изделия прямые или слегка расширенные, линия плеч с 38 года стала строго горизонтальной за счет плечевых накладок. Рукава объемные по окату “жиго” и зауженные к низу.

В довоенные и послевоенные годы мода развивалась по нескольким направлениям. С одной стороны – это влияние военной формы, с другой стороны – романтические линии и детали в костюме. В это время появляются новые искусственные и синтетические ткани, стали выпускать дешевые чулки и колготки доступные всем женщинам. Одежда укорачивается и расширяется в плечах. Романтическое направление предлагает такие детали как: кружевные воротнички, жабо, воланы, банты, много моделей с кокетками, широкими поясами по талии, манжетами. В эти годы в моду вошли женские брюки.

Мода времен второй мировой войны

Во всех странах, участвующих в войне, были приняты меры по нормированию потребления - продовольствие, топливо, ткани и одежду выдавали по карточкам и талонам (во многих странах они были отменены только в 1948—1949 гг.).

В Италии, например, талоны на одежду были введены 1 ноября 1941 г.: каждому взрослому в год выдавали 120 талонов, подростку — 96, ребенку — 72. Чтобы купить мужские трусы или женскую блузку, требовалось 6 талонов, мужскую рубашку - 10, пара обуви из кожи стоила 65 талонов. В Советском Союзе отдельные элементы системы нормирования потребления сохранялись до 1991 г.

Нехватка самого необходимого и суровые условия жизни привели к упрощению костюма, появлению многофункциональных форм одежды (например, «трансформирующееся платье», которое можно было носить целый день), экономии материалов и «самодельной» моде.

Почти все предприятия текстильной и швейной промышленности выполняли военные заказы - необходимо было одеть в военную форму миллионы человек. Гражданское население носило чаще всего переделанную старую одежду: мужские костюмы и рубашки, наволочки и одеяла перешивали на женские блузки и костюмы, детские платья и пальто; из занавесок мастерили нарядные и свадебные платья.

В моду вошли комбинированные модели, когда из нескольких старых платьев делали одно новое. В моделях военного времени появилось множество конструктивных деталей - кокетки, вставные клинья, которые делали из другой ткани. Недостаток фурнитуры привел к распространению самодельных обтяжных пуговиц и пряжек для поясов.

Многие женщины сами шили одежду себе и членам своей семьи. Были популярны магазины second hand, которые продавали бывшую в употреблении одежду.

Практически все можно было достать на «черном рынке», но по астрономическим ценам. Хуже всего обстояли дела с детской одеждой и обувью, которые во время войны практически не выпускались.

Не хватало кожи (использовали на военные нужды), поэтому распространилась самодельная обувь на платформе из дерева и пробки с верхом, сшитым из ткани или связанным из ниток. Модницы военного времени носили самодельные сумки и шляпы, украшения из бумаги, дерева, ткани и т.п.

В Западной Европе и Северной Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов - ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами.

Тюрбан был крайне прост в изготовлении и скрывал отсутствие прически: не хватало мыла, и регулярное посещение парикмахерской для многих женщин было несбыточной мечтой.

Тюрбаны носили некоторое время и после окончания войны — в Германии «женщины руин», которые разбирали завалы в разбомбленных городах, освобождая место под новое строительство.

Другой головной убор военного времени — платок, который иногда надевали даже с вечерними платьями.

Во время войны распространились сумки на ремне через плечо, прототипами которых были сумка почтальона, военная планшетка и сумка для противогаза. Такие сумки были гораздо удобнее прежних дамских сумочек, так как оставляли свободными руки (например, при езде на велосипеде, который часто заменял всякий другой транспорт).

Их шили не только из кожи, но из старых пальто, парусины и других материалов. Самым дефицитным предметом женского туалета во время войны были чулки, особенно тонкие чулки из шелка и нейлона (появившегося в 1939 г.).

Шелк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них шили военную форму и делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено.

Шелк во время войны заменили вискоза и искусственный шелк, а шерстяные ткани — связанные вручную трикотажные вещи. Нижнее белье или нарядные платья иногда шили из парашютного шелка; особенным шиком считалось белье, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика.

Чулки вязали из хлопка, заменяли носками или вообще от них отказывались.

Именно во время Второй мировой войны распространилась манера носить летнюю обувь на «босу ногу», без чулок и носков. В этих обстоятельствах женщин выручали брюки, которые были не только рабочей, но и повседневной одеждой; в США их носили даже беременные женщины.

Чулки же имитировали с помощью специальной краски для ног и карандаша для бровей, которым рисовали сзади «шов».

Мода 1945— 1946 гг. — апогей силуэта военного времени с широкими плечами и короткими юбками. Обострившееся сексуальное соревнование между женщинами стимулировало укорочение юбок в массовой моде в конце и после войны.

Продолжающиеся трудности со снабжением делали психологически сложным появление нового стиля. Но уже осенью 1945 г. в коллекциях высокой моды появились первые признаки намечающихся перемен: К. Баленсиага показан платья с длинными юбками (37,5 см от пола).

В марте 1946 г. в Лондоне были продемонстрированы платья-футляры с округлыми плечами и акцентом на бедрах, в июне 1946 г. в коллекциях американских создателей высокой моды появились модели с расклешенными юбками на 7,5 см ниже колен и неровными подолами.

Но настоящие перемены произошли только в феврале 1947 г., когда и родилась послевоенная мода.

 

Мода 1960-70 гг

В 1960-е гг. молодежь становится основным потребителем моды (например, в 1967 г. на Западе 60 % всех модных товаров приобрели девушки в возрасте 17—20 лет). Бурное развитие молодежной культуры было вызвано демографическими причинами (повзрослело поколение, родившееся в 1945—1946 гг.), акселерацией и экономическим подъемом, а также распространением рок-музыки. Стихийная молодежная мода превращается в источник вдохновения модельеров.

Именно в среде молодежи появилась на свет самая скандальная мода 1960-х гг. —мини-мода, ставшая символом эмансипации и сексуальной революции. Создательница мини-юбки англичанка Мэри Квант только «подобрала» эту идею на лондонской улице, заимствовала у девушек на Кингз-Роуд, которые носили одежду такой длины уже в конце 1950-х гг. В 1962 г. М. Квант показала первую коллекцию женской одежды мини-длины. Ее модели противоречили безукоризненной элегантности парижской моды с ее традициями «хорошего вкуса» и ханжеской морали буржуазного общества «взрослых». Мини-мода стала очень популярной, чему способствовала манекенщица, которую нашел менеджер Ж. Вильнев — знаменитая «Твигги» («Девочка-веточка»), имевшая совершенно иной образ, чем модели на страницах модных журналов, не женственной красавицы, а угловатого подростка. «Твигги» стала настоящим кумиром 1960-х гг.

В 1960-е гг. наступает эра «прет-а-порте» — модной становится именно готовая одежда из новых синтетических немнущихся и легко стирающихся тканей, а число клиентов домов «от кутюр» стремительно сокращается. Выход из кризиса был один — почти все кутюрье в 1960-е гг. помимо коллекций «от кутюр» стали создавать коллекции «прет-а-порте».

И.Сен-Лоран, открывший собственный Дом высокой моды в 1961 г. вместе с Пьером Берже, в 1960-е гг. становится одним из ведущих кутюрье Франции, влияющим на мировую моду. И. Сен-Лоран создал классическую женскую одежду на основе мужской (смокинги — в 1966 г., платье-смокинг — в 1970 г., шорты, стиль «сафари»— в 1969 г.), а также с блеском использовал при разработке современной одежды самые разнообразные творческие источники: от модных в 1960-е гг. направлений в искусстве «оп-арт» (платья «Мондриан» — в 1966 г.) и «поп-арт»(платья «поп-арт» — в 1966 г.) до африканских мотивов (коллекция «Африканки» — в 1967 г.).

В 1968—1969 гг. впервые в моде возникли одновременно три длины (мини, макси и миди), что явилось важным симптомом значительных перемен в моде — отказа от единого модного образца. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу, для которого принципиальными являются идеи плюрализма и эклектизма, привел к тому, что в современной моде стали сосуществовать разные стили и направления, а от строгих правил «хорошего вкуса» начали постепенно отказываться.

На моду конца 1960-х — начала 1970-х гг. оказали влияние субкультура хиппи и социальные движения, связанные с антивоенными выступлениями против войны США во Вьетнаме и выступлениями левого студенчества (1968 г.). Мода становится демократичной и в то же время позволяет каждому человеку выражать индивидуальность, не навязывает ему определенные образы. Символом протеста против буржуазной униформы стали джинсы, которые вначале носили ковбои и фермеры, а затем хиппи и левые студенты. К 1972 г. «джинсовый» стиль сделался самым модным и массовым.

В 1970-е гг. эти тенденции развиваются и далее. Провал кампании за внедрение в моду длины макси, организованной производителями текстиля, в которой участвовали дома моды и модные журналы, показал, кто на самом деле является настоящим диктатором моды. Именно потребитель стал самостоятелен в выборе. Коммерческий успех можно назвать сегодня практически единственным критерием оценки творчества дизайнера.

В моде 1970-х гг. существовало множество стилей («ретро», «этнический», «классический», «романтический», «фольклорный», «спортивный» и т.п.), и их число в последующие десятилетия еще увеличилось. Это многообразие стилей дает возможность каждому человеку сделать свой выбор и проявить индивидуальность.

Эклектизм 1970-х гг. проявился не только в одновременном сосуществовании многих стилей, но и в смешении разных стилей в одной модели — появляется «диффузный» стиль (его ввел в моду японский модельер Кензо), позднее, в 1990-е гг., превратившийся в тенденцию сочетания несочетаемого. На смену ансамблю приходит идея комплекта, рационального или базового гардероба, состоящего из небольшого числа сочетающихся друг с другом единичных вещей.

Одежда становится более практичной и комфортной. Этому способствовала и экономическая ситуация начала 1970-х гг.: энергетический и экономический кризис. С конца 1970-х гг. общество всерьез стали волновать экологические проблемы. Психологический фон эпохи экономического кризиса вызвал появлениестиля «ретро»: ностальгия по идеализированному прошлому и разочарование в успехах прогресса сделали актуальными стили прошлого, старинные вещи и подделки под старину.

Возникает интерес к прошлому, к культурным традициям как своего, так и других народов. В моду вошел «фольклорный» стиль, использующий мотивы крестьянского костюма народов Европы (его разрабатывали, например, английская модельер Сандра Родес и французский кутюрье И. Сен-Лоран в коллекции 1976—1977 гг. «Стиль благородной крестьянки»), и «этнический» стиль, смешивающий элементы одежды и прикладного искусства народов «стран третьего мира». Создателем «этнического» стиля считается японский дизайнер Кензо, который в 1970 г. открыл бутик в Париже и показал первые модели в «этническом» стиле, в которых использовал мотивы костюма народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Европы.

На начало 1970-х гг. приходится успех американского дизайнера Р.Ф.Холстона, который стал родоначальником американского минимализма (его идеи минимального рационального гардероба развивают Келвин Клайн и Донна Кэран). Поистине международную популярность имела предложенная Р. Ф.Холстоном модель «платья-рубашки» из искусственной замши. Это платье стало новой универсальной многофункциональной вещью в гардеробе женщины, заменяющей множество других вещей, принадлежащих к традиционным ассортиментным группам. Перспективность идей Р.Ф.Холстона заключалась не только в том, что он пропагандировал универсальные вещи простой формы, но и в том, что он придавал индивидуальности женщины гораздо большее значение, чем одежде, являющейся лишь фоном.

В моде 1970-х гг. тон задают уже создатели промышленной моды — новые стили рождаются именно в коллекциях «прет-а-порте», а не «от кутюр». Появилось понятие «нувель кутюр» — «новая высокая мода», которое относилось к коллекциям «прет-а-порте» таких дизайнеров, как Карл Лагерфельд(разрабатывавшего коллекции для итальянской фирмы «Фенди» и Дома моды «Хлоя»), «королева трикотажа» Соня Рикель, Даниэль Эштер, Тьерри Мюглер.

В 1970-е гг. активно развивается новая ассортиментная группа одежды, так называемая спортсвер — одежда для спорта и отдыха. Массовое увлечение спортом, развитие цветного телевидения, превратившего Олимпиады и другие крупные спортивные соревнования в шоу международного масштаба, все большая популярность «здорового образа жизни» — все это способствовало превращению собственно спортивной одежды в одежду для отдыха активного и пассивного. Ассортимент повседневной одежды обогатился спортивными куртками, кроссовками, трикотажными дополнениями (шарфами, шапочками) и т.п. Одежду в стиле «спортсвер» разрабатывали в США Норма Камали, во Франции — Жан-Шарль де Кастельбажак.

С 1977 г. на моду сильное влияние стал оказывать стиль «панков», появившийся в Великобритании. Популярны стали свойственные панкам одежда из черной кожи, элементы военной формы, татуировки, агрессивный макияж и прически. Свой вклад в создание стиля «панков», который складывался в большей степени стихийно, внеслиВивьен Вествуд и М.Мак-Ларен, открывшие магазин «Sex» в Лондоне, где продавались атрибуты новой молодежной субкультуры.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. появляется «экологический» стиль, отразивший реакцию на волнующие общество экологические проблемы. В моду входят натуральные волокна и ткани и свойственные им цвета.

 

Мода 1980-90 годов.

На Западе 1980-е гг. были годами экономического подъема с усилением неоконсервативных тенденций во всех областях жизни (политике, экономике), с ростом доходов, оживлением в экономике, повышением жизненного уровня. В моде неоконсервативные тенденции проявились в ставшем модным «классическом» стиле, прежде всего, в классических костюмах. Появляются классические «бизнес-костюмы» в стиле «яппи» (так называли молодых людей, быстро разбогатевших на спекуляциях на рынке недвижимости).

Костюм становится символом успешной карьеры, на которую была ориентирована молодежь 1980-х гг., более консервативная, чем их родители. Потребители стремились покупать престижные товары узнаваемых марок. Это объясняет популярность фирм с ярко выраженными стилями — «Шанель», «Версаче», «Хуго Босс», «Москино», «Лакруа». В 1980-е гг. не просто возродились классические формы, произошла трансформация классических стилей в сторону современности, соединения несоединимого, иронии над прошлым, т.е. появился стиль «неоклассика».

Перегруженность форм, подчеркнутая театральность, увлечение стилистическими вариациями, яркая образность — все эти черты характеризуют моду 80-х гг. XX в. Символом этих тенденций в моде стал стиль Кристиана Лакруа, который в 1987 г. открыл Дом высокой моды под собственным именем. К. Лагерфельд и К. Лакруасумели вернуть влияние высокой моды на массовую моду. Их модели вскоре после демонстраций коллекции тиражировали в миллионах экземпляров, например, «юбки-пуховки» К. Лакруа.

Успех стилей К. Лакруа и К. Лагерфельда доказал, что в современной моде более не существует «хорошего вкуса»: джинсы стало возможным надевать со смокингом, жакет в стиле «Шанель» — с шортами. Свободное использование фрагментов исторического костюма породило новое направление в моде — историзм(существует в моде до сих пор). К.Лакруа ввел в моду «мини-крини», т.е. мини-юбки на кринолине (хотя первой такие модели показала В.Вествуд за несколько лет до К.Лакруа). Свободно смешиваются элементы, заимствованные из костюма и произведений декоративно-прикладного искусства других народов: «этнический» стиль в 1980—1990-е гг. был по-прежнему популярен.

В 1980-е гг. складывается настоящий культ тела — массовая популярность аэробики, боди-билдинга, шейпинга и других технологий, позволяющих формировать «идеальное тело». Появляется стиль «секси», выражающийся в подчеркивании всех достоинств фигуры путем использования форм нижнего белья («корсетный» стиль Ж.-П.Готье), новых материалов, позволяющих простейшим способом добиться максимального облегания — лайкры, стретч-материалов.

Внедрение лайкры сделало возможным массовое распространение облегающего силуэта — легинсы, трикотажные «платье-труба», «юбка-труба» стали самыми популярными моделями одежды для свободного времени. Первыми лайкру применили в спортивной одежде Вилли Богнер, в обычной одежде — Норма Камали в США,Аззедин Алайя во Франции. Образы «агрессивных соблазнительниц» создавали Т. Мюглер и Дж. Версаче. Мини-длина стала самой популярной длиной одежды в 1980-е гг., так как сексуальность становится одним из способов достижения успешной деловой карьеры и проникает в деловые костюмы.

На первый план выходят дизайнеры, нарушающие общепринятые нормы, пародирующие и свободно трансформирующие традиционные формы: Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд, Джон Гальяно.

В начале 1980-х гг. существенные позиции в международной моде заняли японские дизайнеры: Иссей Мияке, Ямамото Кансай, Йоджи Ямамото, Реи Кавакубо и др. Если И. Мияке создает совершенно новую одежду с новыми свойствами из новых тканей на основе принципов формообразования традиционного японского костюма, оставляющей свободное пространство между телом и одеждой, то Й. Ямамото и Р. Кавакубо становятся основателями нового направления в дизайне одежды — деконструктивизма, экспериментируя с традиционной европейской конструкцией одежды: трансформируя ее, делая незавершенной и асимметричной (например, жакет только с одним рукавом или юбка с неровным с одного бока подолом).

В 1990-е гг. влияние японских дизайнеров на моду еще более усиливается — к направлению деконструктивизма присоединяются и европейские модельеры (прежде всего представители «бельгийской школы» — Д. ван Нотен, А. Домельмейстер и др. В 1997—1999 гг. деконструктивизм становится одним из самых популярных направлений в моде, превратившись в действительно массовое увлечение: в моде асимметричные линии кроя, намеренные эффекты плохо сидящей одежды, смещенные застежки, застроченные наружу швы и вытачки, необработанные края и т.п.

Начало 1990-х гг. было омрачено очередным экономическим кризисом, который оказал на моду влияние не меньшее, чем предыдущие кризисы, сделав ее еще более демократичной. Все чаще стали говорить о том, что сама «идея моды вышла из моды», так как одежда улицы все меньше напоминает модели на подиумах, а массовый потребитель предпочитает удобные майки, шорты и кроссовки.

В 1992 г. возникает новая молодежная субкультура как следствие кризиса, который повлиял прежде всего на положение молодого поколения, утратившего надежду на благополучную карьеру и прочное социальное положение. Стиль этой субкультуры получил название «гранж». Местом рождения нового стиля стал американский город Сиэтл.

В 1993 г. гранж уже превратился в супермодный стиль, рекламируемый модными журналами, на подиумах и на модных фотографиях появился новый образ — «маргинальная личность» (образ нищего или бомжа) в поношенной одежде. Актуальными становятся эффекты намеренно состаренной одежды (например, трикотаж с распущенными петлями), многослойность, случайность цветовых сочетаний и рисунков, этнические элементы, что напоминает стиль «хиппи». В 1999—2000 гг. вновь появился подобный стиль в моде — «хиппи-шик» или «нео-гранж».

В 1994 г. на смену стилю «гранж» приходят «экологический» и «этнический» стили. Самой популярной коллекцией в «этническом» стиле стала коллекция Ж.-П.Готье весна-лето 1994 г. «Тату», в которой он предложил имитации татуировок на трикотажных майках, этнические украшения и пирсинг. В 1995 г. возникают стиль «нео-панк», делающий акцент на искусственные синтетические материалы (кожу, пленки ярких цветов), и стиль«гламур », напоминавший об образах кинозвезд 1930-х гг. и вернувший в моду роскошь натуральных мехов и перьев, материалов с блестящими поверхностями (атлас, парча, ламэ, металлизированные пленки и кожа).

В 1997—1998 гг. самым популярным направлением в моде стал минимализм (в дизайне подобная тенденция получила название «пуризм»), культивирующий простые чистые формы и нейтральные цвета. В конце 1990-х гг. появляется тенденция к увеличению объемов, многослойности, ретро-стилизации в духе конца 1970-х — начала 1980-х гг. (стили «спортивный», «милитари»,«романтический»).

На подиумах второй половины 1990-х гг. царил стиль«историзм», свободно смешивающий элементы из исторического костюма с этническими (коллекции Дж. Гальяно, А. Мак-Квина, В. Вествуд). В моде 1990-х гг. все большее значение приобретает не силуэт (хотя по сравнению с 1980-ми гг. он существенно меняется: юбки удлиняются, объемы уменьшаются, появляются ретро-стилизации 1960—1970-х гг.), а цвет и фактура материалов (например, в 1999 г. господствовал серый цвет). Именно они становятся знаками моды в коллекциях одежды практически всех силуэтов и длин.

Однако при всем многообразии стилей, которые каждый сезон предлагают модельеры и рекламируют модные журналы, телевидение и Интернет, можно выявить важные тенденции, определяющие направления развития современного дизайна одежды. Одна из этих тенденций — продолжающаяся демократизация моды, своеобразное освобождение от «ига моды», которое проявляется в отсутствии единого и обязательного для всех модного образца, в стирании границ между одеждой разного назначения, в необязательности соблюдения законов «хорошего вкуса» и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов.

Другая тенденция — индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека. Усиливается гуманитарная роль дизайна, способного помочь в решении проблем, стоящих перед современным обществом, так как дизайн может влиять на формирование образа жизни, определять потребности человека, способствовать утверждению экологических ценностей в обществе.

 

Основные стили ХХ века

Классический стиль

Наиболее нейтральный стиль - классический. Но это не значит, что одеваться классически может любой – стиль диктует свои правила, и им нужно следовать. Этот стиль одежды не терпит излишнего декора и нарочитой экстравагантности. Он признает строгость, скромность, простоту и минимализм во всем.

Эталоном классического стиля стали Одри Хепберн, Маргарет Тэтчер и Коко Шанель, которая присвоила дамскому гардеробу мужские брючные костюмы, ввела моду на прямые юбки ниже колена и легендарное "маленькое черное платье".К классическому стилю одежды относятся в первую очередь брючные и юбочные костюмы в сочетании с блузками и жилетами. В качестве более женственного варианта предлагается строгое закрытое платье по фигуре и чуть ниже колена, которое можно дополнить жакетом.

Классический стиль не допускает излишнего эротизма, поэтому глубокими декольте, вырезами и разрезами увлекаться не стоит. Максимум, который мы можем себе позволить, - одна или две невысокие шлицы сбоку, спереди или сзади. Юбочные силуэты также предельно строгие и прямые, но возможен небольшой клеш и совершенно разный покрой – с запахом, в складку, слегка трапециевидный.

Под пиджак можно надеть блузу, водолазку или однотонный топ. Разбавить строгий, немного аскетичный наряд можно с помощью шейного платка в тон костюму или платочка в нагрудном кармане. Классическое пальто по покрою не отличается от пиджака – тот же прямой или приталенныйсилуэт, воротник с лацканами, небольшие карманы.

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму наряда. В ней доминируют темные оттенки – черный, темно-синий, темно-серый, но не исключены и светлые тона – беж, карамель, светло-серый. На яркие краски и режущие глаз цветовые контрасты – жесткое табу. К классическим расцветкам одежды, кроме однотонной, относятся клетка, полоска и "елочка".

При выборе аксессуаров нужно помнить о том, что малейшее злоупотребление их количеством или цветом может разрушить образ "настоящей леди". В классическом стиле одежды, как ни в каком другом, каждый аксессуар должен быть оправдан. Идеальным дополнением к костюму или платью может стать небольшая шляпка, берет или косынка. Украшать шляпу вычурными перьями или яркими лентами строго воспрещается: лучше приколоть к ней небольшую элегантную брошь.

Что касается обуви, не рекомендуется носить очень высокие каблуки и тем более шпильки. Обувная классика – это туфли "лодочка" на плоской подошве или на небольшом каблучке. Выбор сумочки допускает куда больше свободы – она может быть любой формы, но в тон костюму и желательно без лишнего декора.

Классический стиль одежды, несмотря на свою нетерпимость к украшательству, ни в коем случае не является "учительским" и старомодным. В нем есть свой шарм и сексуальность. Обычно в этом стиле одеваются зрелые деловые люди, занимающие солидные должности, но пару классических костюмов и "маленьких черных платьев" следует каждому иметь в своем гардеробе.

Деловой стиль

Из классики развился деловой, или бизнес-стиль одежды, в котором ценится прежде всего функциональность и раскованность движений. Одежда этого стиля предназначена для офисной работы и должна быть удобной. Приталенные классические силуэты здесь сменились на объемные, свободные и расклешенные. Многие детали заимствованы из спортивного стиля, например, рукав реглан, кнопки и молнии в качестве застежки. Офисной одежде необязательно быть элегантной: она должна подчеркивать солидность, статус, вызывать доверие.

В фасонах и цветах делового стиля действуют те же правила, что и в классическом, но допускаются и небольшие поблажки - джемперы и водолазки вместо блуз и пиджаков.

Обувь к деловому костюму также должна быть максимально практичной – на низком каблуке или вовсе без него. Традиционными моделями сумок этого стиля являются кейсы, портфели и классические дамские, но, как правило, однотонные и вместительные. А вот с ювелирными украшениями нужно быть осторожными: бизнес-леди может позволить себе лишь цепочку с кулоном, скромное кольцо и небольшие серьги.

Спортивный стиль

Одежда спортивного стиля – самая комфортная и неприхотливая в носке, поэтому из формы для занятий спортом она постепенно переквалифицировалась в повседневную. Практически из каждого вида спорта наш гардероб заимствовал какой-нибудь фасон: из тенниса – шорты, короткие трикотажные юбки и платья, из футбола – футболки и гетры, из верховой езды – леггинсы и т.д.

Назначение спортивной одежды – быть удобной и не стеснять наших движений. Типичные фасоны этого стиля – майки, топы, водолазки, блузоны, толстовки, трико, комбинезоны, джинсы, бермуды, плащевые ветровки, куртки с капюшонами, пуховики из водонепроницаемых материалов. Спортивная обувь должна быть легкой и мягкой: каблуки здесь исключены. Традиционная обувка – кроссовки, кеды, высокие ботинки и шнурованные сапоги на плоской подошве.

Из головных уборов – кепи, бейсболки, обтягивающие голову вязаные шапки и налобные повязки. Спортивный стиль, пожалуй, единственный не придает значения цветовому решению одежды: она может быть как классического черного цвета, так и «ядреного» розового или салатного. В нем часто используются комбинированные материалы, а также шнурки, замки, кнопки и ремни в качестве декоративных деталей. Спортивная одежда может быть и нарядной, например, за счет золотистых или серебристых вставок из шелка и бархата или ярких аппликаций.

Романтический стиль

Романтический стиль одежды - это легкость летящих, струящихся тканей насыщенных или пастельных тонов, подчеркивающая женственность, мелкие рюши и красивое жабо, пена кружев, банты, оборки, искусственные цветы.

Романтический стиль предполагает обстановку праздника, отдыха, торжества, создает приподнятое настроение и не уместен в рабочей обстановке.

Следует отдельно сказать о варианте романтического стиля под названием «фантази». Он отличается необычными формами и членением силуэта, большим разнообразием и декоративностью деталей, покроем, наглядностью отделки (мех, кружево, гипюр) и обилием причудливых украшений. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и фактур: от старинных кружев и традиционного натурального шелка до ультрасовременных биотканей, рыбьей кожи или металлических пластинок.

В стиле 'фантазии' разрабатываются в основном нарядные вечерние туалеты, авангардная одежда. Это единичные вещи, в которых могут применяться ручная вышивка, кружевоплетение, авторская роспись ткани и т. д. «Фантазии» - это стиль идей, воплощение в костюме роскошных, недосягаемых образов.

Романтический стиль - один из самых женственных. В его основе лежит направление моды XIX века - романтизм. В современном романтическом стиле можно отыскать отголосок всех самых женских особенностей моды прошлого.

К романтическому стилю относят прежде всего платья и блузки, реже - жакеты, плащи и пальто. В крое свойственно акцентировать контуры фигуры, линии талии и груди.

Романтическая одежда - это одежда, украшающая женщину, оттеняющая и подчеркивающая красоту ее фигуры, а не скрывающая особенности и достоинства женского тела.

Основой романтического стиля является прилегающий, подчеркивающий фигуру силуэт. Линии силуэта мягкие, легкие, плавные, форма Х-образная.

Объемы могут быть различными. Сочетания малых и больших объемов: приталенный лиф - пышная юбка, объем, созданный драпировкой в одной части изделия, и открытые или повторяющие изгибы фигуры в другой. В этом стиле тело открывается смелее, возможны разнообразные художественные подрезы, разрезы, декольте. Важным элементом одежды в романтическом стиле являются драпировки. Они могут располагаться на груди, идти от талии, по низу изделия, быть симметричными и асимметричными. Драпировки могут сочетаться с отделкой.

Романтика - это прежде всего платья, подчеркивающие талию, с женственными вырезами, расклешенные книзу, со складками от талии, бедер и присборенные.

Романтическому стилю свойственна характерная отделка: рюши, банты, оборки, жабо, расклешенные юбки, кружева, мaнжeты из кружева, бархата, атласа или в форме оборки, кокилье, воланы. В романтическом стиле хороши все виды отделок, построенные на подчеркивании летящих свойств материала, вышивка, буфы, кружевные вставки. Уместны разнообразные застежки: на плече, сбоку, сзади и даже по диагонали или на завязках. Характерны навесные петли, пуговицы выпуклые на ножке, круглые или овальные.

Фольклорный стиль

Фольклорный стиль - навеян мотивами народного творчества. Фольклорный стиль одно из тех звеньев, которые связывают прошлое нашего народа с настоящим и будущим. Из века в век его силуэты и краски остаются для нас близкими. Национальный костюм обладает необычной силой долговечности.

Фольклорный стиль – это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски. Одежда фольклорного стиля – это деревенские юбки с оборками и воланами, блузы с вышивкой, жилеты и вязаные свитеры, овчинные полушубки и сапоги, разноцветные платки и длинные шарфы.

Современный фольклорный стиль одежды использует элементы национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок. Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши. Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани.

Возможен акцент на талии - широкий пояс со шнуровкой. Обычны широкие длинные юбки или платья, блузы с сильно присборенными у проймы рукавами. Вырез горловины нередко с высокой застежкой или круглый с продернутым в кулиску по горловине шнуром. В качестве дополнений используются большие платки с кистями, маленькие пестрые сумочки-кисеты. На ногах - белые хлопчатобумажные чулки или вязаные гольфы, обувь на деревянной подошве, простые женские туфли на низком каблуке или без каблука, но с ремешком.

Фольклорный стиль не обошел своим вниманием длинные юбки - длинная, до пят юбка из какой-нибудь набивной или шерстяной, обязательно немнущейся ткани. Женские брюки довольно узкие из тянущейся ткани. Брюки сочетаются с жакетом из буклированной шерсти с поясом. Фольклорный стиль знаменит также своими шарфами с выразительным орнаментом. Он небрежно повязывают поверх жакета или джемпера.

Фольклорный стиль используется в повседневной жизни для отдыха.

 

 

Вопросы для проверки усвоения

 

1. В чем заключаются особенности костюма первой половины XX века?

2. Чем характеризуется мода времен второй мировой войны?

3. Как формировалась мода  1960-70 гг.?

4. Назовите известных дизайнеров одежды1980-90 годов. Какое влияние они оказали на формирование стилей в одежде?

5. Перечислите основные стили в одежде XX века. Дайте им краткую характеристику.

 


Лекция 9

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!