Развитие русского костюма XVIII - XIX вв



Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для изменения русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин - короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин – широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).

Для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

С 1700 по 1725 г. по указу Петра I горожане не имели права носить русское платье. Но тяготение к его основным формам всегда было сильно, особенно в средних и низших по имущественному положению кругах. После смерти Пет­ра, когда многие купцы и горожане вернулись к национальному костюму, западное влияние не исчезло окончатель­но. Начал формироваться модернизиро­ванный русский мужской костюм — кос­тюм купцов и горожан, полностью сложился к середине XIX в. В нем со­четались элементы национальной одеж­ды с деталями, заимствованными из дворянского костюма.

Например, покрой спинки долгопо­лого русского кафтана с застежкой налево был близок к покрою западно­европейского жюстокора с боковыми веерами складок.

Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и го­рожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.

Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияние дворянской моды, проявлявшееся в по­крое, манере ношения, дополнениях (ко­сынках, чулках, обуви). Так, рубахи, и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повя­зывался в виде модной в то время чал­мы.

Начиная с середины XIX в. в Рос­сии появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянст­ва и интеллигенции.

Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, вы­разившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных убо­ров, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда русского народа.

 

Характеристика женского украинского костюма

Народная одежда, обувь, создававшиеся на протя­жении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от климатических условий и уровня развития производи­тельных сил, от занятий народа и сложившихся исторических условий. Народный костюм в своих класси­ческих, веками сложившихся формах сконцентриро­вал вековой опыт народа.

Изучение образцов народного творчества в музейных коллекциях страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены утилитарные и эс­тетические качества. Именно благодаря такому соеди­нению были созданы предельно целесообразные, а по­этому чрезвычайно жизненные вещи.

Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Цельные женские рубахи (додiльнi) у украинцев считались парадной одеждой, так что носили их исключительно по праздникам. На западе Украины особой популярностью пользовались т.н. польские рубахи - с воротником. На востоке предпочитали рубашки, собранные у ворота в мелкую сборку. Широкий вышитый рукав также собирали у запястья в складки под манжет. Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу.

Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья. После свадьбы к рубахе добавлялась т.н. поясная одежда - понева. Статусная деталь туалета, полагавшаяся исключительно замужним женщинам. Понева - своего рода передник, только надевается он задом наперед. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные запаска и дерга (однотонные, безо всяких украшений), а также праздничная плахта (как правило - в крупную клетку). Дерга (обычно из черной или неокрашенной ткани) представляла собой сшитое из нескольких кусков ткани полотнище длиной около трех метров и сантиметров 60-70 шириной. Полотнище это собирали в складки сзади под пояс так, чтобы подчеркнуть пышность форм.

Запаска (также однотонная, из синей, красной или зеленой тонкой шерсти) отличалась от дерги в основном пришитыми к верхним углам тесемочками, которые завязывали на талии, и лишь после этого надевали сверху пояс. Как правило, женщины носили две запаски, часто разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця), более узкая, надевалась спереди. Впрочем, нередко вместо попередницы надевали вышитый и украшенный лентами передник - так оно выходило наряднее. По праздникам украинки облачались в плахты, по фасону практически не отличавшиеся от дерги и запаски, но богато расшитые и ярко украшенные. В XVI-XVII веках высшим шиком считалась плахта из цветного шелка, золотой или серебряной парчи. В более поздний период практически повсеместно популярность приобретает клетчатая плахта, по выражению Гоголя, "пестрая, как шахматная доска". Надо заметить, что этот шахматный орнамент на плахте был не выткан, а вышит шелком или цветной шерстью. К началу XIX века плахта постепенно трансформируется в юбку (спiдницу). К слову, кое-где в Полесье шерстяные полосатые юбки-андораки популярны по сей день.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!