Епархия: серафимы, херувимы, престолы



Метархия: господства, силы, власти

Без названия: начала, архангелы, ангелы.

Благодать Божия передается от высшей к низшей. Они все причастны благодати по всей полноте согласно своей природе.

Служение ангелов людям и миру в качестве орудия Божия:

- уничтожение Собома и Гоморры

- схождения ангела в купальню Вифезда

- ангелы-хранители народов, обществ, частных лиц.

Бытие злых духов. Их падение, место обитания. Искаженная природа. Злобная деятельность падших ангелов. Ограничение Богом злой деятельности падших духов.

Злые духи были сотворены благими и для добра. Злыми они стали вследствие свободного выбора, против воли Бога.

В.Н. Лосский: зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога.

Злые духи – свободные личностные существа.

Зло персонифицировано и имеет носителя: «Избави нас от лукавого».

Падение было не одновременно. Сначала пал Денница, потом увлек за собой других.

1 мнение: Денница был высшим из всех ангелов, пал по гордости. (Григорий Богослов)

2 мнение: Ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение Земли» Пал из-за зависти к человеку.

Мир который образовали отпавшие от Бога духи, не хаотичен, он имеет четкую организацию, царство. Глава – сатана. (Мф 12:26 « и если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?»)

Падший мир в силу греховности людей находиться под властью этого духа. (Ин 12:31 «Князь мира сего»)

Место обитания: в Священном Писании: ад, преисподняя, бездна (Иуда 1:6)

Еф 2:2 «князь господствующий в воздухе».Между небом и землёй, облепляют нас как комары (Феофан Затворник).

Сколько отпало? в книге Откровение: до трети звёзд отпало.

Природа падших духов – ангельская. Они обладают теми же способностями.

Чувство к Богу – ненависть, к человеку – зависть, мечтают о гибели человека.

Воля направлена ко злу, хоть и обладают формальной свободой, но выбрать добро уже не способны. Покаяние для них в настоящий момент невозможно.

Деятельность и устремления злых духов:

Общественный уровень: распространение своего царства.

- искушение прародителей

- установление духовной власти над земными царствами

- распространение язычества, сатанинских учений, оккультизма ( язычество – обожествляет страсти, мешает распространению Евангелия)

- ереси и расколы Церкви, гонения на Церковь

Особенно царство сатаны усилится при конце мира, когда сатана будет освобождён из своей темницы (Откр 20:7)

 

Индивидуально на каждого человека:

1Петр. 5:8 «диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить».

- до крещения каждый человек во власти злых духов

- могут действовать на душу ( ослепление ума, не способность видеть и воспринимать истину)

- могут действовать на волю, возбуждать порочные желания

Вызывать недобрые чувства (печаль, тоска, раздражение)

- могут действовать на тело (слепота, глухота, немота, полное и частичное беснование

- действовать на внешнее благополучие человека (Иов многострадальный)

Бог попускает и ограничивает действия злых духов. Они не имеют собственной власти. Бог руководствуется заботой о людях.

Сотворение человека. Свойства души человеческой. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека по отношению к Богу, самому себе и остальному творению.

 

Быт 1:26-27 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему …. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»

Человек создается из праха земного и дыхания жизни.

1 точка зрения: Душа создана прежде тела. Ориген: «В тело была вдута ранее созданная душа» - отвергнуто Церковью на V вселенском соборе.

2 точка зрениятело создано прежде души ( II век – Тертуллиан, Феодорит Кипрский, Иоанн Златоуст, Ефрем и Исак Сирин) – отвергнуто

3 точка зренияодновременное сотворение тела и души. Последовательность творения (Быт 2:7) стоит понимать логически, а не хронологически. – Преобладает в учении Церкви. (Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин)

 

Дыхание жизни:

1) Гностики и манихеи: дыхание жизни – божественная эманация, происходящая из сущности Бога. – отвергнуто

2) Дыхание жизни есть собственно душа

3) Дыхание жизни – не есть душа, но творческое божественное действие, результатом является создание души.

4) Дыхание жизни – Божественная благодать, сообщенная Богом человеку вместе с сотворением.

Эта точка зрения нашла отражение в русской традиции, например у Феофана Затворника.

Три последние мнения не противоречат друг другу, а дополняют.

«Своим творческим действие Бог творит человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать».

Творение ангельского мира, мира вещественного и собственно человека Богом отличается.  Мир ангельский был сотворен в молчании (Исак Сирин). Мир вещественный – словами «Да будет». И только перед творением человека Бог как бы останавливается, «совещается» - «Предвечный совет»

Анастасий Синаит: «Никто не должен предполагать, что Дух, Который Бог вдунул в человека, стал его душою… но этот Дух сотворил Душу».

Протопресв. Иоанн Мейендорф: «Понятие благодати отожествляется с понятием причастности, благодать никогда не воспринималась как тварный дар, но как участие в Божественной жизни».

Состояние причастности Богу для человека естественно. Состояние человека в принципе не может быть нравственно нейтральным по отношению Богу, но всегда имеет «плюс» или «минус». Отпадая от Источника жизни, человек впадает в состояние противоестественное (наперекор ей)

Святые отцы согласны в том, что, в общем, образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум – человек тоже есть существо разумное. Бог есть Существо духовное – человек также имеет в себе духовную составляющую – душу. Бог вечен – отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом – и человек также наделен творческими способностями. Бог царствует над всем миром – и человек наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.

Некоторые из свв. Отцов усматривали богообразность человека в том, что он отображает в своей духовной структуре внутритроичную жизнь Бога.

«Образ» и «подобие» - это неразрывно связанные между собой аспекты двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку дано: каждый человек приходящий в мир имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течении всей жизни. Черты подобия раскрываются в направленности человеческой воли к добру.

- Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. (Деян. 17: 26-27)

- назначение человека по отношению к самому себе: достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т.е. теснейшего соединения с Богом и возможности участия в Божественном блаженстве. (Подвиг веры к которой призван человек, для того чтобы этой цели достичь)

Возрастание в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16)

- назначение человека по отношению к остальному творению. Быть заботливым хозяином и управителем.

Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Ап. Павел говорит, что в конце времен «будет Бог все во всем» (1 Кор 15:28)

Между тем, чем мир является актуально, и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода, которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования.

«тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19 -22)


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!