Отец – источник действия, Сын – совершитель, Дух Святой – сила являющая, усвояющая и завершающая.
Промысл Божий – попечение, которое Бог имеет о всех существах мира, сохраняет бытие твари, исправляет уклонение свободновольных существ от установленного им порядка.
В 7й день Бог почиъл от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности.
Ин 5:17 «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».
Мир сохраняется той же силой, что был создан. Бог всё знает и любит своё творение, он не может быть безучастен миру.
Действия Промысла :
1) Мирохранение – поддержание всего сущего в Бытии
2) Мироправление – направление всех событий мира к достижению Божественных целей.
Промысл Божий простирается как на праведников, так и на грешников. В людях благочестивых проявляется особым образом.
Виды Промысла:
1. Общий ( о Всём мире)
2. Частный (отдельное существо)
Образы Божественного Промышления:
- Естественный (по естественному течению вещей, под промыслительным надзором Божиим)
- Сверхестественный ( через чудеса: 1. силы - проявление силы Божией вне естественных законов природы, 2. Знамения – не ради самих чудес, а духовно-нравственных целей)
Бог как Творец мира. Христианское учение о происхождении мира. Возражения против догмата о творении.
Бог является первопричиной – Виновником бытия мира.
Ин 1:3 «Всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть».
Бог создал этот мир из ничего. Творение мира – это акт Божественной воли.
|
|
Время появилось с творением, Бог вне времени.
Быт 1:1 «В начале сотворил Бог небо и землю».
Бог не нуждается в существовании мира, сотворение мира ничего не прибавляет Богу и ничего от него не отнимает.
Тварный мир – есть ничто, существующее лишь благодаря своей причастности к божественным энергиям. Бог поддерживает мир в бытии и без Бога мир существовать не может.
Тварь, поскольку она сотворена, имеет начало, но не имеет конца. Разрушение мира, которое совершится в конце времен, не будет возвращением к небытии. Творение преобразится и перейдет на новый уровень своего существования.
ВОЗРАЖЕНИЯ:
1) «Из ничего ничего не бывает» - Ничто не возникает без причины.
Мир имеет абсолютную причину в Лице самого Бога.
2) Мир несовершенен: Если Бог сотворил мир по своей воле из ничего и никакая сила не ограничивала Его, то откуда в мире зло?
Бог не есть творец зла. Мир как бытие тварное является конечным и ограниченным. В мире имеют место свободные и разумные существа. Злоупотребление свободой – есть причина существования зла в мире.
3) «Истинно только то, что можно проверить и воспроизвести». Это относится только к творениям естественного порядка. Творение же мира – сверхестественное чудо, никакой естественной закономерностью не обусловленное.
|
|
Образ творения мира:
1. Разумом и премудростью – по Божественному замыслу. Бог от века созерцал свои будущие творения, прежде чем они получили бытие.
2. Волею и хотением – свободно без какой либо необходимости
3. Словом – некое мановение, выражение Его всемогущей воли, которая из ничего произвела вселенную.
Все Лица Троицы участвуют в творении. Различается их образ действий.
Отец – Причина бытия твари. Сын – причина зиждительная (творческая), Святой Дух – причина совершительная. Все три лица обладают волей и полнотой действий.
Цель творения: 1. Блаженство твари. 2. Слава Божия. «Дабы другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благодати».
Бытие сотворенных духов или ангелов. Время сотворения ангелов, число ангелов. Природа и свойства ангелов. Небесная иерархия. Ангелы как орудия Промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом.
Все ангелы по природе добрые.
Василий Великий: ангелы сотворены в тварной вечности, до создания видимого мира и начала времен.
Иоанн Дамаскин: Ангелы – есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей.
Природа ангельского мира не постижима человеку.
|
|
Быт 1:1 «В начале сотворил Бог небо и землю».
Под небом подразумевается ангельский мир
Свойства:
1. Духовность и бестелесность. Ангелы называются «духами», т.е. они не материальны по сравнению с нами. «Дух плоти и костей не имеет» (Лук 24:39)
2. Отношение к пространству и времени. Ангелы как существа тварные – ограничены, но в меньшей степени чем человек. Они могут быстро перемещаться внутри вещественного мира, сквозь предметы. В отличие от Бога не вездесущи.
3. Бессмертие. Не по природе, а по благодати (Иоанн Дамаскин). Григорий Палама: бессмертие по природе.
4. Совершенство ангельской природы выражается в особой близости к Богу. Для них свойственно высочайшее ведение и Богопознание, но у них есть ограничения. Они не знают будущего, не могут постичь во всей полноте тайны искупления, не могут постичь природу Бога.
Григорий Палама: «По подобию Божию человек ниже ангелов, но по образу Божию человек выше».
Иерархия – священноначалие
В священном писании упоминается 9 ангельских чинов.
Классификация Дионисия Ариопагита:
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!