Естественное и сверхестественное богопознание. Споры о характере и границах богопознания IV и XIV вв.



 

Цель жизни человека – Богопознание, которое достигается через Богообщение.

Естественное богопознание – начальный и весьма ограниченный способ.

 – через исследование природы. По творениям познается Творец.

Созерцание и познание тварного космоса -> этот мир имеет Творца и Промыслителя

- через познание самого себя

Человек сотворен «по образу Божию»

Ум, воля и чувство – свидетельствуют нам о существовании Бога. Голос совести, стремление к блаженству, бессмертие души.

- через исследование человеческой истории.

Обнаружение существования Божественного Промысла. История спасения человечества.

 Переходный способ (на основе Священного Писания и творений Святых Отцов)

Зависит от состояния человека при чтении и его восприимчивости

Сверхъестественное богопознание - когда Сам Бог касается сердца человека.

- голос Бога в сердце человека

- это богопознание открывается на столько, на сколько Сам Бог позволяет

- требует специального очищения от грехов

- возможно только в Церкви, располагающей для освящения человека.

 

Впервые вопрос о характере и границах богопознания был поставлен в IV веке в контексте Тринитарных споров

В этот период была распространена ересь арианства (Христос – творение, отрицали единосущее Отца и Сына). Епископ Евномий (арианин) сформулировал «Теорию имен».

Их цель была найти имя Божие и зная его можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя. Имя: «Нерожденный».

Опровержение было от великих Капподакийцев: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, а также святитель Иоанн Златоуст.

Григорий Нисский: «Божественная сущность, пребывает вне понятий и умозаключений».

Бог не познаваем по сущности, но познаваем по своим действиям и энергиям (любовь, благость, милосердие).

«Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться. Путь познания Бога есть путь обожения

Если Христос не Бог и не человек, тогда мы не можем спастись, потому что мы спасаемся через соединение с Богом, через евхаристию.

XIV век споры между монахом Варлаамом Калабрийским (влияние Платона, Аристотеля и блж. Августина) с свят. Григорием Паламой.

Варлаам высмеивал практику афонских монахов Исихазм – умно-сердечная молитва совмещенная с контролем за исходящими изнутри поыслами, в результате которой афонские монахи видели некоторый свет – нетварный Божесвтенный Свет, подобный свету, который видели апостолы во время Преображения.

Тварный или нетварный Свет?

Варлаам: все явления Бога, о которых говорит Священное Писание – не более чем тварные символы, созданные Богом, чтобы посредством их общаться с человеком. -> Подлинное Богообщение для человека невозможно. Обожение невозможно -> Бог полностью непознаваем -> отрицание православного учения о спасении.

С 1340 по 1360 созывалось несколько Соборов.

На соборе 1351 года выработано учение о Божественных энергиях:

- Божественный свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но нетварная естественная благодать… Нераздельно и вечно происходящая от самой Божественной сущности.

- Божественная сущность не познаваема, познаваема Божественная благодать и энергия.

О сущности: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Коринф 2:11)

О энергии и благодати: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8)

Апофатические и катафатические свойства существа Божия. Любовьи правда (справедливость) Божия, их соотнощшение

Апофатический путь Богопознания (отрицание) – стремление познать Бога через то, что ОН НЕ ЕСТЬ.

Путь апофатического Богословия – практический. Цель: личное соединение с живым Богом. Путь аскетического восхождения, отказа от всего тварного, что не есть Бог.

Катафатический путь Богопознания – определение Бога из его действий и проявлений в мире энергиями.

Бог есть длагость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т.д.

Но Бог превосходит эти понятия и нельзя на них зацикливаться и пытаться ограничить ими Бога.

Катафатическое богословие есть опора апофатическому восхождению.

Сущность Бога для человека непознаваема, но познаваемы свойства Его сущности. Эти свойства называются существенными. Они отличают Бога от всех прочих существ. Эти свойства являются общими для всех Лиц Святой Троицы.

АПОФАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – получаемые путем отрицания по отношению к Богу ограничений свойсвенных тварному бытию

1. САМОБЫТНОСТЬ – Бог не из чего непроисходит, он безначальный и не имеет причины ни в чем кроме Самого Себя.

2. НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ – Бог есть один и тот же и в сущности и в свойствах
Трудности:
- Предвечное рождение – это не процесс и не относится к изменению
- воплощение Сына Божия – божественная природа оставалась неизменной
- Гнев Божий, раскаяние – это аллегория
- отношения Бог-человек – синергия, если человек отпадает от Бога, то попадает под стихии мира

3. ВЕЧНОСТЬ – независим от времени был и есть всегда

4. ВЕЗДЕПРИСУТСВИЕ и НЕИЗМЕРИМОСТЬ – не зависит от пространства, Он иноприроден, не смешивается с тварным миром, но везде присутствует своими энергиями
места особого присутствия: Небеса, Храм, человек, Святые места

КАТАФАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – положительные свойства, которые показывают отношения Бога к тому, что от него отлично.

1. РАЗУМ, ПРЕМУДРОСТЬ, ВСЕВЕДЕНИЕ
Божественный разум гораздо превосходит человеческий, Бог знает всё: Самого Себя, Свои дела, Бог всё предвидит, но не всё предопределяет. Премудрость – это всеведение по отношению к действиям. Бог создает мир премудро, наставляет человеа премудро.

2. СВЯТОСТЬ
Бог есть величайшее добро, Бог создал творения для добра, зло – это искажение, отсутствие добра.

3. ВСЕМОГУЩЕСТВО
Приводит в исполнение всё угодное ему, В Боге нет дистанции между желанием и осуществлением

4. ВСЕБЛАЖЕНСТВО
Совершенство всех Божественных сил в Боге, абсолютная гармония.

5. БЛАГОСТЬ, ЛЮБОВЬ и МИЛОСТЬ

Благость – любовь к тварным существам
Любовь – это благость по отношению к существам обладающим личностью
Милость – по отношению к падшему человеку
Долготерпение – проявление милости к тем, кто этого недостоин.

ЛЮБОВЬ – благость по отношению к личностным существам

«Бог – есть Любовь» (1Ин 4:8)

Любовь – одно из имен Бога.

Любовь – это Дар Божий.

«Само Слово Божие, дабы совершенно изобразить её (любовь) умолкло на кресте» - Св. Филарет Московский

ПРАВДА Божия тесно связана со свойством святости. Поскольку Бог свят, Он требует совершенства от своего творения.

Правда Божия:

1. Законоподательная ( дает закон)

2. Мздовоздоятельная (проводит суд в зависимости от того как человек исполняет Закон)

Правда Божия – Божественная энергия помогающая человеку достичь совершенства.

Гностики утверждали, что сочетание свойств любви и правосудия в Боге невозможно -> Боги Нового и Ветхого Завета разные.

Любовь Божия справедлива, а правда Божия одушевлена любовью.

Лююбовь без Правды – попустительство к греху

Правлдв без Любви - жестокость

Притч №:2: « Кого любит Господь, того наказывает».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!