Понятие о таинствах. Отличие таинств от других священнодействий. Условия действительности и действенности Таинств. Крещение и Миропомазание.



Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Таинства: крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение.

Таинства являются богоустановленными, т.е. их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Все остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении.

В обычных священнодействиях преподаваемая благодать имеет общий, «неопределенный» характер. Через них человеку преподается спасительная благодать, и призывается благословение Божие, на те или иные виды деятельности ( молебен путешествующим, учащихся и т.п.) или на некоторые материальные предметы ( жилище, автомобиль). Однако при этом невозможно сказать как именно эта благодать действует в человеке, какие изменения в его жизни, в состоянии его природы она вызывает.

В таинствах же действие благодати носит конкретный характер. Участвуя в таинствах, человек преобретает новые, и при этом вполне определенные, свойства, возводиться на качественно новый уровень христианского бытия.

Например: в крещении человек духовно возраждается; в миропомазании получает необходимые для христианской жизни дары Святого Духа; в таинстве брака мистически соединяется со своим супругом в плоть едину; в таинстве покаяния получает прощение грехов и воссоединяется с Церковью и т.д.

Действительность – это объективная сторона таинства. Таинство называется действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать.

Для того чтобы таинство могло считаться действительным, к нему предъявляются определенные требования как со стороны совершителя таинства, так и со стороны способа его совершения.

Всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, главой Церкви. Таинства не совершаются сами по себе, они суть одно из проявлений жизни Церкви. Там, глее не Церкви, нет и никаких оснований говорить о таинствах.

В силу того, что таинства совершаются по вере и молитвам Церкви, действительность таинств не может быть поставлена в зависимость от литчных нравственных качеств священнослужителей.

Способом совершения таинства является соответствующее чинопоследование. В каждом чинопоследовании есть основная часть в которой выделяются:

А) материя таинства – необходимое для совершения таинства вещество и /или видимый знак.

Б) форма таинства, т.е. «призывание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святого Духа»

Действительность таинства – субъективная сторона таинства. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека.

Условия:

1) Вера во Христа и спасительную силу таинств

2) Искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответсвии с евангельским нравственным учением.

 

Крещение Миропомазание
Определение Таинство, в котором верующим при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную и светлую Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Основание в священном писании Ин. 3:5 «… если то не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Мф 28:19 «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» 2 Кор. 1:21-22 «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши»
Материя таинства и/или видимый знак Чистая вода, не смешанная с другим веществом Святое миро
Форма таинства Троекратное погружение крещаемого в воду Крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании Святого Духа.
Совершительная форма «Крещается раб Божий …во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь» «Печать дара Духа Святаго. Аминь»
Невидимое благодатное действие Очищение от всякой скверны духовной, прощение грехов – как личных, так и первородного. Со-умирание со Христом для греха, со-воскресением со Христомдля обновленной жизни. Духовное возрождение, приобщение к Источнику благодати. Усыновление Богу, становление членом Церкви. В таинстве миропомазанию новорожденному христианину сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как Дар, дающие возможность возрастать и укрепляться в жизни духовной. Освящение чела – «ума и мыслей», груди – «сердца и желаний», очей, ушей и уст – «чувств», рук и ног – «дел и всего поведения христианина».
Обязательность Соершеннно необходимый для всех людей, но может быть заменен чрезвычайным крещением – смертью за веру Христову.  
Повторяемость Совершается один раз и не повторяется Совершается однократно, повторно возможно если человек отрекся от Христа, а потом раскаялся
Условия спасительного воздействия Покаяние и вера Вера, после крещения
Особенности Не имеет обратной силы. Может совершить не только священник, но в экстренной ситуации и мирянин. Совершается обычно после крещения, составляя с ним единый богослужебный чин. Первоначально совешалось апостолами через рукоположение.

 

Евхаристия и покаяние.

Евхаристия Покаяние
Определение Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются Их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом..
Основание в священном писании Установлено Господом на Тайной вечере Мф. 26:26-28, Лк. 22:19-20 Ин. 20: 22-23 «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»
Материя таинства и/или видимый знак Единый квасной Хлеб и вино+вода  
Форма таинства Троекратное погружение крещаемого в воду Исповедание пред священнослужителем своих грехов
Совершительная форма Вся литургия. Особое место занимает евхаристический канон, а в в каноне – эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь и на предложенные Дары. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо…, вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Аминь»
Невидимое благодатное действие - оставление грехов - теснейшее соединение с Господом - возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной - даруемый залог будущего воскресения и жизни вечной Отпущение грехов и оправдание кающегося, освобождение от наказания за содеянные грехи и обретение надежды на спасение, примирение с Богом, исцеление кающегося, т.е. восстановление его в состоянии духовной цельности.
Обязательность Ин. 6:55-56 «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизнь. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» По мере необходимости, в русской традиции перед причастием
Повторяемость Совершается на каждой литургии Совершается однократно, повторно возможно если человек отрекся от Христа, а потом раскаялся
Условия спасительного воздействия Вера, благоговение и покаянное чувство Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Сокрушение о грехах и намерение исправить свою жизнь. Вспомогательные средства: пост и молитва
Особенности - Господь Иисус Христос в Евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, т.е. и Телом, и Душою Своего человечества и Божеством.Весь Христос присутствует в каждой частице Даров.   Кающийся восстанавливается в том состоянии, которое было обретено им в таинстве крещения. Поэтому покаяние называют «вторым крещением». Нет такого греха, который не мог бы быть прощен, кроме хулы на Духа Святаго. Смертные и непрощаемые грехи – грехи нераскаянные.

 

- при раздроблении Агнца Тело Христово не разделяется и, не разделяясь присутствует в каждой частице Святых Даров.

- Евхаристические Хлеб и Вино становятся Телом и кровью навсегда.

- Евхаристия не есть повторение Крестной жертвы; она – принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных искупителем на Крест.

Евхаристия есть жертва бескровная и бесстрастная, т.к. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает

- совершается в воспоминание Тайной вечери, страданий и смерти Христа

Евхаристия:

1. Жертва благодарения – прославление и благодарение Бога за все великие дела

2. Жертва умилостивительная – совершается в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Бога, так как очищает нас от грехов.

3. Жертва соединяющая всех в единое Тело во Христе – живых, умерших, святых.

4. Жертва просительная, совершается о всех требующих Юожественной помощи.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!