Подхода по отношению к признанию таинств.



1. «Эклезиология путей» - отпадение от Церкви – процесс, и в этом процессе некоторая благодать остается. «ветка отпавшая от дерева не сразу засыхает».

2. «Эклезиология выключателя» Сразу после заявления епископа или собора о каком ълибо еретическом обществе – благодать выключается мгновенно. «Ересь – это не болезнь, это смерть».

3. «Эклезиология потенциальной благодати» - ереические сообщества до осуждения собора является таковым потенциально, а не актуально, и благодать у них присутсвует не актуально, а потенциально.

Основы социальной концепции РПЦ 2000 года близки к первой позиции, но оговаривается, что есть разные чины приема еретиков в зависимости от их удаления.

- Если в сообществе сохранилось Священное Писание неповрежденным, сохранилась вера во Христа и Святую Троицу, но не сохранилось апостольской приемственности – через миропомазание (протестанты, лютеране)

- Тоже самое, есть апостольская приемственность, но есть некоторая поврежденность в вере, таких принимают через покаяние (несториане, монофизиты, римо-католики).

Святой Василий Великий. Триадология.

Василий Великий – 330-378.

Из благочестивой семьи, его братья Григорий Нисский и Петр Севастийский.

Получил прекрасное светское образование. 370 год – становится епископом Кессарии Капподакийской. Основная деятельность – борьба с арианами.

ТРИАДОЛОГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Сущность и ипостаси из 38 послания

В борьбе за догмат Святой Троицы Каппадокийцы и, в частности, св. Василий Великий продолжили дело, завещанное им св. Афанасием. Они исходили из Никейского символа веры и непреложно почивали на понятии «единосущия.» Их деятельность была преимущественно работою терминологическою. Надо было установить точное содержание «сущности» и «Ипостасей.» При большей образованности своей и начитанности, он привлекает философскую мысль внехристианскую и дает большую гибкость и ясность учению о Святой Троице.

«Сущность к ипостаси имеет такое же отношение как общее к частному»

Для Василия Великого сущность – это реальность, а не абстракция. Ипостась в Троице – есть образ бытия сущности. Сущность принадлежит каждой ипостаси во всей полноте.

В ипостасях сущности прилагаются индивидуальные особенности (нерожденность, рожденность, исхождение)

Ипостась – есть такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает в каком-либо предмете общее и невидимое.

«Освящает, животворит, просвящает, и всё подобное производит Отец и Сын и Дух Святой, и никто да не приписывает власть освящения исключительно силе Духа. Тождественность действований в Отце и Сыне и Святом Духе ясно доказывает неразненственность естества».

Через введение этой терминологии Василию Великому удалось объяснить в Боге единство и троичность, т. о. что сохранилось и принцип единства действий и троичность ипостасей.

Свт. Григорий Нисский. Эсхатология. Отношение Церкви к его учению.

Годы жизни: 335-394. Младший брат Василия Великого, не получил столь высокое образование как брат, учился в Кессарии и занимался самообразованием. в 371 стал епископом города Ниссы. Активный участник 2 вселенского собора. До 5 вселенского собора был третьим столпом православия, после Василия Великого и Григория Богослова, затем его место занял Иоанн Златоуст.

Эсхатология Григория Нисского очень блиска к учению о апокатастасисе – о всеобщем спасении.

Эта теория развивалась, начиная с Климента Александрийскиго, через Оригена к Григорию Нисскому.

Климент Александрийский говорил о Божественной любви, которая всё покроет, а «огонь суда» - метафора внутреннего духовного очищения.

Тезисы Оригена:

1) «Начало тождественно концу и наоборот»

2) Зло не субстанционально, не существенно, оно не есть бытие. Зло – это отсутствие добра, оно изменчиво и должно исчезнуть.

3) Безмерная заслуга Христа. Сила жерты Христа, которая искупает всё и все грехи.

Ориген допускал временные муки, как очистительные и воспитательные.

Григорий Нисский проводит сравнение с «Египетскими казнями».

Печная зола 6 казни – указание. Как египтяне были исцелены распростёртыми руками Моисея, так мучащиеся в геене будут исцелены.

9 казнь – тьма 3 дня. Так и находящимся в геене будет дана возможность апокатастасиса.

Григорий Нисский разделяет тезис Оригена «Начало тождественно концу», но при этом у Григория есть учение «о возрастании в блаженстве и Богопознании», т.е. тождественно по природе, но может быть и что-то большее.

Также разделяет тезис, что зло – не сущностно и использует этот тезис против манихеев (2 Бога добрый и злой).

Григортй Нисский также опирается на учение о «неизменности божественного замысла» по которому человек должен достигнуть обожения. Грехопадение не может разрушить этот замысел.

Григорий Нисский понимает проблему «свободы человека» и пытается её сгладить:

- восстановленному разуму спасаемых неизбежно откроется истина и воля тварных существ свободно определиться разумом по истине.

Человек грешит, ибо он не разумеет, не знает истины, и после апокатастасиса истина откроется и человек обратиться к Богу.

В отличае от Оригена у Григория нет учения о пресуществовании души, и Григорий подчеркивает значимость телесной сущности.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!