Й ТАКТИЧЕСКИЙ УЧАСТОК МАРШРУТА – перевал Иркиз (1А, 2871м)

21.08.2018

День 11

Утро и день: переменная облачность

Вечер: переменная облачность

Переход: место ночевки – пер. Иркиз (1А, 2871) – д.р. Ак-Айры – ур. Ледниковая ферма

Радиально: Ледниковая ферма – Софийские водопады – пер Софийское седло (н/к, 2571) – Ледниковая ферма

12 км

2811м

2871м (пер. Иркиз)

1800м

2571 (пер. Софийское седло)

время в пути 3ч 10м чистое ходовое время 1ч 55м   время в пути 5ч 20м чистое ходовое время 3ч

Подъем у дежурных в 6:30, у всех группы в 7:00.

В 10:00 вышли на маршрут.

На перевал от лагеря ведет одна тропа и от озера, где мы стояли, седловина хорошо просматривается.

Фото 11.1. Вид на седловину перевала с места нашей стоянки

На перевал Иркиз мы зашли за 15 минут от места ночевки. Седловина здесь не широкая и довольно узкая, чуть повыше в скалу вбита памятная табличка. Отсюда открывается вид на гору Софию и ее ледники, но Ледниковой фермы не видно из-за холма.

Фото 11.2. Группа на перевале Иркиз

Фото 11.3. Вид на гору София с перевала Иркиз

Перевальную записку мы не нашли, поэтому решили оставить свою.

В 10:30 вышли с перевала.

Спуск крутой (30-35˚) и осыпной. За 10 минут мы преодолеваем этот участок. Справа от нас (к востоку) идет вверх тропа на перевал Баш-Джол (1А), нам нужна та же тропа, но только на спуск.

Фото 11.4. Спуск с перевала Иркиз и вид на перевал Баш-Джол

Фото 11.5, 11.6. Тропа вдоль ручья к Ледниковой ферме

Тропа хорошая, маркирована турами, идет вдоль пересохшего ручья, потом ручей «появляется» с соседнего склона. Здесь довольно пологий склон, но после впадения ручья начинается крутой спуск, который быстро заканчивается и продолжается снова относительно пологий участок.

Фото 11.7, 11.8. Крутой спуск вдоль ручья

Тут мы подошли к водопадам Ак-Айры и решили сходить посмотреть на один из них поближе.

Фото 11.9. Один из водопадов Ак-Айры

Отсюда ведет тропа наверх к Спартаковским ночевкам и перевалу Кожухова (2А).

В 12:35 выдвинулись дальше и через 35 минут были уже на Ледниковой ферме.

Фото 11.10. Ледниковая ферма. Вид на Софийские водопады

Ледниковая ферма находится в верховьях реки София и представляет собой горную долину. Здесь есть кош, пасутся коровы, построили даже кафе и стоят палатки с сувенирами. Туристов тут много, поэтому дров на самой поляне и в ближайшем примыкающем к ней леске нет. Мы ходили за дровами в соседний лесок, который находится на левом берегу реки Ак-Айры.

Свой лагерь мы поставили на слиянии рек Ак-Айры и София.

Так как мы сегодня особо не устали и у нас оставалось еще свободных пол дня, ребята предложили сходить в радиалку, которая у нас запланирована на завтра, сегодня.

Й ТАКТИЧЕСКИЙ УЧАСТОК МАРШРУТА – перевал Софийское седло (н/к, 2571м)

В 14:30 мы выдвинулись из лагеря к Софийским водопадам и перевалу Софийское седло.

Фото 11.11. Вид на пер. Софийское седло и Софийские водопады

К водопадам ведет широкая туристическая тропа вдоль многочисленных и полноводных ручьев.

Фото 11.12. Тропа к Софийским водопадам

За час мы поднимаемся к водопадам. Мы не ожидали, что они такие огромные вблизи.

Фото 11.13. Один из водопадов

Историческая справка:

Истоком горной реки Софии являются Софийские водопады, высота которых составляет 3 700 м. Они являются вторыми по величине в Архызе, расположены между долинами Кизгыч и Псыш. Вершина горы покрыта ледниками, которые и питают водопады. Несколько потоков холодной воды обрываются с высоты вниз, объединяясь между собой в единый поток и образовывая горную реку. Вода с большой скоростью падает, создавая шум, который слышно по всей округе. Река София течет к долине р. Псыш, а затем несет свои воды к истоку р. Большой Зеленчук – главной водной артерии горного Архыза. Поэтому Софийские водопады являются важными и выполняют огромную роль.

Где-то около часа мы погуляли и пофотографировались со всеми водопадами и пошли дальше вдоль склона к перевалу Софийское седло. Тропа в некоторых участках идет практически вплотную к скале, иногда появляются небольшие водопадики и ручьи. За час чистого ходового времени доходим до перевала.

Фото 11.14. Группа на перевале Софийское седло

Седловина широкая, отсюда открывается вид на Архызский участок Тебердинского заповедника – туда идти уже нельзя, либо только по пропускам.

На перевале очень ветрено, поэтому мы спрятались от ветра в какую-то ложбинку, где валяется куча ржавых консервных банок и перекусили последней нашей колбасой.

Фото 11.15. Седловина перевала. Вид на Архызский участок Тебердинского заповедника

Сняли записку, которая лежала тоже в ржавой банке, группы под руководством Шевчукова П.В.

Фото 11.16. Перевальная записка с пер. Софийское седло

В 18:00 начинаем спуск с перевала. Теперь мы пойдем прямо вниз, не заходя на водопады.

Фото 11.17. Вид на долину реки София

У ручья, точнее сверху него, в двух местах образовались снежные мосты, больше похожие на пещеры или туннели.

Фото 11.18. Снежный туннель над ручьем

Пока мы спускались, уже стемнело, поэтому ориентироваться стало не очень удобно. Мы перешли через ручей на правый его берег и пошли сначала по хорошей тропе, которая потом превратилась в множество коровьих. Все равно все они идут вдоль реки София, поэтому заблудиться даже в темноте сложно. Через реку на левый берег есть деревянный мостик, который выводит прямо к кафе «У белочки» и ларькам с сувенирами. К лагерю от перевала мы дошли за 1 час.

22.08.2018

День 12

Утро и день: ясно

Вечер: облачно, небольшой дождь

Дневка

1800м

Сегодня у нас дневка. И, чтобы занять свое время, мы решили пройтись до поляны Таулу. До нее идти примерно 9 км по грунтовой дороге. Это расстояние проходится где-то часа за 2 налегке.

Фото 12.1. Группа на фоне Софийского ледника

23.08.2018

День 13

Утро и день: переменная облачность

Вечер: переменная облачность

Переход: место ночевки –поляна Таулу

9 км

1500м

время в пути 3ч 20м чистое ходовое время 2ч

Сегодня встали в 9 утра все. Вышли на маршрут в 12:00.

Фото 13.1. Вид на долину реки София

Фото 13.2, 13.3. Дорога к поляне Таулу

Дорога на Таулу начинается на левом берегу реки София. Нам туда можно попасть перейдя сначала Ак-Айры по бревну, а потом Софию по мосту.

Дорога грунтовая, по ней часто ездят УАЗах, возят туристов. Иногда дорогу преграждают небольшие ручьи или разлив реки. За 2 часа ч.х.в. мы доходим до поляны и ставим лагерь.

Фото 13.4. Поляна Таулу

Историческая справка:

Поляна Таулу находится в Карачаево-Черкесской республике, в Софийской долине. Основной маршрут сюда пролегает из села Архыз, его длина составляет 6 километров. Поляна Таулу расположена на высоте 1500 метров над уровнем моря в междуречье Псыша и Софии, где последняя соединяет свои воды с водами Псыша. Отсюда удобно начинать походы по ущельям Псыша, Софии и балке Орлёнок. Слово «таулу» с карачаевского переводится, как горец. Так что поляна Таулу – это по-простому горная поляна или межгорная поляна.

До сюда уже дошла цивилизация: тут стоят магазинчики и кафешки, местные зазывают на джипинг и экскурсии.

На этом завершился наш поход 1 к.с. по Архызу. Завтра мы уезжаем в Невинномысск.

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!