Методические рекомендации к практическому занятию 7.



Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и подготовить устные сообщения по вопросам семинара.

План

1. Глобальные проблемы, сущность, классификация, возможные пути решения.

2. Глобализация. Исторические формы и этапы глобализации.

3. Национальные формы глобализационных стратегий.

4. Возможные сценарии будущего.

Основные термины:глобальные проблемы, Римский клуб, глобализация, интеграция, футурология, человеческая революция, цивилизация, формация, теория «вызова-и-ответа», «ось истории», информационное общество, «третья волна».

Самостоятельная работа. Рекомендуется заполнить таблицу в тетради для практических заданий.

Основные точки зрения на развитие общества

Философский подход Авторы Основные термины Взгляд на общественный прогресс Будущее человечества и истории
1. Информаци-онный подход        
2. Цивилизаци-онный подход        
3. Концепция идеальных типов        
4. Концепция культурно-исторических типов        
5. Культуроло-гический подход        
6. Теория стадий экономического роста        
7. Теория этногенеза        
8. Концепция «третьей волны»        

 


Методические рекомендации к практическому занятию 8.

Категории человеческого бытия. Человек как существо неестественное

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия.

Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода он является индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими свойствами: целостность морфологической психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие «индивид» – это первая ступень к понятию человека как личности: реальный индивид является началом, основанием для формирования личности.

Человек как личность – это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний. С точки зрения философской антропологии, человек как личность полон парадоксов. Взаимосвязь творчества, свободы, ответственности создает условия для существования личности.

Невозможно представить себе человека как личность без любви, счастья, веры. Именно эти факторы служат основанием для нормальной жизни и развития человека, наполняют смыслом его существование.

Вопрос о смысле жизни человека интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. И главный вывод, к которому мы можем прийти, – смысл жизни не дан человеку извне, человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Определение смысла жизни может быть раскрыто через различные подходы, в основе которых лежит та или иная концепция: гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, альтруизм, утилитаризм, прагматизм.

Подготовка к данному занятию осуществляется в подгруппах. Форма ответа – презентация. Важно отразить в ответе собственную точку зрения по рассматриваемой категории.

 

План

1. Парадоксальная вещь–любовь.

2. Творчество как образ жизни человека.

3. Счастье человека в согласии самим собой.

4. Вера – открытие души навстречу истине.

5. Смерть – венец жизни человека.

Основные термины: гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, альтруизм, утилитаризм, прагматизм.

 


Методические рекомендации к практическому занятию 9.

Итоговое занятие .

Заключительное практическое занятие рекомендуется провести в форме ролевой игры «Дебаты». Ниже изложены правила ее проведения. Тему игры можно сформулировать в соответствии с пожеланиями студентов и преподавателя. Например, «Нужна ли философия в современном мире», «Человек реальный и виртуальный», «Существует ли общественный прогресс» и др.

Второй вариант проведения занятия включает в себя пробное тестирование по курсу и итоговый словарный диктант.

«Дебаты» – это ролевая игра, итогом которой является решение данной проблемы.

Для проведения игры группе необходимо разделиться на 2 команды. Защита своей позиции каждой командой может проходить в любой форме (в том числе с использованием экспертных мнений, подготовке презентаций и т. д.).

Игра проводится по следующим правилам:

Риторический турнир («Дебаты»)

Ролевая игра «Дебаты» – публичный спор по правилам на данную тему, позволяющую сформулировать «да» и «нет» решение, с экспертной оценкой.

Цель данной игры – освоение законов дискуссии и правил корректного ведения спора. Результаты игры определяются по заранее известным параметрам в баллах.

В игре три раунда. На словесный поединок выходят представители каждой из команд (поочередно) с монологом по теме и отвечают на вопросы команды противника.

Раунд первый. Монологи объемом по 4 минуты.

• Обязанности ритора 1 команды А: создать психологический фон к цели высказывания, определить ключевые понятия, обосновать аспекты проблемы, сформулировать пункт разногласий, привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса утверждения).

• Обязанности ритора 1 команды Б: создать психологический фон к цели высказывания, сформулировать тезис отрицания; принять (отвергнуть, уточнить) определения ключевых понятий, принять выдвинутые аспекты проблемы (и/пли предложить свои), принять формулировку пункта разногласий или предложить свою;

1. привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса отрицания);

2. направление вопросов – на уточнение определений и формулировки пункта разногласий, па слабые аргументы команды-противника.

Раунд 2. Монологи – объемом по 3 минуты. Полностью связаны с ситуацией спора, требуют быстрой реакции и полемического напора.

3. Обязанности ритора 2 команды А: восстановить тезис утверждения и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды.

• Обязанности ритора 2 команды 1: – восстановить тезис отрицания и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды.

4. Направление вопросов – на слабые аргументы команды-противника.

Раунд 3. Монологи объемом по 4 минуты. Призваны акцентировать основные моменты спора, сопоставить аргументы сторон и сделать вывод. Требуют от игроков логических навыков сравнения и обобщения. Обязанности ритора 3 команды А: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции отрицания, сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее, завершить линию утверждения (новые аргументы при этом не приводятся).

• Обязанности ритора 3 команды Б: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции утверждения, сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее, завершить линию отрицания (новые аргументы при этом не приводятся).

• Вопросы в этом раунде не задаются.

На этом практическом занятии планируется проведение итогового словарного диктанта. Список терминов для него представлен ниже.

Словарь основных терминов

Абсолютная истина Активность сознания Альтруизм Анимизм Базис Внимание Воля Воображение Восприятие Время Гедонизм Гипотеза Глобализация Гражданское общество Движение Детерминизм географический Детерминизм демографический Детерминизм социально - экономический Детерминизм технологический Детерминизм экономический Дифференциация Духовное производство Закон двойного отрицания Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количества в качество Знание Идеальное Идеология Индивид Индивидуализм Индивидуальность Интеграция Интенциональность Истина Классическая наука   Когерентная теория истины Конвенциалистская теория истины Конкретность истины Корреспондентская теория истины Креативность Личность Материальное бытие Мера Монотеизм Мораль Наблюдение Надстройка Народонаселение Наука Научное познание Научно-исследовательская программа Национальное самосознание Нация Неклассическая наука Общественное сознание Общество Объект Объективная истина Обыденное познание Онтогенез «Онтологический нигилизм» Относительная истина Отражение Отрицание Ощущение Память Политеизм Понятие Постклассическая наука Правовое государство Прагматистская теория истины Практика Практическое познание Представление Прогресс Пространство Психика Развитие Регресс Самодостаточность Самоорганизация Свобода Синергетика Система Социальная справедливость                             Социальное бытие Социальное познание Стихийный материализм Стагнация Структура    Субъект  Субъективная истина Суждение Теория Теория «Вызова-и- ответа» Теория очевидной истины Тотемизм Точка бифуркации Умозаключение Утилитаризм Фетишизм Филогенез Формализация Футурология Художественное познание Ценность Частная собственность Человек Эвдемонизм Экзистенциализм Эксперимент Эмоции Язык

 

 

Таким образом, к концу семестра для допуска к экзамену у студента должны быть выполнены следующие условия:

- в тетради для подготовки к семинарам выполнено и проверено не менее 70% от предложенных заданий для самостоятельной работы (не менее 8 из 11 заданий);

- законспектированы все указанные в лекциях темы для самостоятельного изучения;

- с отметкой «зачтено» написаны первая и вторая часть терминологического диктанта (правильно написаны половина плюс один термин из 12, предложенных в каждом из вариантов);

- в течение семестра студент должен выступить с сообщением не менее чем на трех семинарских занятиях.

 


 

Лист учета выполненных заданий для самостоятельной работы по Философии

 

Содержание задания Максимальный балл / оценка Подпись преподавателя

1 практическое занятие

1 2 задания на выбор 3 /  
2 Эссе по предложенным темам 5 /  

2 практическое занятие

3 Заполнение таблицы «Теория общественного договора» с точки зрения различных философов эпохи Нового времени 2 /  

3 практическое занятие

4 Задания с коротким ответом (57) 5 /  

4 практическое занятие

5 Таблица по основным категориям диалектики 5 /  

5 практическое занятие

6 Творческие задания (4) 3 /  

6 практическое занятие

7 3 задания на выбор 2 /  
8 Задание № 11 (в виде таблицы) 3 /  

7 практическое занятие

9 Таблица «Основные точки зрения на развитие общества» 3 /  

8 практическое занятие

10 Подготовка презентации 3 /  

9 практическое занятие

11 Подготовка и участие в диспуте 3 /  

Словарный диктант

12 1 часть 5 /  
13 2 часть 5 /  

Конспектирование (самостоятельная работа по лекциям)

14 8 конспектов 8 /  

Выступление на практическом занятии (не менее 3)

15 Устный ответ 5 /  
16 Устный ответ 5 /  
17 Устный ответ 5 /  

ИТОГО:

70 /  

 


 

1. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не может быть опровергнуто в процессе своей познавательной деятельности.

2. Агностицизм – позиция, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.

3. Аксиология – философское учение (наука) о ценностях, теория ценностей.

4. Альтруизм – смысложизненная концепция, заключающаяся в бескорыстной заботе о благе других людей.

5. Анимизм – вера в одушевленность всей природы, в то, что у людей, животных и растений и предметов есть душа.

6. Аскетизм – смысложизненная концепция, предполагающая отказ от телесных удовольствий ради возвышения духа.

7. Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность.

8. Верификация – один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) путем сопоставления их содержания с содержанием полученных в результате опыта эмпирических данных.

9. Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

10. Восприятие – процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств.

11. Время – свойство материальных систем, совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность.

12. Вульгарный материализм – философское направление, которое основывалось па убеждении, что содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. По их представлениям мозг так же вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь.

13. Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека; стремление к получению удовольствий, как можно разнообразней, здесь и сейчас.

14. Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются; концепция, согласно которой климат и другие природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

15. Гипотеза – недоказанное утверждение, предположение или догадка.

16. Глобализация (интернационализация) – процесс формирования общества в планетарном масштабе; объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их приближения к культуре передовых стран.

17. Гносеология – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.

18. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

19. Движение – любое изменение объектов, процессов, явлений вообще, их свойств и отношений.

20. Деизм — понятие, противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события.

21. Демографический детерминизм – положение теоретического анализа, в основе которого лежит тезис об определяющей роли населения в развитии общества.

22. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления; по Сократу – искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

23.  Дифференциация – более глубокое и тщательное исследование отдельных явлений и процессов определенной области действительности на определенной стадии эволюции науки.

24. Дуализм — философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.

25. Духовное производство – вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов духовных потребностей людей. Развивается на основе материального производства. Сложная система духовной деятельности, которая включает сферу творчества (наука, искусство и др.), сферу распределения и освоение духовных ценностей.

26. Закон отрицания отрицания («диалектического синтеза») – закон диалектики, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль». Закон отрицания отрицания устанавливает, что в процессе прогрессивного развития каждая новая ступень является результатом отрицания двух предыдущих, причем исходная ступень воспроизводится в новой не полностью, а частично и в измененной форме.

27. Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, раскрывающий причину самодвижения и развития. Его суть во взаимодействии противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Другими словами, это, закон всеобщей противоречивости.

28. Закон перехода количества в качество – считается одним из основных законов диалектики. Выражает такую зависимость, которая заключается в том, что количественные изменения постепенно накапливаясь достигают определенной меры (границы), что приводит к скачкообразным качественным изменениям, а новое качество открывает возможность новых количественных изменений.

29. Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей содержание мышления об объекте, информация об окружающем мире и самом человеке. По устоявшейся традиции знание рассматривается, прежде всего, как некий информационный результат познавательного процесса, создающий ориентировочную основу поведения людей.

30. Идеальное – не воспринимающаяся органами чувств и не имеющая физических качеств реальность.

31. Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность, с точки зрения интересов определенных социальных групп.

32. Индивид – особь, каждый самостоятельно существующий организм, отдельный человек.

33. Индивидуализм – стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности жизненная позиция, утверждающая безусловное право каждого человека на свободу и независимость.

34. Интенциональность – направленность (устремленность) сознания на предмет.

35. Иррационализм – философское учение, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основой познания интуицию, чувство, инстинкт и др.

36. Ковенциалистская теория истины – теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость.

37. Корреспондентская теория истины – это концепция, трактующая истину как соответствие мысли (высказывания) с действительностью (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности.

38. Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

39. Личность – устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека. Личность есть продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

40. Материализм – одно из главных философских направлений; признает объективность, первичность, несотвори-мость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

41.  Мера – категория, выражающая диалектическое единство качества и количества объекта, указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот.

42. Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

43.  Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов, убеждений, определяющих направления деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

44. Монизм – философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную.

45. Монотеизм – единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог.

46. Мораль – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

47. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга.

48. Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

49. Народонаселение – совокупность людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории – континента, страны, области и т.д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.

50. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

51. Научная парадигма – набор знаний, характерный для большой группы людей на определённом этапе их развития; парадигма есть совокупность научных достижений, в первую очередь, теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.

52. Научная революция – научный термин, введенный Т.Куном для обозначения такого времени в развитии науки, когда формируется новая парадигма.

53. Научно-исследовательская программа – единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

54. Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения

55. Нация – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

56. Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей.

57. Общественное сознание – совокупность идей, концепций, теорий, обуславливающих духовную сторону жизни общества, в которой в том числе отражается и представление о самом обществе.

58. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей.

59. Объект – то, на что направлена наша познавательная и иная деятельность. 

60. Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта.

61. Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустуроннее сознание – «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.

62. Онтология – раздел философии, изучающий бытие; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

63. «Онтологический нигилизм» – активное неприятие самой идеи первичности бытия и реальности, а также возможности их разумного постижения.

64. Относительная истина – истина, познаваемая в процессе мышления, которое отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, постоянно изменяющихся и развивающихся.

65. Отражение – свойство материи, характеризующее способность всех материальных объектов и процессов реагировать на изменение внешней среды.

66. Ощущение – элементарное психическое явление, возникающее в результате воздействия объекта на орган чувств человека.

67. Пантеизм – философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.

68. Политеизм – поклонение нескольким богам.

69. Понятие – мысль о наиболее общих и в то же время существенных признаках исследуемого предмета.

70. Право – нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

71. Правовое государство – государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии.

72. Прагматизм – философское учение, в результате которой философия должна стать не размышлением о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения жизненных проблем.

73. Прагматистская теория истины. Истина, с прагматической точки зрения, в самом деле может быть соглашением идеи с действительностью, признанием полезности конкретного знания.

74. Практика – целенаправленная предметно – чувствительная деятельность человека по преобразованию окружающего мира.

75. Представление – образ предмета, сохраняемый в нашей памяти на основании чувственных данных.

76. Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами – провидением, богом.

77. Прогресс – тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

78. Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и относительную величину.

79. Развитие – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

80. Рационализм – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

81. Регресс – движение развития вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

82. Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также связанное с ними поведение людей, определяемое верой и благоговейным отношением к определенным ценностям (Бог, боги, природа, культура, общество, нация, власть, богатство и т. П.). Форма общественного сознания, которую характеризует вера в сверхъестественное.

83. Самодостаточность – способность жить, руководствуясь только собственным суждением, не нуждаясь в сторонней поддержке или одобрении.

84. Самоорганизация – свойство материальных систем, характеризующее их способность самостоятельно переходить на более высокий уровень.

85. Социальная справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деянию и воздаянию; в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни.

86. Стихийный материализм –форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий. В качестве такой стихии может рассматриваться огонь, вода, воздух или земля.

87. Стагнация – состояние прекращения развития.

88. Свобода – то наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события, при условии ответственности за это решение.

89. Синергетика – учение о саморазвивающихся системах.

90. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

91. Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.

92. Структура – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

93. Структурность – системный характер организации материи, предполагающий выделение в материальном мире следующие структурные уровни.

94. Субстанция – всё то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самой себя.

95. Субъект – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.

96. Субъективная истина – такое содержание знания, которое напрямую зависит от субъекта познания.

97. Субъективный идеализм – всё существует только в сознании познающего субъекта, идеи существуют в разуме человека, образы материальных вещей также существуют только в разуме, вне сознания человека ни материи, ни духа не существует; это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

98. Субъект – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.

99. Субъективная истина – такое содержание знания, которое напрямую зависит от субъекта познания.

100. Суждение – такая форма мысли, в которой посредством понятий утверждается или отрицается что либо.

101. Сциентизм – течение философии, которое абсолютизирует роль науки в системе культуры и жизни общества.

102. Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

103. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхестественной силы – Бога.

104. Технологический детерминизм – концепция, согласно которой технические средства производства, то есть машины, механизмы, компьютеры, роботы и т. д., а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни, характер и направление социального развития.

105. Тотемизм – одна из ранних форм религии, основой которой была вера в общее происхождение и кровную близость какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением.

106. Точка бифуркации – выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое состояние с более высокой степенью сложности и упорядоченности.

107. Умозаключение – рассуждение в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится следующее, логически связанное с предыдущим.

108. Фальсификация – способ проверки истинности гипотезы с помощью её опровержения.

109. Фетишизм – религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые, по представлению верующих, наделены сверхестественной магической силой.

110. Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека; наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

111. Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей.

112. Формация (общественно-экономическая формация) – исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, характеризующийся определенным соотношением производительных сил и производственных отношений.

113. Футурология – область философского знания, в которой представлены проекты будущего человечества, прогнозы перспектив социальных изменений.

114. Ценность – определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло).

115. Цивилизация – стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.

116. Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищенное законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

117. Эвдемонизм – этическая позиция, при которой главной целью и главной ценностью является достижение счастья.

118. Экзистенциализм – иррационалистическое направление в современной западной философии, возникшее как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня.

119. Эксперимент – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

120. Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания.

121. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления.

 


*Схему необходимо выполнить в тетради для практических занятий, используя термины, перечисленные ниже.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!