ОБЩЕСТВА КАК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ



 

Все, что существует, есть Энергия, подвергающаяся изменениям Общества, как и все прочее, производят, потребляют и передают энергию. Иными словами, общества являются генераторами для повышения уровня энергии, машинами для инструментального использования энергии и аккумуляторами для хранения энергии.[159]

Все трансформации предусматривают взаимодействие по крайней мере трех качеств энергии, а человеческие общества обычно имеют дело со взаимодействием на многих различных уровнях. Человек, как член Общества, в случае его полной обусловленности находится на уровне рассеянной энергии (Е12),  которая не имеет собственного интегрирующего принципа. Психостатическая группа, как целое, ведет себя согласно характеристикам четырех механических энергий, хотя индивидуальные ее члены участвуют в жизненных (витальных) энергиях, а также имеют некоторую связь с сознательностью и творчеством. Именно этим объясняется механическая предсказуемость обширных коллективов психостатических людей и тесный параллелизм между человеческим поведением и действием различного рода автоматически управляемых механизмов.

Психокинетичеокая группа проявляет свойства жизненных энергий, хотя отдельные ее члены могут быть сознательными и творческими людьми. Можно поэтому сказать, как метафорически, так и буквально, что Психокинетическая группа есть "жизнь и душа" человечества. Психотелеологическая группа непосредственно имеет дело с четырьмя космическими энергиями, хотя члены ее обладают телами и умами и поэтому зависят от трансформации материальной и жизненной энергий.

Существуют специальные методы, которыми различные группы, подгруппы и составные общества (например, общества, состоящие из членов двух или более подгрупп) используют энергии для выполнения бесконечного разнообразия задач, требуемых для поддержания жизни и прогресса человечества, для служения нуждам Биосферы и для исполнения космического предназначения человека. Эти задачи отличаются друг от друга по длительности, трудности и уровню их осуществления. Каждая из этих четырех характеристик - вид, продолжительность, трудность и уровень - требуют соответствующих характеристик энергий, подлежащих использованию.

В главе 32 мы классифицировали энергии тремя способами: по интенсивности, количеству и качеству (или виду). Двенадцать качеств энергии - от тепловой (Е12) до Трансцендентной (Е1) -принципиально отклоняются от общепринятых понятий энергии. Мы можем ассоциировать интенсивность с гипарксисом, количество -со временем, качество - с вечностью. Этих трех свойств недостаточно для описания структуры действия, которая даже в терминах только энергии должна учитывать пространственные факторы энергий, происходящая при целенаправленной активности, требует генераторов, двигателей и аккумуляторов. Все это, взятое вместе, формирует содержание Настоящего Момента, внутри которого предпринята определенная деятельность (задача). В IV томе мы будем изучать это как Историю.

Распределение энергии может принимать форму концентрации, потока и интеграции.

Когда энергия сконцентрирована, она становится пригодной к инструментальному использованию. Например, энергия сознания -универсальна и вездесуща, но она не может быть действенной в существующих организмах до тех пор, пока не сконцентрирована. Сконцентрированное сознание может воздействовать на энергии жизни, включая чувствительность, и таким образом обеспечить инструмент для индивидуальной Воли. Подобным же образом концентрация энергии позволяет обществу действовать как индивидууму - совершенно иначе, чем путем функциональной организации.

Энергетический поток, посредством которого обеспечивается возможность анаболической и катаболической трансформации, требует надлежащей аппаратуры. Такой многоцелевой аппарат должен быть сконструирован сознательно, как человеческое общество.

И, наконец, интегративное значение распределения энергии. В последней главе мы видели, что ум и душа человека являются структурами, формируемыми главным образом из чувствительной и сознательной энергии. В неразвитом состоянии человек имеет эти энергии, но им не хватает какого-либо стабильного пространственного распределения. Формирование души в этом случае является настолько же вопросом пространства, насколько и вопросом времени, вечности и гипарксиса.

Все это применимо и в отношении Вместилища Вещества Души, которое разделяют все люди, и которое следует понимать как экзистенциальную структуру энергий. Чтобы стать Мировой Душой, эти энергии должны достигнуть чрезвычайно сложной и все же динамичной структуры. Мировая Душа должна быть организована таким образом, чтобы она объединила всю человеческую расу в сообщество, имеющее сознательную цель. Завершенное человеческое общество и Мировая Душа будут эволюционировать бок и бок, пока не будут объединены Волей Универсальной Индивидуальности. Это означает, что распределение чувствительной и сознательной энергий в пространственном поле Земли не менее важно, чем количество и интенсивность этих энергий в человеческом опыте.

Значение распределения энергий на этом не кончается, так как человечество должно достичь интеграции с Биосферой, чтобы участвовать в Космической Драме на планетарной шкале. Это потребует концентрации, потока и сращения энергий, недоступных никакому описанию. И все же мы должны попытаться сформировать хотя бы теоретическое представление истинного места человечества в симбиозе Биосферы, и это будет нашей задачей в изучении обществ.

 

БИОСФЕРА КАК СИМБИОЗ

 

Человеческое общество как тотальность может быть понято только в соотнесении с великим симбиозом, частью которого оно является. Симбиоз Биосферы есть переходное общество между Автономным и Гиперномным мирами.[160] Симбиоз Биосферы предстает перед нами как структура, многие элементы которой все еще отсутствуют в нашем человеческом опыте. Мы знаем, что Биосфера, как общность живых организмов существует многие сотни миллионов лет, и похоже, что она просуществует так долго, пока климатические условия на земной поверхности будут контролироваться энергетическим обменом между атмосферой, океаном и внешним слоем земной коры. По-видимому, нет никакой причины, чтобы эти условия не сохранились и в последующие тысячи миллионов лет.

Биосфера ассоциируется со всей жизнью на поверхности нашей планеты - и это ситуация огромной сложности для человечества. В настоящее время на Земле живет более трех миллиардов человеческих существ. Мы не можем высчитать тотальное число человеческих индивидуумов, живших в прошлом, и которым предстоит жить в будущем. Мы существуем на земле вместе со многими тысячами биллионов животных, позвоночных и безпозвоночных. Все это в целом не поддается описанию.

Человек представлен одним биологическим видом и, вероятно, за полтора миллиона лет существования человека на Земле было не более трех-четырех видов гуманоидов. Этот вопрос будет детально обсуждаться в главе 45. В пределах тотального События - с начала появления Жизни на Земле и до ее прекращения - место, занимаемое человечеством, очень незначительно, как по продолжительности, так и по масштабности. Значение человека как доминирующей формы жизни в симбиозе Биосферы состоит в выполнении задачи Эволюции Жизни на Земле. Удерживая это в уме, мы сможем установить структуру обществ, начиная с индивидуального человека и кончая Биосферой в целом. Это может быть представлено структурой трех смыкающихся процессов Эннеаграмм (См. гл. 37.14., 37.12.).

В симбиозе Биосферы три главных процесса сращиваются в Великий Космический Цикл. Эти процессы уже упоминались в ходе нашего изучения:

 

1. Трансформация Человеческих Самостей в Индивидуальность.[161]

2. Эволюция Человечества (см. гл. 45 и 46).

3. Одухотворение Биосферы (см. главы 34 и 35).

 

Эти три различных цикла берут начало на три независимых источника и каждый из них характеризует радикально отличный вид общества - или элемент тотального Симбиоза. Тотальный характер Биосферы - по необходимости концептуальное понятие, но оно, несомненно, связано с ролью Жизни как согласующего элемента во Вселенной.[162]

Жизнь на Земле одаривает нас столь огромной сложностью взаимоотношений, что их невозможно охватить одной единственной структурой. Поэтому сейчас мы будем иметь дело только с Регулирующей (согласующей) ролью человечества в Симбиозе Биосферы.[163]

Так как мы имеем дело с тремя независимыми процессами, мы можем воспользоваться эннеаграммой, которую рассмотрели в главе 37 как символ Гармонии. Каждый Источник, или "ДО" (первая нота музыкальной октавы), проходит через три стадии, прежде чем возникает потребность "сплавления". Эти три триплета можно дедуцировать из природы каждого Источника:

 

Первый Триплет

Инициирующая стадия                Человеческая Личность

Вторая стадия                                          СЕМЬЯ

Третья стадия                                          Клан или НАЦИЯ

Второй Триплет

Инициирующая стадия                Культурное Сообщество или ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Вторая стадия                                          Тотальная человеческая ситуация, ограниченная

во Времени - ЭПОХА

Третья стадия                               Тотальная человеческая ситуация, не ограниченная

во Времени, - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Третий Триплет

Инициирующая стадия                Человек как проводник ОДУХОТВОРЕНИЯ

Вторая стадия                                          Особая форма жизни, в которой сконцентрировано

Одухотворение - ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИЙ СТВОЛ

Третья стадия                                     Форма экзистенциальной Доминанты в Биосфере -

ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА ЖИЗНИ

 

Вместе эти девять стадий формируют девять элементов, три из которых являются источниками, а шесть - ступенями. Эннеаграмма имеет только девять точек, но одна из них появляется дважды: как точка входа и как точка выхода. Это происходит благодаря свойству Эннеаграммы репрезентировать космические ситуации в не транзитивных измерениях Пространства и Вечности и в транзитивных измерениях Времени и Гипарксиса.

 

                                                      БИОСФЕРА

 

                                                      Индивидуальный

                                                      Человек

 

                    Доминирующая                         Семья

                    Форма Жизни

 

 

           Развивающийся                                           Нация

                  Ствол

 

 


                  Одухотворение                                        Цивилизация

 

 

                                          Человечество   Эпоха

 

Рис.41.6. Общества Биосферы.

 

Первая последовательность входит - за пределами национальных обществ - в межнациональный симбиоз, названный здесь Эпохой.[164]

В следующем Томе нашего исследования мы увидим, что Эпохи ассоциируются с сознательной эволюцией человечества, и поэтому их значение возрастает о каждой последующей стадией. Эпохи переживают многие поколения человечества, обычно их продолжителъностъ - порядка сотни поколений. За Эпохой находится Человечество - на одной из высших стадий его эволюции. К примеру, мы сейчас находимся на стадии, когда человечество приобретает сознательность относительно собственной целостности (Осознание Единства Мира), но не своей роли в Биосфере. Когда наступит время, трансформированное человечество будет выполнять задачу руководство эволюцией всей жизни на Земле, направленной к исполнению ее великой Судьбы. На более поздней стадии новое Человечество, совершенно не похожее на человеческую расу, как мы ее знаем сегодня, будет сочетаться с Душой Биосферы.

Эти спекулятивные пророчества относительно очень далекого будущего предполагается структурой нашей диаграммы. В точке, где Человечество принимает ответственность за свою собственную эволюцию, оно встанет перед лицом новой проблемы: проблемы одухотворения самой Биосферы. Далее станет очевидным, что человеческое существование не имеет обособленного значения, и дальнейший прогресс потребует решительного переосмысления всей жизни на Земле.

Эволюционирующие стволы подготавливают путь для следующего шага вперед. Так, млекопитающие подготовили путь для прихода человека. Человечество откроет свою роль как Эволюционирующего Ствола Человеческой Формы Жизни, которая в конечном счете завершит трансформацию Жизни.

В описании симбиоза Биосферы взгляд в будущее необходим, поскольку человек является сравнительно недавним явлением в Биосфере и еще не развил свойств, которые в конце разграничат его экзистенциально от животных. Мы написали "экзистенциально", потому что по своей эссенциальной природе человек - с тех пор, как он впервые появился на Земле - совершенно отличен от животных.

Симбиоз, который мы изучаем в этом разделе, воспринимаем во времени и пространстве. Мы не можем непосредственно наблюдать вечный паттерн, по которому он сконструирован, но мы можем делать выводы от основы Систематики. Гипархическое значение совсем ускользает от нас - другими словами, мы не имеем возможности ответить на вопрос, соответствует ли симбиоз Биосферы Судьбе Биосферы. Если бы мы, люди, могли знать ответ на этот вопрос, мы знали бы достаточно много о Судьбе и будущем Человечества.

В настоящее время наш интерес необходимо направить главным образом к обществам, примеры которых мы встречаем в нашем опыте.

 

Семья

 

Тема семьи в основном рассмотрена в разделе 15.41.1. Здесь семью можно представить как поле всех личных контактов мужчины и женщины. Тенденция к ослаблению семейных уз, которая развилась в последнее время, является в общем ретроградной. Семейное общество формировалось как сообщество трех поколений. Клан, или септ, владеющий землей сообща и претендующий на происхождение от общего предка являет собой возможную верхнюю границу аутентичных семейных связей. Наличие семейного общества распознавалось по наличию личных связей между его членами. Человек мог никогда не встречать или не слышать о каком-либо другом члене семейного общества, но он мог определить его "место" по его происхождению, месту жительства или роду занятий. Таким образом определялись подгруппы членов внутри семейного общества. Они - родня, но не все они выполняют одну и ту же функцию.

В идеальном патриархальном обществе подгруппы работают в гармонии с различными уровнями Семейства Самостей. Одни заняты материальными проблемами, другие - удовлетворением иных нужд, третьи - обучением и трансформацией.

Таким образом, семья является естественной средой, в которой развивается экзистенциальный человек; ее влияние распространяется на четыре Самости, которые черпают свое содержание главным образом от семьи. Личность черпает из всех источников. Весьма вероятно, что общество семьи разделяет общий Рок.

Семья имеет также эссенциальное значение - в той мере, которой она должна обеспечить условия для приобретения расположения и различения. Это задача, принадлежащая ее внутренней жизни. Семья обладает симбиотической релевантностью в отношении Биосферы как естественная единица экзистенциального человечества. Именно с семьи начинаются трансформации человеческой жизне-формы.[165]

Во всех человеческих обществах семья является первичной социальной силой в пределах более обширных социальных комплексов. Симбиоз семьи ведет нас прямо к следующей стадии: нациям.

 

Национальные общества

 

Семья является централизованно направляемым единством. Члены ее разделяют общее наследие, удерживающее их вместе. Наследие включает родство, общий опыт, имущество, сохраняемое сообща, общий язык, убеждения и традиции. Их притягательная сила продолжает действовать и с прекращением личных связей. За пределами семьи мы обнаруживаем общества с более сложной структурой, но все еще объединенные узами того же типа. Это - нации, или народности. Такие общества существовали на Земле прежде, чем они были отмечены историей. Обычно они удерживались вместе географическими границами и общим наследием; но последнее осуществляло истинную связь внутри национальной семьи.

Общее наследие верифицируется способностью нации при миграции в новую географическую среду сохранить свое единство, включая общий язык и заметную эндогамную тенденцию.

Хотя единство нации в ходе жизни экзистенционально, оно всегда охватывает несколько уровней Существования - отсюда и общее отношение к Ценностям, примером чего служат национальное искусство, национальная мораль и национальные обязательства, признаваемые и разделяемые различными группами внутри национального общества.

Нации следует отличать от государства, которое является инструментом для проявления власти и не принадлежит к естественным обществам Биосферы. Государственное правительство редко совпадает с национальным обществом, хотя часто провозглашает основой своей власти "права наций". Современные государства часто охватывают множество наций, а нации разделены между государствами. Государство, как институт власти, подвержено постоянным видоизменениям. Идеальному государству следовало бы иметь структуру четырехчленной системы, так как его функция - поддерживать гармоничное сотрудничество между четырьмя психостатическими подгруппами тотального человеческого общества. Политическая экономия, или искусство управления государством, есть часть общей гармонии человеческих обществ, и она будет изменяться по мере того, как человечество будет эволюционировать в сторону структур, которые вытеснят современное государство, как и оно заняло в свое время место прежних институтов власти, Это подводит нас к роли цивилизаций.

 

Цивилизации

 

Цивилизации отличаются от семейств, кланов и наций своим происхождением и своей функцией. Они не удерживаются вместе центростремительными влияниями общего происхождения или давлением экономики и поддержания существования. Обычно цивилизации объединяют в себе различные географические регионы, народы которых живут в совершенно различных климатических и экономических условиях. Более того, они растут, развиваются, процветают, вырождаются и заменяются совершенно иначе, чем семьи и нации.

Цивилизации отличаются и от симбиоза, который принадлежит к третьей и четвертой стадиям, охватывающим всю человеческую расу определенного периода времени. Цивилизации вообще не от носятся к "стадиям" человеческой эволюции - скорее это каналы Ценностных влияний. Они незримо соединены с Вместилищем Вещества Души, состояние которого они отражают в видимой жизни человечества. С этой точки зрения цивилизации имеют своим началом не личные нужды мужчин и женщин и не духовный паттерн Судьбы Биосферы, но эволюционное давление на человечество как целое. Цивилизации являют собой усилия все еще незрелой Души Человека и отмечают ступени в трансформации ее от бесформенного Вещества Души к будущему Космическому Человеку.

Цивилизации характеризуются особыми ценностными структурами, включающими общераспространенные вкусы, социальную мораль, гуманитарные и религиозные ценности. Цивилизация может длиться тысячу лет и охватывать значительную часть человечества; она также может быть относительно ограниченной по масштабу и продолжительности. Но любой цивилизации присущ диадический характер. Внешне она социальна и политична: ее члены одержимы амбицией, экспансией и жаждой навязать свою ценностную структуру другим обществам. Внутренне цивилизация гуманна и религиозна: это поиск реализации Эссенциального Откровения, ассоциирующегося с духовным продвижением. Арнольд Тойнби - его "Исследование Истории" является принципиальным источником предлагаемой картины цивилизации - указывает на связь цивилизации с великими Империями и Универсальными Церквями.

На сцене человеческой истории Цивилизации появились сравнительно недавно. Тойнби различает свыше сорока цивилизаций, процветающих за последние пять тысяч лет. Роль, предназначенная цивилизациям, выполнялась раньше самими Источниками, из которых ценностные структуры входили в непосредственный человеческий опыт. Задолго до появления цивилизаций в Бытии уже действовали Школы, к которым принадлежало меньшинство, стоящее отдельно от остального человечества. Роль цивилизации состояла в расширении влияния и распространении ценностных структур среди большинства людей и в мире.[166] Эта роль сейчас почти завершена, и Цивилизации, как мы их знаем теперь, уступят место новым формам обществ по передаче ценностей. Но этого не произойдет до тех пор, пока Высшие Ценности не начнут проникать в Душу Человечества через Вместилище Вещества Души (ВВД). Нас ободряет надежда, что очищение ВВД будет и далее прогрессировать, поскольку, как явствует из наблюдений, безжалостная жестокость в человеческих отношениях уже менее распространена, чем две тысячи лет назад. Широко признается необходимость ответственности сильного за слабого.

Все это - показатель того, что животная природа в Человеческой Душе занимает уже менее доминирующее место, чем это было в прошлом. К сожалению, нет никаких признаков того, что за пять тысяч лет своего существования Цивилизации - то есть девять десятых человеческой расы - преуспели в устранении более глубокого зла: эгоистической жажды существования и доминирования над другими. Много тысячелетий должно еще пройти, прежде чем поток влияний, приходящих из Второго Источника, будет значительно отличаться от влияний настоящего времени. В нашем исследовании Истории мы увидим, как Цивилизации выполняют свою работу, а такие где и почему они терпят неудачу.

 

Эпохи

 

Третья великая стадия в переходе от Человека к Биосфере связана с еще одним мировым обществом - Эпохой, которая сама по себе является симбиозом. Это означает, что Эпоха - это гораздо больше, чем общество всего человечества, существующего в какой-то период времени. Ее место- в потоке эволюционной и инволюционной трансформации, включающей все формы жизни в Биосфере. И это еще не все, так как Эпоха имеет невидимое, или эссенциальное, окружение, являющееся целостной Судьбой Человечества. Симбиоз тотален, поскольку речь идет о человечестве, за небольшим исключением исчезнувших следов ранних периодов, выпавших из эволюционного потока. Так как в одно какое-либо время может быть только одна такая тотальность, и так как продолжительность не измеряется тысячами лет, мы. располагаем для изучения симбиоза эпохи очень небольшим историческим материалом. Тем не менее представляется убедительным, что Ценностные Структуры различных Цивилизаций, хотя и конфликтующие в частностях, имеют распознаваемый общий элемент, отмечающий стадию, достигнутую в общей Эволюции человеческой расы. В пределах Эпохи различные цивилизации, культуры, государства и супер-государства, мировые религии и т. п. выступают в качестве терминов тотальной структуры. Только в самом недавнем прошлом появилось достаточно исторического материала, позволяющего дать прогноз будущего Эпохального Симбиоза, Поскольку он имеет свое место в тотальном Симбиозе, мы ожидаем, что каждая последующая эпоха сделает свой специфический и распознаваемый вклад в человеческий прогресс. Назовем его Господствующей Идеей Эпохи  (см. гл. 43). Степень конкретности ее структуры должна отвечать числу элементов, подлежащих комбинированию в структуру. Это станет возможным лишь при изучении Эпох в Истории; поэтому перейдем к следующей стадии.

 

Человечество

 

Человеческий Эссенциальный Класс включает всех существ прошлого, настоящего и будущего, живущих на Земле и имеющих потенции к сознательной трансформации. Внутри этой тотальности различные породы людей возникали в прошлом и, без сомнения появятся в будущем. Любой такой большой цикл человеческой Трансформации определяет тотальность, которую мы называем Человечеством. Продолжительность такого цикла как элемента в Биосфере может длиться сотни тысяч лет, и на данной стадии изучения мы не имеем критерия для решения. Возможно, что успешные циклы соответствуют развитию Самостей в отдельной человеческой Тотальности.[167]

Руководящим принципом для нас является убеждение, что Человечество должно исполнить свою уникальную Судьбу, и что все подчиненные общества вовлечены в эту Судьбу, сознают они это или нет.

 

Одухотворение

 

Перед нами понятие, которое мы развивали в главе 35: "Реализация Сущности в пределах Существования и Одухотворение Существования посредством Сущности.[168] Включая это понятие в нашу схему Обществ Биосферы, мы подразумеваем Одухотворение "сообщность" Индивидуумов. Это предполагает связь с Индивидуализированными Душами Психотелеологической группы. Попробуем соединить этот источник внутри Тотальности Биосферы с "Общиной Святых" и с Совершенными Индивидуумами, принявшими ответственность за руководство процессом Одухотворения на Земле.[169] Сюда можно включить и Демиургические Существа, чтобы таким образом сформировать Общество Индивидуальных Воль, объединенных - за пределами ограничений времени и пространства - для выполнения задачи Одухотворения.

 

Эволюционирующий Ствол

 

Человеческие тотальности, которые будут возникать на Земле, не могут самостоятельно выполнить всю задачу трансформации Биосферы в Сознательное Творческое Бытие. Для этой великой цели необходимо объединение множества различных ролей. Под Эволюционирующим Стволом мы понимаем общество, которое в течение большого периода времени является точкой роста, в которой сконцентрировано Значение жизни на Земле.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!